Питьевая вода для нужд офиса: учет и оформление
Питьевая вода для нужд офиса: учет и оформление
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Овчинникова и Дмитрий Игнатьев рассказывают о бухгалтерском и налоговом учете затрат на приобретение питьевой воды для нужд офиса, а также о документальном оформлении ее списания для организаций, применяющих общий режим налогообложения.
Организация (общий режим налогообложения) приобретает питьевую воду для офиса. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данные расходы? Какие документы нужно оформить?
Налоговый учет
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Что конкретно подразумевается под обеспечением нормальных условий труда и какие затраты относятся к такому обеспечению, НК РФ не поясняет.
Согласно нормам трудового законодательства на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ).
Статья 209 ТК РФ определяет условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
В ст. 212 ТК РФ перечислены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
При этом в ст. 163 ТК РФ содержится открытый перечень условий, обеспечивающих нормальные условия работы.
Заметим, что в п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность, в том числе юридических лиц, осуществлять, в частности, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Таким образом, на наш взгляд, документально подтвержденные затраты организации на приобретение питьевой воды с целью обеспечения нормальных условий труда работников могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов.
При этом Минфин России по вопросу учета расходов организации на приобретение питьевой воды до 2012 года давал следующие разъяснения: «Если водопроводная вода не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого снабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20) и опасна для использования в качестве питьевой, то затраты на приобретение питьевой воды для работников могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль» (смотрите, например, письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/43, от 10.06.2010 N 03-03-06/1/406).
Аналогичное мнение высказывали и налоговые органы. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411 налоговики указали, что при отсутствии справки Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды, поступающей организации, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и опасности ее использования в качестве питьевой воды затраты на приобретение природной питьевой воды и аренду кулеров могут быть признаны экономически неоправданными.
Однако в письмах 2012 года Минфин России уже не упоминает о том, что для признания расходов на приобретение питьевой воды экономически оправданными у организации должна быть в наличии справка (заключение) Госсанэпиднадзора (смотрите, например, письма Минфина России от 17.08.2012 N 03-03-06/2/89, от 10.08.2012 N 03-03-06/1/401, от 09.07.2012 N 03-03-06/1/332, от 25.05.2012 N 03-03-06/1/274).
В указанных письмах финансовое ведомство приходит к выводу, что затраты организации на приобретение чистой питьевой воды и соответствующего оборудования для обеспечения необходимых условий труда работников могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 НК РФ с учетом положений ст. 252 НК РФ.
При этом Минфин России ссылается на п. 18 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (далее — Типовой перечень).
В Типовом перечне (который является рекомендательным) указывается, что конкретный список мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
Отметим, что в п. 18 Типового перечня говорится о приобретении и монтаже установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой. То есть приобретение бутилированной воды данный пункт конкретно не обосновывает.
Таким образом, приведенные письма Минфина России, относящиеся к 2012 году, не содержат никаких дополнительных условий для учета затрат на приобретение воды в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Поэтому полагаем, что при отсутствии у организации заключения санитарно-эпидемиологической службы, документально подтвержденные и обоснованные (экономически оправданные) расходы на приобретение питьевой воды могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Однако прежние разъяснения финансового ведомства (до вступления в силу Типового перечня) не отменены. Поэтому полностью исключать возможные претензии налоговых органов относительно признания организацией в налоговом учете расходов по приобретению питьевой воды при отсутствии соответствующего документа о непригодности водопроводной воды для питья, по нашему мнению, преждевременно.
На основании изложенного организация должна самостоятельно принять решение, учитывать или нет в целях налогообложения указанные затраты.
Что касается положительной для налогоплательщика арбитражной практики по данному вопросу, то она достаточно большая. Суды подтверждают правомерность включения налогоплательщиком расходов на приобретение питьевой воды для работников в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в том числе при отсутствии заключения санитарно-эпидемиологической службы о непригодности водопроводной воды для питья (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2010 по делу N А32-16552/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 N 09АП-14414/2010, Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 N 10АП-1912/2010, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 N 07АП-1823/10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2008 N А33-9419/2007-Ф02-902/2008 (определением ВАС РФ от 30.05.2008 N 6728/08 отказано в передаче данного дела на пересмотр в порядке надзора)).
Бухгалтерский учет
На основании п.п. 2 и 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01) питьевая вода принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов (далее — МПЗ) по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 6 ПБУ 5/01).
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, определено, что МПЗ, приобретенные для собственных нужд, подлежат отражению в учете по дебету счета 10 «Материалы».
Соответственно, бухгалтерские проводки, отражающие поступление воды, будут следующими:
Дебет 10 Кредит 60 (76)
— оприходована поступившая от поставщика питьевая вода;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
— учтена сумма НДС (при наличии счета-фактуры, содержащего сумму НДС);
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— сумма НДС принята к вычету (при соблюдении всех предусмотренных главой 21 НК РФ условий).
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).
Следовательно, если затраты на приобретение питьевой воды рассматриваются организацией как расходы по обычным видам деятельности (в том случае, если организация принимает решение учитывать воду в целях налогообложения прибыли), то при передаче воды для потребления работниками в учете делается запись:
Дебет 20 (26) Кредит 10
— списана стоимость приобретенной питьевой воды.
Если же организация принимает решение приобретенную воду в целях налогового учета в составе расходов не отражать, то считаем, что расходы в виде стоимости питьевой воды признаются прочими и учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 10
— стоимость воды включена в состав прочих расходов;
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 19
— сумма НДС учтена в составе прочих затрат.
Согласно п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (далее — ПБУ 18/02) данное ПБУ может не применяться субъектами малого предпринимательства.
В случае применения организацией ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете следует отразить постоянное налоговое обязательство (п.п. 4, 7 ПБУ 18/02):
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— (стоимость затрат на воду, включая НДС (постоянная разница) х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство.
Документальное оформление
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Основанием для отражения стоимости приобретенной питьевой воды в бухгалтерском учете служат договор с поставщиком, отгрузочный документ поставщика (товарная накладная по форме N ТОРГ-12) и приходный ордер (форма N М-4).
Для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется требование-накладная (форма N М-11).
Для документального оформления списания питьевой воды в производство, на наш взгляд, организация вправе использовать самостоятельно разработанную форму акта на списание материалов в производство, которая должна отвечать требованиям к первичным учетным документам, предъявляемым п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Для подтверждения обоснованности отнесения к расходам в целях налогообложения стоимости питьевой воды целесообразно оформить внутренние организационно-распорядительные документы, например, приказ руководителя. Можно также разработать корпоративные стандарты организации, содержащие правила, согласно которым, в частности, работники обеспечиваются питьевой водой для создания наиболее благоприятных условий труда.
Как рассчитывается платеж за воду
Плата за воду – одна из самых важных строчек в квитанциях за коммунальные услуги. Именно на горячее и холодное водоснабжение, а также водоотведение приходится львиная доля наших трат на ЖКХ. При этом разобраться в тонкостях этих расчетов не так то просто. Судя по интернет-форумам, существенная часть потребителей плохо понимает принцип, по которому коммунальщики берут с них деньги. Более того, людям сложно решить, что выгоднее: ставить в квартирах счетчики или платить по нормативу? При этом по закону приборы учета должны были появится в домах россиян еще 1 июля 2012 года. В правительстве обещают всерьез взяться за «уклонистов» и придумать для них штрафные санкции. Минстрой в лице замминистра Андрея Чибиса грозит, что с 1 января 2015 года квартирам без счетчиков каждый квартал будут повышать коммунальные платежи на 30 %.
Как учитывается расход воды в многоквартирных домах
Нежелание многих россиян ставить приборы учета понятно: мало того, что делать это придется за свой счет, так еще и выгоды не очевидны. Одним удается сэкономить, а другие резко начинают платить за воду больше. Часто причина в том, что система ЖКХ «на местах» работает по разному: где-то перерасход и дополнительные платежи «вешают» на квартиры со счетчиками, где-то на тех, кто платит по тарифу.
Процесс расчета коммунальных платежей за воду регламентирует слишком много запутанных законодательных актов и постановлений. Основные документы – это Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилья в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 и изменения в эти правила под номером № 344, которые были внесены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013. Именно в этих источниках потребителям стоит искать ответ на свои вопросы к коммунальщикам.
В многоквартирных домах сегодня расход воды складывается из нескольких показателей. Мы платим отдельно за:
Холодную воду (ХВС)
Горячую воду (ГВС)
Воду на «общедомовые нужды»
Те, кто установил в квартирах счетчики, могут подсчитать фактическое количество использованной воды по показателям. Для квартир без приоров учета установлены нормативы потребления воды на человека.
Как рассчитывается платёж за воду со счетчиком и без счетчика
Если в квартире есть счетчик, все относительно просто. Размер платы за воду рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг:
Плата за ХВС = Потребление ХВС × Тариф
Плата за ГВС = Потребление ГВС × Тариф
Плата за водоотведение = (Потребление ХВС + Потребление ГВС) × Тариф
Кроме того, потребителям приходится оплачивать так называемые «общедомовые нужды», которые рассчитываются коммунальщиками отдельно по сложной формуле. «Общая» вода тратится на мытьё подъезда, полив газонов и т.д. При этом под сурдинку «списать» на «общедомовые нужды» лишние кубометры ЖЭК не имеет права – для этого существует лимит потребления. «Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления», указано в пункте 44 постановления №354 в редакции Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. №344.
В идеале, эта схема должна быть максимально прозрачной, но многие россияне жалуются, что вынуждены переплачивать за соседей без счётчиков.
По действующим правилам, квартиры без приборов учета оплачивают воду по нормативу в зависимости от того, сколько людей проживает на квадратных метрах. Теоретически, расчет должен вестись по аналогии: Плата за воду = Норматив потребления × Тариф. Однако, часто фактически в квартире живет гораздо больше людей, чем значится в квитанции. В этом случае образуются неоплаченный перерасход воды, на которую не пришел счет в конце месяца. Он повисает на балансе дома и в итоге перераспределяется между всеми жителями подъезда, что, конечно, вызывает недовольство соседей.
Решать эту проблему каждой жилконторе приходится самостоятельно. Но, как правило, если образуется перерасход, его приходится на кого-то повесить. И сами владельцы квартир без счетчиков при этом оказываются «крайними» ничуть не реже. По сведениям столичного департамента ЖКХ и благоустройства и обозревателей газеты «Аргументы и факты», за недвижимость в Москве переплачивают именно горожане без счетчиков.
Для них схема расчета выглядит так: из всего количества потраченной воды в доме вычитаются расходы на нежилые помещения, затем объем воды, учтенный по счетчикам, и общедомовые траты. Полученная сумма кубометров в равных долях делится между соседями, у которых нет счётчиков. В этом случае люди платят даже не по нормативу, а по среднему объёму потребления воды. Выходит, они финансируют все текущие в подвалах трубы и другие потери коммунального ресурса.
Сколько стоит установить счётчики на воду и как это сделать
Отчасти, проблема с установкой приборов учета в том, что это удовольствие не из дешевых. Сам счетчик стоит примерно 400–450 рублей, а вот установка может обойтись значительно дороже. В стандартных «прайсах» на сайтах сантехнических услуг указана цена от 500 рублей, но столько попросят за самую простую работу. Установка механизма в старых домах, с учетом состояния труб, может стоить от 3 до 6 тысяч рублей. При этом все траты придется взять на себя жильцам.
Для установки придется позвать профессиональных сантехников. Можно воспользоваться услугами любой квалифицированной фирмы на рынке либо пригласить специалиста из ЖЭКа.
В некоторых регионах местные власти идут навстречу пенсионерам, ветеранам и малоимущим – им устанавливают приборы учета за счет казны. Иногда расходы льготной категории жильцов берет на себя управляющая компания, но такие примеры единичны. По общей практике россиянам не стоит рассчитывать на поддержку государства, средства на необходимое оборудование придется выделить из семейного бюджета.
Как часто нужно менять счётчики на воду
Законопослушным собственникам жилья, которые установили счетчики воды, не стоит расслабляться надолго — эти приборы не вечны. Срок их эксплуатации указывается в паспорте устройства, в среднем это 16 лет. Также аппараты должны проходить техническую проверку: каждые 6 лет для счетчиков холодной и каждые 4 года для счетчиков горячей воды. Все это, естественно, за счет потребителя. В среднем, проверка обойдется в 1000 рублей за прибор.
А вот за первичное опломбирование счетчика ЖЭК не имеет права требовать с жильцов деньги. Эта операция бесплатная, и провести её необходимо сразу после того, как вы установили аппарат. Для этого в управляющую контору по месту жительства подается заявление с просьбой принять приборы учета в эксплуатацию. Специалист должен в присутствии хозяина снять первые показания, подписать акт о приёмке и опломбировать каждое устройство. В дальнейшем коммунальщики могут иногда навещать вашу квартиру с ревизией – проверять целостность пломб и верность показаний, заявленных в квитанции.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Ну как учесть воду в коммуналке?
Как только в стране началась борьба за всеобъемлющий контроль и учет потребленных ресурсов, начались и мучения обитателей коммунальных квартир. Нет, вообще-то мучения начались раньше. Собственно, они были всегда. Однако государственный курс на повсеместную установку узлов учета воды обострил проблемы коммуналок. Законодательство у нас на всех одно. Специфику коммунальных квартир оно не учитывает, как будто их нет, как будто явление это осталось в ушедшем XX веке.
Каждому жильцу по отдельному крану. И отдельному счетчику?
ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС
В коммуналках, как и в отдельных квартирах, должны быть установлены счетчики воды. Не установили, стало быть, будете платить по нормативу с коэффициентом: до недавнего времени – больше на 10 процентов, сейчас – на 20, потом – на 30, 40 и так далее – до 60. Спастись от неприятного коэффициента можно, лишь получив справку о том, что в квартире нет технической возможности для установки счетчика. Но критерии технической возможности-невозможности настолько размыты, что, по сути, решение оставлено на совести управляющих компаний. А с совестью у них не очень.
Так, жители одной огромной коммуналки в Адмиралтейском районе попросили своего домоуправа помочь им с документами о технической невозможности. И получили акт, в котором – черным по белому – говорилось, что в квартире имеется таки возможность обеспечить законный учет, но для этого нужно установить. 12 счетчиков холодной воды: по числу входящих в квартиру труб.
В квартире живут шесть семей – 17 человек. Как им рассчитываться за воду по счетчику(-ам)? Специалисты управляющих компаний отвечают на этот вопрос, кто во что горазд. Вот два самых распространенных ответа.
Первый. Одномоментно снять показания 12 узлов учета, рассчитать общий расход по всем узлам, потом разделить на количество проживающих, потом умножить на количество членов семьи, полученный расход вписать в квитанцию.
Второй. Одномоментно снять показания 12 узлов учета, рассчитать общий расход, вписать все это в квитанцию одному собственнику (по выбору населения коммуналки). А остальные уже будут рассчитываться с ним: или сдавать ему свою долю загодя, или после того, как он заплатит. При этом такие тонкости, как наличие у некоторых жильцов стиральных или посудомоечных машин, учету не поддаются. Как с этим быть, «коммунальцы» должны придумать сами.
Признаться, сотрудники УК, которые давали такие пояснения, сами еле сдерживали смех. Вот только гражданам не до смеха. Чем дальше, тем больше у «коммунальцев» конкретных вопросов. И тем меньше у коммунальщиков конкретных ответов. Непонятно даже, кто должен оплачивать установку счетчиков, если в коммуналке есть и приватизированные, и неприватизированные комнаты. Теоретически часть денег должен выплатить бюджет. А практически?
Практически государству, похоже, придется вспомнить, что коммуналки на просторах России еще очень даже имеются.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (5523) от 17.08.2015.
Как правильно рассчитать плату за воду
В прошлом выпуске рубрики «Управдом» мы рассказали, за что платят горожане в графе «Содержание жилых помещений», а сегодня разберемся с тарифами на воду.
С сентября прошлого года в России ввели правила, по которым предоставляют коммунальные услуги. Они утверждены в 354-м Постановлении правительства. Отныне жильцы домов должны платить не только за использование ресурсов внутри собственной квартиры, но и покрывать расходы по общедомовым нуждам. То есть раньше с нас спрашивали только за свет в подъезде, а сейчас прибавили в квитанцию общую тепловую энергию, водоснабжение, а также канализацию.
В этот раз разберемся с платежами за воду по внутриквартирным расходам, а в следующем номере расскажем, как платить за общедомовые нужды.
Итак, сумма за индивидуальное потребление горячей, холодной воды, а также пользование канализацией начисляется исходя из показаний квартирных счетчиков. Закон обязал установить такие приборы еще до 1 июля. Однако народ у нас необязательный, а потому счетчики есть далеко не в каждой квартире.
По счетчику
Если у вас есть индивидуальный прибор учета, вы обязаны ежемесячно снимать его показания. Сообщить их можно через Интернет на сайте kvartplata.info, либо позвонив в бухгалтерию вашего ТСЖ или управляющей компании.
Согласно постановлению передавать показания надо не позднее 26-го числа текущего месяца, но точные сроки лучше выяснить в вашей управляющей организации. Так, УК и ТСЖ, которые работают с петербургским вычислительным центром (ГУП ВЦКП), обязаны предоставлять данные не позднее двадцатого числа.
Если показания приборов вы не предоставили либо они вышли из строя, плату рассчитают следующим образом: в течение трех месяцев — по объемам среднемесячного потребления за прошлый период, по истечении триместра — по нормативу потребления коммунальных услуг.
Сумма оплаты зависит от объема потребленной воды и установленных тарифов (смотрите формулу).
КСТАТИ
Сумму вашего платежа за горячую и холодную воду, а также за канализацию, отопление, электроэнергию и газоснабжение можно рассчитать на калькуляторе коммунальных платежей. Он есть на сайте Федеральной службы по тарифам: www.fstrf.ru/calc-jkh. Но учтите, что тарифы там обновляются не сразу, а спустя некоторое время, вплоть до нескольких месяцев после их введения.
Коммунальное хозяйство, как чужая душа, — потемки. Всех тонкостей в одиночку не понять. А между тем незнание порой обходится в кругленькую сумму. За что мы платим, как начисляются счета, кто распоряжается нашими деньгами? Помочь во всех этих вопросах призван новый проект «Комсомолки». Присылайте свои вопросы, сообщайте о коммунальных проблемах, и мы с помощью специалистов расскажем, как их решить. Адрес электронной почты ведущей рубрики: ksenya.voronezhtseva@phkp.ru
Коммунальное хозяйство, как чужая душа, — потемки. Всех тонкостей в одиночку не понять. А между тем незнание порой обходится в кругленькую сумму. За что мы платим, как начисляются счета, кто распоряжается нашими деньгами? Помочь во всех этих вопросах призван новый проект «Комсомолки». Присылайте свои вопросы, сообщайте о коммунальных проблемах, и мы с помощью специалистов расскажем, как их решить.
Адрес электронной почты ведущей рубрики: ksenya.voronezhtseva@phkp.ru
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: ЗАО "Комсомольская правда в Санкт-Петербурге", улица Гатчинская, д. 35 А, Санкт-Петербург. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 197136 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (812) 458-90-68
Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)
Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.
Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).
Узнайте, как рассчитывать и платить водный налог, из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)» .
Куда уплачивают и как рассчитать водный налог
Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.
Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:
- забору воды;
- использованию акватории (исключая лесосплав);
- использованию гидроэнергетических ресурсов;
- лесосплаву.
Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.
Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.
Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.
Полный перечень ставок водного налога есть в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к системе К+ и переходите в справочник.
Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:
- при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
- отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
- заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.
При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.
Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.
Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.
Пример расчета водного налога по забору воды
Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2021 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2021 года.
В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:
360 000 — 320 000 = 40 000 куб. м.
Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:
1. По объему в пределах лимита налог составит:
320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,66 = 255 360 руб.,
320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,66 — коэффициент, применяемый к ставке для 2021 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.
2. По объему сверх лимита налог составит:
40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,66 × 5 = 159 600 руб.,
40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,66 — коэффициент, применяемый к ставке для 2021 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;
5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.
Таким образом, за 1-й квартал 2021 года организации в срок до 20.04.2021 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:
255 360 + 159 600 = 414 960 руб.
Итоги
Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.