Интервалы замены масла в двигателе. Чем грозит «перепробег» и стоит ли в 2 раза сокращать межсервисный интервал
Интервалы замены масла в двигателе. Чем грозит «перепробег» и стоит ли в 2 раза сокращать межсервисный интервал?
11.01.2019
Парадокс, но далеко не все автомобилисты соблюдают рекомендуемые межсервисные интервалы замены моторного масла. Одни ездят на масле по 20–30 тысяч км, а другие меняют его в два раза чаще рекомендаций автопроизводителя. Ниже рассмотрим, насколько важно следовать предписываемым интервалам замены масла в двигателе и разберем последствия перепробега.
Содержание:
Последствия несвоевременной замены масла
Автопроизводители указывают интервал замены масла в инструкции по эксплуатации авто. Зачастую корректировок для различных режимов работы в документации нет. А ведь это — очень важный нюанс.
В подавляющем большинстве современных авто нет счетчика моточасов. Хотя для ресурса моторного масла важен не пробег (как для узлов трансмиссии), а именно наработка в часах. И только в некоторых моделях авто масло меняется по внутреннему счетчику, который иногда учитывает не только пробег, но и наработку двигателя (в большинстве случаев этот счетчик связан с одометром и выполняет функцию обычной «напоминалки»). После замены масла производится сброс сервисного интервала.
Кратко рассмотрим возможные последствия несвоевременной замены масла:
- Загрязнение деталей ДВС шламом. К концу срока службы масло теряет свои моющие и диспергирующие свойства. Детали ДВС начинают загрязняться продуктами распада топлива и смазки.
- Потеря мощности. падения смазочных свойств увеличивается коэффициент трения в подвижных соединениях.
- Небольшое повышение расхода топлива (как следствие предыдущего пункта).
- Общее снижение ресурса мотора.
Какой интервал замены масла в двигателе оптимален
Возьмем за эталон оптимальной замены масла пробег, рекомендуемый автопроизводителем, и сделаем некоторые корректировки в зависимости от условий эксплуатации.
- Если авто ездит преимущественно (на 90% и более) по городу со всеми «прелестями» этого режима, такими как прогревы, частые поездки на короткие расстояния, пробки и в общем низкая средняя скорость — сокращаем пробег между очередными заменами примерно на 20–30%.
- Если двигатель нагружен, часто раскручивается до высоких оборотов или работает «в натяг» — отнимаем от регламентного пробега еще 10–20%.
- Если используется топливо сомнительного качества или масло из более дешевого сегмента, чем рекомендует автопроизводитель — сокращаем интервал замены на 20–30%.
Многие автовладельцы не утруждают себя детальными подсчетами, а просто меняют масло в 2 раза чаще, чем требуется. Такой подход позволяет не думать о защите двигателя, так как даже недорогие масла, наподобие отечественного Лукойла, не успевают состариться и потерять свои рабочие свойства. Однако важно помнить о том, что при каждой смене масла необходимо менять масляный фильтр.
Замена масла со сбросом межсервисного пробега
В относительно новых машинах предусмотрен специальный индикатор, напоминающий о необходимости замены моторного масла. В более простых моделях это , который снимает с водителя обязанность запоминать интервалы между ТО.
В более технологичных авто счетчик старения масла влияет и на режим работы ЭБУ. На старом масле, которое явно выработало свой ресурс, блок управления может ограничить некоторые режимы работы двигателя, если не снять межсервисный интервал. Таким образом ЭБУ предохраняет мотор от повреждений.
Правильная замена масла в вариаторе — как часто нужно менять
Ремонт
В современных шестернях вариатора трансмиссионная жидкость играет не менее важную роль, чем в передачах с гидротрансформатором. Поэтому замена масла в вариаторе считается обязательной процедурой для всех механиков. Подумайте, когда необходимо заменить жидкость вариатора, какой тип масла использовать и как сбросить счетчик старения. Это вопросы, которые больше всего интересуют владельцев автомобилей с вариаторами производства Nissan, Renault, Mitsubishi, Subaru, Toyota.
Как проверить состояние?
- Капельный тест. Слейте небольшое количество масла из масляного щупа на чистую белую ткань. Мутность указывает на большое количество взвешенных продуктов износа пакета трения, которые влияют на масляные каналы и работу змеевика. Запах гари свидетельствует о неоднократном перегреве жидкости вариатора из-за неисправности системы охлаждения вариатора или падения давления в системе смазки. Если давление падает, фрикционные диски начинают скользить, что приводит к перегреву масла. Коробку передач можно заливать трансмиссионной жидкостью синего, зеленого или красного цвета в зависимости от года выпуска и модели коробки передач. Рекомендуется иметь образец нового масла для визуального сравнения во время капания.
- Измеритель старения трансмиссионной жидкости. Работа электронного блока управления многих, в основном современных вариаторов, включает математический алгоритм расчета оставшегося ресурса трансмиссионной жидкости. В расчетах учитывается общее время работы вариатора, температура масла и рабочие циклы. Я говорю о знакомых многим владельцам Тойоты Ниссан, Балам, отсчитывающих время замены жидкости вариатора. Например, Toyota рекомендует менять масло в вариаторе, когда на счетчике старения оно достигает 210 000 единиц.
Почему не стоит доверять косвенным признакам?
Описанные выше методы — единственно возможные способы проверки состояния масла. Однако цвет, запах, консистенция и тем более показатель старения не позволяют проверить фактические физические свойства трансмиссионной жидкости в вариаторе. По этой причине рекомендуем придерживаться следующих правил.
- замена масла в вариаторе после покупки подержанного автомобиля. Ремонт коробки передач Vario — слишком дорогое удовольствие, чтобы полагаться на слова бывшего хозяина и даже на квитанции об оплате замены жидкости на заправках. Часто мастера пренебрегают демонтажем поддона и заменой фильтрующих картриджей;
- Соблюдайте рекомендуемые интервалы замены. Не исключено, что вам придется пойти против производителя автомобиля. Во многих сервисных руководствах указано, что масло вариатора заливается на весь срок службы и не требует замены.
Когда нужно менять?
Специалисты, занимающиеся ремонтом коробки передач вариатора, рекомендуют менять масло каждые 40 тысяч. км. Ознакомившись с принципом работы и устройством вариатора, вы сами поймете, почему не стоит рассчитывать на его долгий срок службы без регулярной замены масла. При тяжелых условиях эксплуатации рекомендуется сократить интервалы до 30-35 тысяч. км. К негативным факторам можно отнести:
- буксировка прицепа;
- динамичное вождение с резким ускорением и замедлением;
- длительные периоды бездействия в жаркое время года. При движении в условиях дорожного движения вентиляция корпуса вариатора, радиатора охлаждения отсутствует, поэтому значительно возрастает риск перегрева;
- труднопроходимая местность. Пробуксовка ведущего колеса — самый утомительный режим для вариатора;
- Езда по пыльным дорогам в гористой местности.
Трансмиссионная жидкость и фильтра для вариаторных КПП
Для вариаторов рекомендуется использовать только оригинальную жидкость производителя. Масла других производителей могут использоваться только в том случае, если их продукция соответствует допускам исходной жидкости.
В случае трансмиссий CVT мы рекомендуем использовать оригинальную жидкость, подписанную брендом производителя. Масла сторонних производителей могут использоваться только в том случае, если продукт соответствует первоначальным требованиям сертификации жидкости.
Физические свойства трансмиссионной жидкости изменились с развитием вариатора. Например, в случае автомобилей Nissan введитеИспользуемая трансмиссионная жидкость может отличаться от NS-1, NS-2 или NS-3 в зависимости от модели вариатора. Перед заменой масла проверьте в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию точное количество и тип используемого масла.
Шестерни вариатора часто имеют бумажный фильтрующий элемент (фильтр тонкой очистки) и металлическую сетку (фильтр грубой очистки) на входе масла. При замене масла фильтр тонкой очистки необходимо заменить. Сетку следует промывать только по возможности и заменять только при сильном засорении фрикционного клея. Масло в маслосливной пробке забито отложениями от перегретой рабочей жидкости.
Меняем самостоятельно
- Открутите сливную пробку и слейте старое масло.
- Отвинтите поддон для сбора капель, чтобы снять с нижней части вариатора остальные использованные детали.
- Заменить масляный фильтр, промыть и при необходимости заменить фильтр грубой очистки.
- Перед заменой масляного фильтра очистите сопрягаемые поверхности, установите новую прокладку и прикрутите поддон для сбора капель. Вкрутите сливную пробку.
- Залейте новую жидкость CVT через воронку, вставленную в отверстие для щупа. Если перед заменой уровень был правильным, объем заполнения должен соответствовать количеству старой жидкости.
- Проверьте уровень масла в соответствии с инструкциями в руководстве по обслуживанию и ремонту.
- Очистите счетчик старения рабочей жидкости. Это можно сделать с помощью множества универсальных диагностических инструментов.
Практика показывает, что после замены масла без сброса счетчика вариатор начинает работать рывками и неровностями. А опыт ремонта вариаторов показывает закономерность, по которой обрыв ремня и выход из строя конусов сразу после замены масла без обнуления счетчика.
Старение масла в двигателе
При работе любого механизма или пары трения свойства смазочных материалов изменяются: они загрязняются механическими примесями, накапливают влагу, в них накапливаются растворимые и взвешенные продукты окисления. На понятном каждому человеку языке говорят, что в процессе работы происходит старение масла в двигателе. Масло, взятое из картера двигателя, даже через небольшой период времени работы существенно отличается от свежего по внешнему виду и свойствам.
Наиболее заметные изменения качества вызваны процессами окисления и термического распада углеводородов масла, которые являются основной причиной образования лаков и нагаров в зоне цилиндропоршневой группы. Кроме того, часто накапливаются низкотемпературные отложения (шлам) в картере и маслопроводах. Современные двигатели, устанавливаемые на мощные автомобили, имеют повышенную теплонагруженность, а следовательно, при их работе свойства масел ухудшаются значительно быстрее, в сравнении с моторами разработанными 20-30 лет назад.
Некоторые продукты окисления (смолы, органические кислоты) находятся в масле в растворенном состоянии. Они приводят к увеличению вязкости и кислотного числа. Другие (типа асфальтовых соединений) способны образовывать лаки, липкие осадки, приносящие особенно большой вред, так как вызывают залегание и пригорание поршневых колец. Значительная часть продуктов окисления находится в виде очень мелкой устойчивой механической взвеси, участвующей в образовании нагаров. Фильтрацией полностью очистить от них масло не удается, поэтому количество углеродистых частиц в процессе работы двигателя увеличивается. Для нейтрализации подобного рода отложений можно использовать промывку на основе циклогексанона и 2-пропоксиэтанола. Не стоит уповать на бытовые растворители, к тому же они агрессивны для прокладок и ЛКП.
Для моторных масел характерно также загрязнение пылью, попадающей с засасываемым для горения воздухом и при использовании загрязненного топлива. Максимальное количество абразивных примесей в масле накапливается при езде автомобилей по грунтовым дорогам, полям. Количество механических примесей возрастает и в результате накопления металлов, снимаемых с поверхностей в процессе трения. Все эти абразивные механические примеси, твердость которых больше, чем металла, резко увеличивают износ деталей. Основная их часть задерживается маслоочистительными устройствами двигателя, но наиболее мелкие могут длительное время циркулировать по смазочной системе, вызывая повышенный износ. Чтобы не допускать чрезмерного загрязнения масла, необходимотщательно следить за состоянием маслофильтрующих устройств двигателя, своевременно заменять фильтр тонкой очистки и промывать центрифугу (если таковая имеется).
В работающих маслах всегда накапливается вода. Больше всего ее попадает из камеры сгорания с прорывающимися газами, так как при сгорании 1 кг топлива образуется около 1,2—1,4 кг воды. Кроме того, вода конденсируется из воздуха при резком снижении температуры (например, при охлаждении двигателя после работы). Накопление воды повышает коррозионность масла и ухудшает его
смазывающие свойства. Поэтому, чтобы не допускать накопление воды, нужно следить за исправностью системы, вентиляции картера.
В отработавших маслах могут быть обнаружены также серная и сернистая кислоты, образующиеся при сгорании серы топлива, которые резко увеличивают коррозионный износ. Перечисленные изменения свойственны маслам, работающим в любых двигателях. Но для каждого из них характерны и свои особенности. Так, в бензиновых, наряду, с загрязнением и окислением свойства масел заметно ухудшаются из-за накопления в них тяжелых остатков бензина. В бензиновых двигателях тяжелые фракции полностью не сгорают, а кон-денсируются, стекая в картер, смывая по пути смазочное масло. В зависимости от качества топлива и технического состояния двигателя в масле может накопиться до 5—10% несгоревшего топлива. Это снижает вязкость масла, ухудшает его смазывающую способность и может привести к нарушению жидкостного трения. Если двигатель работает на этилированном бензине, то в масле может быть обнаружен свинец, входящий в состав антидетонаторов.
При правильной регулировке топливной аппаратуры и хорошем техническом состоянии деталей цилиндро-поршневой группы дизелей масло топливом, как правило, не разжижается. Однако здесь выше степень сжатия, а значит температура и нагрузки значительно выше, чем в карбюраторных двигателях, что способствует ускоренному образованию продуктов окисления, находящихся в масле как в растворенном, так и взвешенном состоянии. Не менее значительные изменения вызваны сильным загрязнением масла продуктами неполного сгорания топлива (сажевыми частицами), а также окислами серы. Именно здесь быстро и значительно увеличивается коррозийность масел из-за накопления минеральных кислот.
Дизели работают на более бедных, чем бензиновые двигатели, горючих смесях: для сжигания 1 кг топлива в них подается в 1,5 раза больше воздуха. В результате ускоряется загрязнение масла пылью из окружающей атмосферы, что приводит к большему накоплению осадков, загрязняющих систему смазки двигателей и увеличивающих износ, а также вызывающих нагарообразование в цилиндропоршневой группе.
На изменение свойств масел существенное влияние оказывает техническое состояние двигателя. Скорость окисления и загрязнения значительно выше при работе масел в изношенных двигателях, когда увеличен прорыв газов в картер и повышена температура деталей, а так же при работе трактора (автомобиля) с перегрузкой или с неустановившимися нагрузками.
В результате старения и загрязнения меняется и внешний вид масла — оно темнеет. Если рассмотреть каплю работавшего масла при сильном увеличении, то будет заметно, что в ней находится множество взвешенных частиц различного размера. При использовании в двигателе масла с большим количеством продуктов загрязнения быстро образуются нагары и лаки. Постепенное накопление высокотемпературных отложений в поршневых канавках приводит в итоге к залеганию, а потом и к пригоранию колец. При этом увеличивается прорыв газов в картер, возрастает расход масла и износ цилиндропоршневой группы, снижаются мощность и экономичность. Нагары и лаки плохо проводят тепло, поэтому при их накоплении двигатель перегревается, а это в свою очередь вызывает ускорение процессов окисления. Понятно, что чем лучше эксплуатационные свойства масел, выше эффективность введенных в них присадок, тем медленнее оно стареет.
При работе двигателя введенные в масло присадки срабатываются. Скорость процесса зависит от типа и теплонапряженности двигателя, его технического состояния, условий эксплуатации, качества используемого топлива и многих других факторов. Прежде всего, присадки расходуются на выполнение своих основных функций, а образующиеся вещества задерживаются маслофильтрующими устройствами. Кроме того, в процессе работы двигателя масло угорает, вместе с ним теряется и часть присадок. Своевременные доливы масла взамен угоревшего позволяют в некоторой степени поддерживать концентрацию присадок на требуемом уровне.
Срабатывание присадок приводит к изменению многих показателей качества масла: снижается щелочное число, ухудшаются моющие свойства, повышается коррозионность и т.д.
Большое влияние на изменение свойств масел оказывает не только уровень форсирования дизеля, но и содержание серы в топливе. Если при работе форсированного двигателя на малосернистом топливе заметны интенсивные изменения показателей качества масла и менять его нужно было бы не через 480, а через 240 ч, то, при использовании высокосернистого топлива свойства масла ухудшаются недопустимо. Очевидно, в этом случае необходимо применять масла с более высокими эксплуатационными свойствами.
Таким образом, в работавшем масле происходят глубокие изменения: накапливаются продукты превращения углеводородов масел, загрязнения, попавшие с воздухом и топливом, увеличивается количество агрессивных со-единений. Во всех случаях качество масла ухудшается быстрее, если оно неправильно подобрано для двигателя данного типа и его качество не отвечает требованиям ГОСТ.
Всё выше сказанное, говорит рядовому пользователю о том, что нужно с достаточной ответственностью подходить к выбору моторного масла, и интервалов его замены.
Прежде всего необходимо отталкиваться от рекомендаций производителя и при необходимости делать корректировки, в зависимости от условий эксплуатации конкретного автомобиля.
Правильная замена масла в вариаторе
В конструкции современных вариаторных коробок передач трансмиссионная жидкость играет не менее важную роль, чем в гидротрансформаторных АКПП. Поэтому замена масла в вариаторе всеми техническими специалистами считается обязательной процедурой. Рассмотрим, когда нужно менять жидкость в коробках CVT, какое масло заливать и как сбросить счетчик старения. Именно эти вопросы чаще всего интересуют владельцев автомобилей с вариаторами производства Nissan, Renault, Mitsubishi, Subaru, Toyota.
Как проверить состояние?
Капельная проба. Капните небольшое количество масла со щупа на чистую белую салфетку. Помутнение свидетельствует о большом количестве взвеси продуктов износа пакетов фрикционов, что негативно сказывается на масляных каналах и работе соленоидов. Запах гари говорит о неоднократном перегреве рабочей жидкости, что случается вследствие неисправности системы охлаждения вариатора либо падения давления в системе смазки. Фрикционные диски при снижении давления начинают проскальзывать, перегревая тем самым масло. В зависимости от года выпуска и модели КПП, в вариатор может быть залита жидкость синего, зеленого или красного цвета. Для наглядного сравнения при капельной пробе желательно иметь образец нового масла.
- Счетчик старения трансмиссионной жидкости. В работе электронного блока управления многих, по большей мере современных, вариаторов присутствует математический алгоритм вычисления остаточного ресурса рабочей жидкости. В расчете учитывается общее время работы вариатора, температура масла и режимные нагрузки. Речь об известных многим владельцам Toyota, Nissan, балам, которые отсчитывают срок замены жидкости CVT. К примеру, Тойота рекомендует заменить масло в вариаторе при достижении 210 000 единиц на счетчике старения.
Почему не стоит доверять косвенным признакам?
Описанные выше методы – единственные способы проверки состояния масла. Но цвет, запах, консистенция, а тем более счетчик старения, не позволяют проверить реальные физические свойства трансмиссионной жидкости в вариаторе. Поэтому мы рекомендуем придерживаться следующих правил:
- производить замену масла в вариаторе после покупки б/у автомобиля. Ремонт вариаторных КПП – слишком дорогое удовольствие, чтобы полагаться на слова бывшего владельца и даже чеки об оплате заказ-нарядов по замене жидкости на СТО. Нередки случаи, когда мастера пренебрегают снятием поддона, заменой фильтрующих элементов;
- придерживаться рекомендованных интервалов замены. Не исключено, что вам придется идти наперекор производителю автомобиля. Во многих руководствах по эксплуатации указано, что масло в коробку CVT залито на весь срок службы и не требует замены.
Когда нужно менять?
Специалисты по ремонту вариаторных КПП рекомендуют менять масло каждые 40 тыс. км. Изучив принцип работы и устройство вариатора, вы и сами поймете, почему без регулярной замены масла рассчитывать на долгий срок службы не стоит. В случае тяжелых условий эксплуатации интервалы рекомендовано сократить до 30-35 тыс. км. К негативным факторам относятся:
буксировка прицепа;
- динамическая езда с интенсивными ускорениями и замедлениями;
- длительные простои в жаркое время года. При движении в пробке отсутствует обдув корпуса вариатора, радиатора охлаждения, поэтому значительно повышается риск перегрева;
- движение в условиях пересеченной местности. Пробуксовка ведущих колес – наиболее изнурительный режим работы для коробок CVT;
- езда по пыльным дорогам, в условиях гористой местности.
Трансмиссионная жидкость и фильтра для вариаторных КПП
Для CVT рекомендуем использовать только оригинальную жидкость под брендом завода-изготовителя. Заливать масло стороннего производства можно лишь в том случае, если продукция соответствует допускам оригинальной жидкости.
Физические характеристики трансмиссионных жидкостей менялись в соответствии с развитием устройства вариаторов. К примеру, в автомобилях Nissan в зависимости от модели вариатора может использоваться жидкость класса NS-1, NS-2 или NS-3. Перед заменой обратитесь к руководству по ремонту и эксплуатации, где вы найдете полную информацию о заправочном объеме и типе масла.
В конструкции вариаторной КПП зачастую присутствует бумажный фильтрующий элемент (тонкая очистка) и металлическая сетка (грубая очистка) маслоприемника. Вместе с заменой масла следует менять и фильтра тонкой очистки. Сеточка при возможности только промывается и подлежит замене лишь в тех случаях, если плотно забивается клеем фрикционных накладок, закоксовывается отложениями перегретой рабочей жидкости.
Меняем самостоятельно
- Открутите пробку сливного отверстия и слейте старое масло.
- Открутите поддон вариатора, чтобы удалить со дна продукты износа.
- Замените масляный фильтр, промойте, а при необходимости замените фильтр грубой очистки.
- Предварительно очистив привалочные плоскости, установите новую прокладку и прикрутите поддон. Закрутите сливную пробку.
- Через воронку, вставленную в отверстие щупа, залейте новую жидкость для CVT. Если уровень до замены был в норме, заправочный объем должен соответствовать количеству старой жидкости.
- Проверьте уровень масла согласно инструкции из руководства по ремонту и эксплуатации.
- Сбросьте счетчик старения рабочей жидкости. Сделать это можно многими универсальными диагностическими приборами.
Как показывает практика, после замены масла без сброса датчика вариатор начинает работать с подергиваниями и ударами. А опыт ремонта коробок CVT говорит о закономерности, согласно которой рвется ремень и повреждаются конусы как раз после замены жидкости без обнуления счетчика.
Как вы можете увидеть на видео, в замене масла вариатора своими руками нет ничего сложного.
Анатолий Калицев, эксперт по продукту компании Renault Россия
Специалисты агентства «АВТОСТАТ» выяснили, что в России уже 65% легковых автомобилей продается с автоматической трансмиссией. Причем свыше 40% – это классические «автоматы», а вот на долю вариаторов приходится примерно десятая часть всех продаж. Автоэксперты считают, что не очень высокий уровень продаж автомобилей с вариатором связан с недоверием покупателей к этому типу трансмиссии, что является следствием целого ряда мифов. Что из этого правда, а что нет – разбирались директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков и эксперт по продукту компании Renault Россия Анатолий Калицев.
— Анатолий, давайте рассмотрим самые популярные мифы о вариаторах. Итак, миф первый: вариатор – не надежный. Он служит меньше, чем классический «автомат» и даже менее надежен, нежели «робот». Правда ли это? В чем плюсы и минусы вариатора против других автоматических трансмиссий? Какой пробег для современного вариатора критичен? Сколько он в среднем «проходит» до ремонта? И насколько дорог в обслуживании и ремонте?
— Главные плюсы трансмиссии CVT X-Tronic перед другими типами автоматических трансмиссий с точки зрения вождения – это низкий расход топлива и комфорт благодаря отсутствию разрыва потока мощности при изменении передаточного отношения.
Что касается надежности и долговечности, современные трансмиссии CVT X-Tronic ничем не уступают классическим ступенчатым «автоматам», их срок службы также равен сроку службы автомобиля. Большим плюсом с точки зрения эксплуатации трансмиссии CVT X-Tronic является отсутствие необходимости какого-то периодического обслуживания (замены масла или каких-то деталей износа). Внутри трансмиссии CVT X-Tronic стоит счетчик старения масла, который учитывает не только общее количество пройденных километров, но и то, как эти километры пройдены (при какой нагрузке, с какой скоростью, при какой температуре и т.д.) – учитывается масса параметров, чтобы определить, насколько изменились свойства масла. В случае необходимости трансмиссия выдаст сообщение с рекомендацией замены масла при диагностике на плановом ТО. На практике такое сообщение, как и необходимость замены масла, возникает крайне редко: как правило, масло, залитое в новую трансмиссию, успешно работает на протяжении всего срока службы автомобиля.
— Миф второй: вариатор нельзя устанавливать на внедорожники. При пробуксовках и высоких нагрузках на коробку на бездорожье он перегреется и сломается. Как ведет себя вариатор в сложных дорожных условиях? Что может привести к выходу его из строя?
— Напротив, конструктивно трансмиссия CVT X-Tronic хорошо приспособлена к использованию на бездорожье. В первую очередь, благодаря наличию гидротрансформатора, который позволяет двигаться с маленькой скоростью по сложным участкам рельефа без износа поверхностей трения и без риска перегрева. Трансмиссия CVT8 от японской компании Jatco, которая применяется на полноприводных моделях Renault, изначально рассчитана на кроссоверы и внедорожники, причем она используется как на легких и компактных моделях, так и на значительно более тяжелых SUV сегмента D, таких, как Nissan X-Trail или Mitsubishi Outlander. Это красноречиво свидетельствует о большом запасе прочности и долговечности трансмиссии.
Второй важный момент – компания Renault использует самую совершенную и самую полную комплектацию трансмиссии CVT8. Например, на всех наших моделях применяется отдельный радиатор охлаждения трансмиссии, а также демпферы пульсации масла. И, наконец, огромное значение имеет программа управления трансмиссией. Например, специально для внедорожника Duster был разработан особый алгоритм работы трансмиссии в режиме 4WD LOCK, который позволяет не блокировать гидротрансформатор на скорости до 45 км/ч вместо обычных 12 км/ч. Причем 45 км/ч – это скорость оси, а не одного из колес. То есть, например, если одно колесо оси стоит на сухом асфальте, то второе может буксовать на скорости до 90 км/ч на льду, и гидротрансформатор все еще не будет заблокирован. Пример сугубо условный, в реальности достичь такой разницы скоростей не даст система распределения тяги между колесами, которая перебросит часть тяги с буксующего колеса, что и позволит автомобилю сдвинуться с места.
— Миф третий: если на автомобиле с вариатором застрять в снегу или грязи, то уже не выбраться без посторонней помощи. Так ли это? Можно ли пробовать «выгребать» в раскачку. Или как вообще себя вести за рулем, если «засел» в грязи на автомобиле с вариатором?
— Автоматическая трансмиссия типа CVT не накладывает никаких ограничений на использование на бездорожье. В частности, можно преодолевать препятствия ходом, а можно «в натяг» на малой скорости, используя преимущество гидротрансформатора. Можно допускать пробуксовку колес и использовать раскачку, чтобы выбраться из сложных мест. Никаких дополнительных ограничений, по сравнению с другими типами автоматических трансмиссий, CVT X-Tronic не накладывает. Например, Renault Duster с трансмиссией CVT X-Tronic по проходимости существенно превосходит любые кроссоверы с автоматической коробкой передач.
— Миф четвертый: автомобиль с вариатором медленно разгонятся и реагирует на педаль газа с запозданием. Насколько «скорострельные» современные вариаторы? Какие динамические характеристики у автомобилей Renault c вариаторами?
— По динамическим характеристикам трансмиссия CVT X-Tronic не уступает классическим «автоматам», при том, что обладает преимуществом по экономичности. По удобству управления тягой связка «турбомотор + вариатор» существенно превосходит связку «атмосферный мотор + ступенчатый «автомат», поскольку максимальный крутящий момент двигателя (250 Нм) доступен уже с 1700 об/мин. Это позволяет получить начальный импульс ускорения, не дожидаясь подбора оптимального передаточного отношения. То есть, при нажатии педали газа, например, для обгона, автомобиль начинает ускоряться сразу же, а потом ускорение только нарастает при быстром изменении передаточного отношения трансмиссии. В случае с атмосферным двигателем и ступенчатым «автоматом» водителю пришлось бы ждать смены передач и выхода двигателя на высокие обороты, чтобы получить ускорение.
Кроме того, трансмиссии CVT X-Tronic используют алгоритм D-Step, подчеркивая ощущение динамики автомобиля. Также в распоряжении водителя ручной режим с семью фиксированными передачами. Таким образом, по динамике автомобили с CVT X-Tronic сравнимы с моделями с другими типами автоматических трансмиссий, но существенно превосходят их по удобству управления тягой и экономичности.
— Миф пятый: вариатор гудит. Он издает неприятные звуки, как будто какая-то турбина постоянно воет у тебя под капотом. Неужели современные вариаторы на самом деле шумные?
— Это неправда. По уровню шума трансмиссия CVT X-Tronic никак не выделяется на общем фоне и не издает никаких звуков – так же, как и другие автоматические трансмиссии.
— И в заключение расскажите, чем вариатор от фирмы Jatco, устанавливаемый на новый Duster отличается от других вариаторов? Какие новые современные решения в нем реализованы?
— В трансмиссию CVT X-Tronic 8-го поколения, которая применяется на наших кроссоверах и внедорожниках, внедрены все последние достижения и наработки компании Jatco, одного из лидеров в разработке и производстве автоматических трансмиссий. Главные из них – это большой диапазон передаточных чисел (силовой диапазон), высокопроизводительный гидротрансформатор с большими диапазонами блокировок, система смазки нового поколения с новейшим маслом NS3, а также совершенная программа управления, которая включает в себя режим D-Step для динамичного вождения и специальные алгоритмы работы на бездорожье в режиме 4WD Lock.