В каких случаях и в каком порядке производится перерасчёт платы за электроэнергию
В каких случаях и в каком порядке производится перерасчёт платы за электроэнергию?
Перерасчет платы за электроэнергию производится в случае несоответствия показаний прибора учета показаниям, использованным при расчете платы, временного отсутствия потребителя, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами.
1. Основания перерасчета платы за электроэнергию
В некоторых случаях лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги (исполнитель), делает перерасчет платы за электроэнергию в сторону увеличения или уменьшения ее размера (п. п. 1, 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее- Правила № 354)).
К таким случаям, в частности, относятся:
1. Расхождение между показаниями прибора учета и объемом коммунального ресурса, который использовался при расчете размера платы.
Если исполнитель в ходе проверки состояния приборов учета электроэнергии или достоверности передаваемых потребителем сведений о показаниях таких приборов учета установит, что прибор учета исправен и надлежащим образом опломбирован, но имеются расхождения между его показаниями и объемом коммунального ресурса, который использовался при расчете платы за электроэнергию за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан пересчитать размер платы за коммунальную услугу (пп. «е (1)», «е (2)», «ж» п. 31, пп. «г» п. 32 Правил № 354).
2. Несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.
Прибор учета электроэнергии должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления таких фактов прибор оснащается, в частности, пломбами и устройствами, позволяющими фиксировать факт несанкционированного вмешательства в его работу.
При обнаружении несанкционированного вмешательства исполнитель составляет соответствующий акт. Если при этом прибор учета установлен в помещениях, доступ в которые невозможен без присутствия потребителя, делается перерасчет платы за коммунальную услугу (п. 81 (11) Правил № 354).
3. Временное отсутствие потребителя в жилом помещении.
Плата за электроэнергию может быть пересчитана, если потребитель временно (более пяти полных календарных дней подряд) отсутствует в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки. Исключение составляет коммунальная услуга по электроснабжению на цели отопления, а также на общедомовые нужды (п. п. 86, 88 Правил № 354).
4. Предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В указанном случае размер платы за электроэнергию за соответствующий расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 98 Правил № 354).
При этом допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет два часа, если имеются два независимых взаимно резервирующих источника питания, и 24 часа, если источник питания один. Информацию о наличии резервирующих источников питания электроэнергии можно получить у исполнителя (п. 9 Приложения № 1 к Правилам № 354).
Напряжение и частота электрического тока должны соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (п. 10 Приложения № 1 к Правилам № 354).
2. Порядок перерасчета платы за электроэнергию
Порядок перерасчета платы за электроэнергию различается в зависимости от оснований перерасчета.
2.1. Перерасчет платы за электроэнергию при расхождении показаний прибора учета и объемов использованного коммунального ресурса
В случае расхождения показаний прибора учета и объемов коммунального ресурса, использованного при расчете размера платы за электроэнергию, потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором была проведена проверка, направляется требование о внесении доначисленной платы либо уведомление о размере излишне начисленной платы. В последнем случае излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов (п. 61 Правил № 354).
2.2. Перерасчет платы за электроэнергию в случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета
В случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета плата за электроэнергию пересчитывается за период начиная с даты установления пломб или устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, но не ранее чем с даты проведения предыдущей проверки и не более чем за три месяца, предшествующие дате проверки, при которой выявлено несанкционированное вмешательство, и до даты устранения такого вмешательства.
Перерасчет осуществляется исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента 10. Потребителю направляется требование о внесении доначисленной платы (п. 81 (11) Правил № 354).
2.3. Перерасчет платы за электроэнергию в случае временного отсутствия потребителя
В указанном случае перерасчет делается на основании письменного заявления потребителя о перерасчете, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия (п. 91 Правил № 354).
К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки прибора учета.
В случае подачи заявления до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в нем, что документы, подтверждающие продолжительность временного отсутствия, не могут быть представлены вместе с заявлением (с описанием причин) и будут представлены после возвращения потребителя (п. 92 Правил № 354).
Перерасчет делается исходя из количества полных календарных дней отсутствия, исключая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (п. 90 Правил № 354).
2.4. Перерасчет платы за электроэнергию при предоставлении ее ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период (п. 9 Приложения № 1 к Правилам № 354).
За каждый час снабжения электрической энергией, не соответствующей установленным требованиям, суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от указанных требований, размер платы за коммунальную услугу за данный расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период (п. 10 Приложения № 1 к Правилам № 354).
В случае обнаружения факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами для установления причин нарушения организуется проверка, по результатам которой составляется соответствующий акт. Указанный акт является основанием для перерасчета платы за коммунальную услугу (разд. X Правил № 354).
В случае спора факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг также может подтверждаться любыми другими средствами доказывания (например, показаниями свидетелей, аудио-и видеозаписями, заключением эксперта) (п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).
О праве УО применять коэффициент 10 при вмешательстве в работу ИПУ
Верховный суд РФ рассмотрел административный иск потребителя о признании недействительными норм ПП РФ № 354, которые прописывают правила применения повышающего коэффициента при расчёте платы за коммунальные услуги при наличии акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. Рассказываем о решении ВС РФ.
Механические повреждения ИПУ считаются вмешательством в его работу
Количество потребляемых ресурсов в помещениях многоквартирного дома должно фиксироваться индивидуальными приборами учёта воды, газа, электроэнергии, тепла. За состояние счётчиков отвечает собственник помещения, в котором они установлены (п. п. 42, 80 ПП РФ № 354).
Если при осмотре состояния прибора учёта на ПУ обнаружены следы действий, которые могли исказить данные счётного механизма, то исполнитель коммунальной услуги составляет акт о несанкционированном вмешательстве (п. 2 ПП РФ № 442, п. 81(11) ПП РФ № 354).
К подобному вмешательству относятся механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.
На основании составленного в установленном порядке акта безучётного потребления ресурсов исполнитель КУ доначисляет плату за коммунальный ресурс в соответствии с п.п. 62, абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354, если доступ к ИПУ в отсутствие потребителя невозможен. Объём определяется согласно нормативам потребления ресурса, установленных в регионе РФ, с применением повышающего коэффициента 10.
Период, за который делается расчёт, начинается с даты предыдущей проверки ИПУ до даты составления акта, но при этом не может быть больше трёх месяцев.
При выявлении вмешательства в работу ПУ при расчётах применяется повышающий коэффициент
С подходом к расчёту платы за коммунальный ресурс при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта в соответствии с абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 не согласился собственник помещений в одном из многоквартирных домов Белгорода.
У собственника вышел из строя прибор учёта газа, и он подал заявку в РСО на замену и опломбировку нового счётчика. Исполнитель КУ по газоснабжению при демонтаже старого счётчика нашёл механические повреждения его корпуса и составил акт о несанкционированном вмешательстве в его работу. Расчёт платы по такому акту был произведён в соответствии с п. 62 ПП РФ № 354 с применением норматива потребления ресурса и коэффициента 10.
Потребитель посчитал, что исходя из максимальной мощности установленного в квартире газового оборудования за три месяца он мог максимально потребить объём ресурса, который меньше в 5,8 раз объёма газа, рассчитанного исполнителем КУ, и отказался платить указанную в квитанции сумму.
Поставщик газа подал иск в суд. Суд первой инстанции отказал РСО, исходя из того, что счётчик был заменён и опломбирован поставщиком ресурса, соответственно, РСО признала, что прибор вышел из строя, и произвёл его замену.
РСО подала апелляцию и выиграла дело в областном суде. Апелляционный суд отметил, что поскольку при демонтаже старого прибора учёта были выявлены механические повреждения в виде отверстий в корпусе счётчика и потребитель не оспаривал данный факт, подписав акт осмотра ИПУ, то факт несанкционированного вмешательства в работу счётчика доказан.
Поэтому суд удовлетворил иск РСО с требованием взыскать с потребителя полную сумму по рассчитанному объёму КР согласно акту о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ. Решение суда первой инстанции было отменено.
Потребитель обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующим абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 в части применения повышающего коэффициента 10 при перерасчёте платы при обнаружении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Истец настаивал на том, что указанная норма ПП РФ № 354 не соответствует ч. 1 ст. 1, ст. 426 ГК РФ, ст. 1, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и ставит потребителей, у которых нет приборов учёта, в более выгодное положение по сравнению с собственниками помещений, оснащённых ИПУ.
Повышающий коэффициент стимулирует потребителей не допускать повреждения ИПУ
Верховный суд РФ, рассматривая административный иск, указал на то, что оплата энергии производится потребителем за фактически принятое им количество ресурса в соответствии с данными учёта в соответствии с ст. 544 ГК РФ. При ненадлежащем исполнении обязательств должник должен возместить кредитору причинённые убытки (ч. 1 ст. 393 ГК РФ).
Ч. 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что при расчёте платы за коммунальные услуги в помещениях многоквартирных домов, которые должны быть оснащены приборами учёта, но ИПУ в них отсутствуют, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги. Порядок расчёта определяет Правительство РФ.
ВС РФ отметил, что положения абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 соответствуют требованиям ЖК РФ и в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю при несанкционированном вмешательстве в работу ПУ является допустимым механизмом его возмещения. Такие нормы ПП РФ № 354 стимулируют потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.
При этом для расчёта платы за коммунальный ресурс для потребителей, не установивших приборы учёта, имея для этого техническую возможность, также применяются повышающие коэффициенты (ст. 13 № 261-ФЗ). Следовательно, такие потребители не имеют преимущества по сравнению с собственниками, установившими счётчики в своих помещениях.
Административный иск собственника был отклонён, апелляционная жалоба также не удовлетворена судом.
Помнить
Требования п. 81(11) ПП РФ № 354 соответствуют нормам Жилищного и Гражданского кодексов РФ и введены, чтобы стимулировать граждан следить за состоянием установленных индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов и не допускать вмешательства в их работу.
Управляющие организации, являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, имеют право проводить проверки состояния ПУ в жилых помещениях хотя бы раз в год, но не чаще чем раз в три месяца (п. 83 ПП РФ № 354).
Если в ходе проверки установлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, составляется акт о безучетном потреблении (п. 81 (11) ПП РФ № 354). Сделать это необходимо с учётом всех требований к документу, изложенных в п. 85 (1) ПП РФ № 354. В таком случае потребитель не сможет оспорить акт, и УО получит право произвести доначисление платы в соответствии с абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354.
Новое в определении понятия безучетного потребления
Для дифференцированных систем учета в Основных положениях функционирования розничных рынков, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее — ОПФРРЭ) устанавливаются разные понятия безучетного потребления (пункт 2 ОПФРРЭ):
- для «обычного» учета (не относящегося к интеллектуальной системе учета) безучетным потреблением признается: вмешательство в работу прибора учета, измерительных трансформаторов, нарушения пломб и знаков визуального контроля, нанесенных на компоненты системы учета, а также на связующие их устройства;
- для интеллектуальной системы учета (ИСУ) безучетным потреблением является: вмешательство в работу ИСУ в случае нарушения пломб, знаков визуального контроля, нарушения целостности прибора учета или измерительных трансформаторов.
ВАЖНО! Несвоевременное сообщение о выходе из строя компонента интеллектуальной системы учета не является основанием для составления акта о безучетном потреблении, даже если потребитель знал об этом выходе из строя, т.к. он не несет ответственности за ее работу.
- Нарушение пломб или знаков визуального контроля, нанесенные на приспособления (препятствующие доступу к компонентам системы учета или ИСУ), расположенные до места установки прибора учета электрической энергии в случаях, когда они установлены в границах балансовой принадлежности потребителя или в границах его земельного участка или если на потребителя возложена обязанность по их содержанию.
Постановление АС Поволжского округа от 24.10.2019 по делу №А12-33869/2018:
«Нарушение пломбы (прим. – установленное Сетевой организацией) на дверце шкафа не влияет на достоверность учетных показаний дополнительно опломбированного прибора учета»
Требования о взыскании стоимости электрической энергии по акту о неучтенном потреблении были отклонены, поскольку, суд пришел к выводу об отсутствии обязанности опломбирования дверцы шкафа вводно-распорядительного устройства (ВРУ).
«Исходя из пункта 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, в нем не содержится требований о пломбировке ВРУ»
Таким образом, с 01 июля 2020 года нарушение пломбы или знаков визуального контроля, в том числе на дверце ВРУ, скорее всего будет служить основанием для квалификации потребления электрической энергии как безучетное, при установлении факта нарушения учета электрической энергии непосредственно на системе учета.
ВАЖНО! Добавлены ранее не упоминавшиеся в ОПФРРЭ способы осуществления безучетного потребления, а именно:
- потребление электрической энергии до точки установки прибора учета в границах балансовой принадлежности (АРБП) потребителя;
- потребление электрической энергии до границы балансовой принадлежности, но в границах земельного участка потребителя.
Ранее рядом судов при рассмотрении споров по актам о неучтенном потреблении был сформирован подход, который относил потребление до границы балансовой принадлежности к бездоговорному.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 по делу №А57-20291/2017:
«Ссылка в акте на несанкционированное подключение электроприемников в границе балансовой принадлежности потребителя не имеет значения, так как не указано, какие конкретно электроприемники подключены, их мощность, способ и место подключения оборудования, отсутствуют схемы подключения для вывода о том, что присоединение произошло в границе балансовой принадлежности потребителя»
Требования Сетевой организации о взыскании стоимости услуг по передаче электрической энергии на основании актов о неучтенном потреблении (составленных о нарушениях учета до границы балансовой принадлежности) были отклонены.
Теперь эта правовая неопределенность снимается и потребление до прибора учета в границах земельного участка потребителя относится к ответственности потребителя.
Вместе с тем, данный подход в определенной мере приводит к утрате понятие границы балансовой принадлежности, поскольку ответственность потребителя за объекты электросетевого хозяйства (ЭСХ) распространяется за установленную в АРБП границу в пределах его земельного участка.
Как и кем выявляется факт осуществления безучетного потребления?
Как и прежде, факт безучетного потребления может быть выявлен сетевой организацией или ГП в ходе проверки прибора учета.
Основаниями для проведения проверки является (пункт 170 ОПФРР):
Аналогичные ранее существовавшим:
- план-график проверок (для приборов учета, не входящих в ИСУ) ;
- уведомление Гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) о необходимости проверки приборов учета (но не более 10% от числа согласно плану-графику в соответствующем периоде);
- уведомление от потребителя о необходимости проведения проверки;
- выявление факта нарушения пломб (ЗВУ) при снятии показаний или при демонтаже прибора учета;
- отсутствие показаний более 2 расчетных периодов подряд
Новое основание – срабатывание электронных индикаторов ИСУ (вскрытие крышки, воздействие магнитных полей и т.д.).
ВАЖНО! Проверка обязательно сопровождается фото- и(или) видео-съемкой, материалы которой обязательно прилагаются к акту проверки.
Лица, которые проводят проверки (пункт 170 ОПФРР):
По общему правилу – сетевая организация, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителей;
Гарантирующий поставщик проводит внеплановые проверки:
- (новое) в отношении коллективных приборов учета в многоквартирных жилых домах;
- (как и прежде) в отношении приборов учета, включенных в план график, в отношении которых сетевая организация согласно плану проверку не провела, а также в отношении приборов учета, не проверенных в течении 12 месяцев (право, но не обязанность).
Кроме того, как и прежде, по соглашению с сетевой организацией Гарантирующий поставщик (ГП) может проводить плановые проверки приборов учета.
Участники проверки (пункт 171 ОПФРР).
Как и прежде, плановые проверки проводятся с участием сетевой организации и гарантирующего поставщика. Потребитель должен быть уведомлен о проверке за 5 рабочих дней и вправе участвовать в ее проведении в случае необходимости допуска к энергопринимающим устройствам, а также в случае, если проверка была внеплановой
ВАЖНО! Новшеством является то, что при проведении внеплановой проверки по инициативе потребителя (производителя), последний вправе привлекать к участию в проверке со своей стороны аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) (пункт 172 ОПФРР).
Кроме того, ГП уведомляет ежемесячно до 25-го числа сетевую организацию о включенных в план график коллективных приборах учета в МКД, присоединенных к сетям сетевой организации.
Для проведения проверки приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, лицо, проводящее проверку, приглашает лицо, к энергопринимающим устройствам и объектам электроэнергетики которого непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности) (пункт 174 ОПФРР).
Как и прежде, результаты проверки фиксируются актом, содержание которого определяется пунктом 173 ОПФРРЭ.
Содержание и порядок составления акта о неучтенном потреблении
Акт о неучтенном потреблении как и раньше составляется лицом, проводившим проверку, в случае, если в ее результате был выявлен факт нарушения, подпадающего под понятие безучетного потребления, и направляется в адрес заинтересованных лиц в течение 3 рабочих дней с момента составления (пункт 177 ОПФРР).
Содержание акта о неучтенном потреблении устанавливается пунктом 178 ОПФРРЭ (ранее указанные требования содержались в пункте 193 ОПФРРЭ).
ВАЖНО! В дополнение к сведениям о времени и месте составления акта, о лице, осуществляющем безучетное потребление, о приборах учета, о дате предыдущей проверки, в акте в обязательном порядке должно содержаться:
- указание на данные о ранее установленных контрольных пломбах и (или) знаках визуального контроля с приложением документов, подтверждающих факт их установления (при установлении факта срыва и (или) нарушения сохранности установленных контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля).
В случае, если акт был составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное потребление, лицо, его составляющее, прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта.
Уведомление потребителя о дате и времени составления акта осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии), а в случае, когда указанным договором такой порядок не определен или договор отсутствует, — любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.
ВАЖНО! Новая редакция ОПФРР, в именно: положение пункта 8(1) ОПФРРЭ содержит четкий перечень юридически значимых уведомлений, к которым относится:
- заказное письмо с уведомлением;
- включение текста уведомления в счет на оплату э/э или услуг по ее передаче;
- электронное письмо на адрес, указанный в договоре;
- смс-сообщение, направленное на номер телефона, указанный в договоре;
- сообщение факсом, с доказательствами его направления
В случае составления акта на месте выявления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии в отсутствие лица, допустившего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, акт составляется с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки и (или) видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.
ВАЖНО! Перечень юридически значимых сообщений может применяться для уведомлений, направляемым Гарантирующим поставщиком в адрес Сетевой организации о расторжении договора энергоснабжения в соответствующей точке поставки.
Порядок расчета объема безучетного потребления
Существенных изменений по сравнению с предыдущей редакцией не претерпел.
Как и прежде, расчет объема безучетного потребления электроэнергии производится исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств в точке поставки (если она превышена – исходя из фактически потребляемой мощности) (пункт 187, приложение 3 к ОПФФРЭ).
Зафиксирован уже устоявшийся в судебной практике подход о том, что объем безучетного потребления в отношении приравненных к населению категорий потребителей определяется исходя из объема, рассчитанного на основании показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года с применением повышающего коэффициента «10», а при отсутствии указанных показаний — на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были представлены, с применением повышающего коэффициента «10».
Объем безучетного потребления в отношении населения определяется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Как и прежде, период безучетного потребления не может превышать один календарный год, и рассчитывается с даты предыдущей проверки или с даты, когда такая проверка должна была быть проведена.
Перерасчет объема потребления электроэнергии при выявлении непригодности прибора учета, эксплуатируемого ГП или СО в случае выявления непригодности такого прибора для учета
В новой редакции изложен пункт 188 ОПФРРЭ, который определяет порядок действий в случае, если в результате проверки прибора учета, ответственность за который несет сетевая организация или ГП, выявлена непригодность этого прибора при отсутствии признаков безучетного потребления электроэнергии и в акте проверки сделано соответствующее заключение.
В этом случае, в отношении соответствующей точки поставки должен быть сделан перерасчет за потребленную на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии с даты предыдущей проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна быть проведена в соответствии с ОПФРРЭ) до даты составления акта проверки.
Если указанное заключение было сделано в отношении прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), перерасчет осуществляется за последние 3 расчетных периода.
Перерасчет за потребленную на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с расчетными способами, предусмотренными пунктами 179 — 181 ОПФРР (по замещающей информации).
Этот перерасчет также учитывается и для взаимоотношений по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии в соответствующей точке поставки.
В случае если в результате перерасчета стоимости поставленной электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии она должна быть уменьшена на величину, превышающую стоимость фактически потребленной в соответствующем расчетном периоде электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии, такое превышение учитывается в следующих расчетных периодах.
- Уточнено понятие безучетного потребления в сторону акцента на недобросовестности действий потребителя электрической энергии для такой квалификации.
- Закреплена обязанность в ОПФРРЭ Сетевой организации по доказыванию факта установки пломб, в нарушении которых обвиняется потребитель, а также обязанность рассчитывать объемы безучетного потребления, допущенного в жилых помещениях, по правилам, установленным жилищным законодательством. В качестве дополнительной гарантии прав потребителя электрической энергии допускается привлечение к участию в проверке на его стороне организации (ИП) аккредитованной в области метрологии и обеспечения единства средств измерений.
- В случае отсутствия вины потребителя в нарушении учета электрической энергии применяется щадящий способ расчета объема потребления электроэнергии (по замещающей информации за предыдущие периоды).
Судебная практика, а также самые важные изменения в законодательство в области электроэнергетики — Lex Energética
Коэффициент перерасчета счетчик электроэнергии
20 августа 2020
Порядок начисления платы с 1 июля 2020 года за коммунальную услугу «электроснабжение», предоставленную в жилом помещении многоквартирного дома
С 01 июля 2020 года обязанность по установке и обслуживанию приборов учета электрической энергии перешла от граждан и организаций к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям (прочие потребители).
Согласно действующему законодательству, с данного момента замену коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах осуществляет гарантирующий поставщик электроэнергии (далее – ГП).
Особенности начисления платы за коммунальную услугу «электроснабжение», предоставленную в жилом помещении, зависят от наличия или отсутствия в жилом помещении индивидуальных приборов учета:
1. Индивидуальный прибор учета электрической энергии отсутствует до реализации п. 80(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Начисление платы за индивидуальное потребление электрической энергии осуществляется в порядке, установленном п. 42 Правил № 354 по формуле 4(1) приложения № 2, т.е. по нормативу исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении с применением повышающего коэффициента равному 1.5.
В таком случае потребителю необходимо обратиться к ГП с заявлением о реализации п. 80(1) и оснащении помещения индивидуальным прибором учета электрической энергии. Бланк заявления и перечень необходимых документов размещен на официальном сайте Акционерное общество «Екатеринбургэнергосбыта».
2. Индивидуальный прибор учета электрической энергии установлен и введен в эксплуатацию потребителем до 01.07.2020.
При своевременной передаче потребителем показаний индивидуальных приборов учета начисление платы осуществляется в порядке, установленном п. 42 Правил № 354 по формуле 1 приложения № 2, т.е. исходя из показаний прибора учета.
В случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета начисление платы осуществляется в порядке, установленном п. 59, п. 60 Правил № 354, т. е. 3 месяца по среднему;
– начиная с 4 месяца по нормативу исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении (либо исходя из количества собственников помещения).
3. Индивидуальный прибор учета электрической энергии установлен ГП, но не подключен к Интеллектуальной системе.
При своевременной передаче потребителем показаний индивидуального прибора учета электрической энергии начисление платы осуществляется в порядке, установленном п. 42 Правил № 354 по формуле 1 приложения № 2, т.е. исходя из показаний прибора учета.
В случае не представления потребителем показаний индивидуального прибора электрической энергии начисление платы осуществляется в порядке, установленном п. 59, п. 60 Правил № 354, т. е. 3 месяца по среднему;
– начиная с 4 месяца по нормативу исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении (собственников);
В случае двукратного не допуска потребителем в занимаемое им жилое помещение ГП для проверки прибора учета либо снятия контрольных показаний (п. 60(3), п. 85, 85(3) Правил № 354):
– исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
4. Индивидуальный прибор учета электрической энергии установлен ГП и подключен к Интеллектуальной системе.
Начисление платы осуществляется в порядке, установленном п. 42 Правил № 354 по формуле 1 приложения № 2, т.е. исходя из показаний индивидуального прибора учета, передаваемых в автоматическом режиме.
Вина ГП в отсутствии либо неработоспособности индивидуального прибора электрической энергии и ее последствия.
Установку индивидуального прибора электрической энергии надлежит осуществить ГП не позднее 6 месяцев (п. 80(2) Правил № 354):
— с даты истечения поверки или срока эксплуатации, указанных в договоре энергоснабжения;
— с даты получения обращения потребителя, если прибор учета вышел из строя или истек срок эксплуатации;
— с даты установления факта выхода прибора учета из строя при его проверке ГП.
В случае нарушения указанной обязанности п. 80(2) Правил № 354 предусмотрен порядок снижения для потребителей платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Обращаем внимание, что снижение платы осуществляется исключительно после направления претензии потребителем (п. 80(2) Правил № 354).
Порядок снижения платы за коммунальную услугу «электроснабжение» по вине ГП.
Начисление платы за коммунальную услугу «электроснабжение» при наличии нарушений ГП (абз. 4 п. 80(2) Правил № 354).
Начисление платы производится исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (при его отсутствии по нормативу потребления без учета повышающего коэффициента 1,5)
Подается потребителем по истечении 6 месяцев
Начисление платы производится исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (нормативу) со снижением размера платы на 20 %
Начисление платы производится исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (нормативу) со снижением размера платы на 40 %
При наличии вины потребителя или исполнителя (не допуск в помещения) положения абз. 5 п. 80(2) Правил № 354 не действует, размер платы не снижается (абз. 10 п. 80(2) Правил № 354). Если исполнителем является управляющая организация, то после получения такой претензии она обязана в течение 24 часов направить соответствующий запрос в адрес ГП. Ответ на запрос ГП направляет в адрес управляющей организации в течение 24 часов.
Вина потребителя, влияющая на изменение порядка начисления платы за коммунальную услугу «электроснабжение», предоставленную в жилом помещении.
В случае, если потребитель двукратно не обеспечил допуск в занимаемое помещение работников ГП для:
— установки индивидуального прибора учета электрической энергии;
— ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии;
— проверки состояния индивидуального прибора учета электрической энергии;
— осуществления работ по обслуживанию индивидуального прибора учета электрической энергии;
— подключения индивидуального прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе.
Начисление платы в соответствии с п. 60(3) Правил № 354 осуществляется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением к стоимости повышающего коэффициента, начиная с расчетного периода, когда ГП был составлен повторный акт об отказе в допуске к прибору учета и (или) месту установки прибора учета.
В апреле 2020 года сотрудниками отдела строительного надзора за объектами соцкультбыта было проведена 41 проверка строительст