Кто должен оплатить установку общедомового счетчика
Кто должен оплатить установку общедомового счетчика
Общедомовый прибор учета установлен РСО: как взыскать расходы с управляющей компании?
Должна ли УК компенсировать РСО расходы на установку ОПУ в МКД, которым она управляет? Может ли РСО предъявить исковые требования к собственникам помещений, в том числе нежилых, в МКД? Каков срок исковой давности взыскания РСО расходов на установку ОПУ?
Кто оснащает МКД ОПУ?
Собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию к 27.11.2009, обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012, а для Республики Крым и города Севастополя — до 01.01.2019. МКД в указанный срок нужно было оснастить коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261‑ФЗ [1] ).
Таким образом, оснащение МКД, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, ОПУ — обязанность собственников помещений в этих домах.
Если указанная обязанность собственниками не исполнена, дома оснащают счетчиками РСО. Собственники же должны обеспечить допуск этих организаций к местам установки приборов учета, оплатить им расходы на установку и не препятствовать вводу счетчиков в эксплуатацию.
При установке ОПУ силами РСО законом не предусмотрено обязательное согласование поставщика прибора учета и его стоимости с нарушившими свою обязанность собственниками помещений в МКД (Постановление АС СЗО от 19.06.2020 № Ф07-2887/2020 по делу № А56-54793/2019).
Кто оплачивает расходы РСО?
РСО выставляют счета на оплату расходов на установку ОПУ собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения п. 38(1) Правил содержания общего имущества в МКД [2] ).
Оплата расходов собственниками-гражданами производится равными долями в течение пяти лет с даты установки счетчиков, если только они не выразили желание оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета увеличиваются на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату начисления (ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261‑ФЗ).
Для собственников, не являющихся гражданами (к примеру, для муниципального образования), рассрочка оплаты расходов на установку ОПУ законом не предусмотрена. Поэтому обязательство по оплате расходов возникает у данных лиц непосредственно с момента установки прибора учета.
Какова роль УК?
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые УК услуги и расчету с РСО. Поэтому при управлении домом УК именно эта компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления МКД, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов РСО на установку ОПУ.
Таким образом, в случае выбора собственниками помещений в МКД способа управления силами управляющей организации погашение долга, возникшего в связи с установкой ОПУ силами РСО, возлагается на УК, выступающую в отношениях с такой организацией от имени собственников помещений и осуществляющую управление домами в качестве своей основной деятельности.
Соответственно, если собственники помещений в МКД, которым управляет УК, не возмещают РСО расходы на установку ОПУ, последняя может обратиться к УК с требованием об оплате этих расходов, в том числе в судебном порядке, включая ситуацию, когда собственники не приняли решение об установке прибора учета.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 разд. I Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2015) [3] , УК является надлежащим ответчиком по иску РСО о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета. Это касается и ситуации, когда между собственниками помещений в МКД и РСО заключены прямые договоры (постановления АС СЗО от 13.07.2020 № Ф07-6649/2020 по делу № А21-12656/2019, от 16.01.2020 № Ф07-16413/2019 по делу № А21-15883/2018 [4] ).
Судьи на местах руководствуются изложенным подходом.
Постановление от 28.06.2019 № Ф02-2522/2019 по делу № А19-13868/2015
Постановление от 06.05.2019 № Ф02-1559/2019 по делу № А19-14588/2017, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 04.09.2019 № 302‑ЭС19-13998
Постановление от 29.01.2019 № Ф04-6083/2018 по делу № А67-457/2018
Постановление от 24.03.2020 № Ф09-243/20 по делу № А76-19159/2018
Постановление от 13.02.2019 № Ф09-9667/18 по делу № А76-29168/2016
Постановление от 14.05.2020 № Ф07-2653/2020 по делу № А21-12655/2019
Постановление от 14.04.2020 № Ф07-2174/2020 по делу № А21-8519/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 30.06.2020 № 307‑ЭС20-8465
Постановление от 07.02.2019 № Ф08-11890/2018 по делу № А32-747/2018
РСО не вправе обратиться с иском о возмещении расходов к собственнику помещений, в том числе нежилых, в МКД, управлением которого занимается УК (постановления АС ПО от 28.01.2019 № Ф06-41612/2018 по делу № А12-784/2018 [5] , от 06.03.2018 № Ф06-30108/2018 по делу № А12-17023/2017, от 08.07.2016 № Ф06-10353/2016 по делу № А57-611/2015).
Размер обязательства УК по возмещению расходов на установку ОПУ не должен превышать совокупный размер обязательств собственников помещений в МКД. Это связано с тем, что УК действует в вопросе возмещения расходов на установку ОПУ исключительно как лицо, опосредующее отношения между РСО и собственниками помещений в МКД и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников.
Поэтому РСО может предъявить ко взысканию с УК задолженность по оплате стоимости работ по установке счетчиков с учетом процентов, начисленных за рассрочку возмещения расходов (постановления АС СЗО от 20.05.2020 № Ф07-3004/2020 по делу № А21-11715/2019 [6] , от 26.03.2020 № Ф07-998/2020 по делу № А21-7348/2019, АС ДВО от 17.10.2019 № Ф03-4612/2019 по делу № А51-12061/2018).
Расходы на установку ОПУ подлежат возмещению именно той управляющей организацией, которая обслуживает МКД на дату обращения РСО с требованием о компенсации расходов на установку приборов учета, и в части, не оплаченной собственниками помещений.
Подчеркнем: РСО предъявляет иск УК, занимающейся управлением домом на дату обращения, о взыскании всей суммы задолженности, в том числе образовавшейся до того, как эта компания приступила к управлению домом (постановления АС СЗО от 16.04.2020 № Ф07-2783/2020 по делу № А56-92184/2019, АС СКО от 01.04.2019 № Ф08-1564/2019 по делу № А32-53245/2017, АС ВВО от 23.10.2019 № Ф01-4558/2019 по делу № А28-8259/2018).
Это связано с тем, что законодательство не предусматривает специальных правил реализации права на возмещение расходов на установку ОПУ на случай смены собственниками формы управления домом либо смены УК (Постановление АС ВВО от 05.12.2019 № Ф01-6387/2019 по делу № А82-12650/2018 [7] ). Смена УК (обстоятельство, не зависящее от воли РСО) не должна влечь перерыв в начислении суммы процентов для РСО как субъекта, на которого законом возложена обязанность по оснащению МКД приборами учета и который имеет право на компенсацию произведенных затрат (Постановление АС ВВО от 17.09.2019 № Ф01-4147/2019 по делу № А28-7759/2018).
Каков срок давности подачи РСО иска к УК?
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФобщий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
На основании п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (п. 2 ст. 200 ГК РФ ).
Из разъяснений высшего арбитра следует, что иск РСО о взыскании расходов на установку ОПУ (в части долга, не погашенного гражданами) может быть предъявлен по истечении пятилетнего срока с момента введения в эксплуатацию прибора учета, до истечения которого собственники могут оплатить указанную установку единовременно или в рассрочку. Срок исчисляется иначе, если граждане — собственники помещений в МКД приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Как правило, собственники такого решения не принимают, поэтому течение трехлетнего срока исковой давности начинается после окончания указанного пятилетнего срока (см., например, постановления АС СЗО от 15.07.2020 № Ф07-7147/2020 по делу № А05-9287/2019, от 10.06.2020 № Ф07-4617/2020 по делу № А21-11716/2019 [8] , от 03.07.2020 № Ф07-6340/2020 по делу № А21-13726/2019, от 23.06.2020 № Ф07-4652/2020 по делу № А21-533/2019, от 03.06.2020 № Ф07-3907/2020 по делу № А21-9842/2019 [9] ).
При этом является неверным утверждение о том, что срок исковой давности как в отношении задолженности, так и в отношении повременных платежей (процентов за предоставление рассрочки) должен исчисляться отдельно по каждому просроченному платежу.
По смыслу ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261‑ФЗ право на рассрочку (оплату расходов на установку ОПУ равными долями в течение пяти лет с даты их установки) предоставлено гражданам — собственникам помещений в МКД. По истечении пяти лет УК обязана компенсировать РСО расходы на установку ОПУ, не возмещенные собственниками помещений.
Правовые основания для исчисления срока исковой давности по иску (о взыскании задолженности с УК) в порядке, предусмотренном для течения срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работы, услуги) по частям, отсутствуют (Постановление АС СЗО от 28.05.2020 № Ф07-2760/2020 по делу № А21-12538/2019 [10] ).
ОПУ, установленные РСО, введены в эксплуатацию в феврале 2013 года. Граждане — собственники помещений в МКД не приняли решение оплатить расходы РСО единовременно или с меньшим периодом рассрочки. По истечении пятилетнего периода граждане — собственники помещений в МКД не возместили РСО расходы на установку приборов учета. РСО обратилась в суд с иском к УК о взыскании задолженности за установку ОПУ в августе 2020 года.
В данном случае срок исполнения обязательства по компенсации расходов наступил по истечении пятилетнего срока, то есть в феврале 2018 года. Течение трехлетнего срока исковой давности начинается после окончания указанного пятилетнего срока. При этом у РСО не было оснований для обращения с иском о взыскании с УК суммы расходов ранее февраля 2018 года.
Требование о взыскании задолженности за установку ОПУ с учетом предоставленной законом собственникам помещений рассрочки возмещения расходов заявлено в августе 2020 года в пределах срока исковой давности.
Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов в МКД, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, была возложена на собственников помещений в этих домах. В домах, собственники помещений в которых не исполнили данную обязанность в срок, ОПУ установили РСО. В свою очередь, собственники должны были обеспечить допуск РСО к местам установки приборов учета, оплатить им расходы на установку (граждане — равными долями в течение пяти лети с даты установки счетчиков, если не решили погасить долг единовременно или с меньшим сроком рассрочки) и не препятствовать вводу счетчиков в эксплуатацию.
Если собственники помещений, в том числе нежилых, в МКД, которым управляет УК, не рассчитались с РСО за установку ОПУ, долг взыскивается с УК, занимающейся управлением домом на дату обращения организации с соответствующим требованием. Срок исковой давности по долгу граждан начинает течь по окончании пятилетнего срока с момента ввода в эксплуатацию ОПУ (если ими не было принято решение об оплате расходов в ином порядке).
Отопление мест общего пользования: почему оплачивать его должны все жильцы дома?
С 1 января прошлого года в квитанциях за теплоснабжение появился новый пункт – оплата отопления мест общего пользования. Под этими местами подразумеваются, в основном, подъезды, которые по факту тоже отапливаются за счет ресурсов системы централизованного теплоснабжения.
Этот платеж входит в категорию платежей за содержание общего имущества многоквартирного дома (наряду с оплатой управляющей компании или взносов на капитальный ремонт).
Сумма такого платежа зависит от метража квартиры (именно площадь жилья является основой для начисления платы), тарифов на теплоснабжение в конкретном населенном пункте, и от общей площади многоквартирного дома – жилой и нежилой. В среднем, платеж составляет по каждому абоненту от 150 до 250 рублей, и платить его обязаны даже те, кто отключился от централизованного отопления.
Фактически платить за отопление мест общего пользования должны все – даже в тех домах, в подъездах которых нет радиаторов отопления, говорит генеральный директор одной из строительных компаний Артем Евланов: В январе 2019 года в России начали действовать изменения в правилах предоставления коммунальных услуг пользователям и собственникам помещений в многоквартирных домах. Согласно нововведениям, теперь, даже если не во всех помещениях многоквартирного жилого дома стоят индивидуальные приборы учета тепла, те, у кого они установлены, буду платить только по показаниям счетчика, не переплачивая за расход энергии соседями.
Но, одновременно с этим изменением, в квитанциях на оплату ЖКУ появится строка – отопление мест общественного пользования. К ним относятся подвалы и подъезды многоквартирных домов.
На первый взгляд, все логично и понятно. Но возникает вопрос, что делать жильцам домов, где проведено центральное отопление, но в подъездах не установлены батареи. Нужно ли оплачивать услугу в таком случае?
Да, данное правило распространяется и на дома, в подъездах которых батареи отсутствуют. Согласно нормам жилищного законодательства РФ, отсутствие радиаторов в местах общего пользования не является основанием для освобождения от оплаты за тепловую энергию, которая поставляется на содержание общедомового имущества. Обогрев всех помещений в многоквартирном доме, включая подъезды, подвалы, чердаки и места для размещения колясок, происходит за счет отдачи тепла стояками центрального отопления
В случае если в местах общественного пользования нарушена теплоизоляция (выбиты окна, есть трещины в стенах, не подключены радиаторы), в связи с чем температура в помещениях продолжает оставаться низкой, следует обращаться в управляющую компанию или диспетчерскую службу своего района, которые обязаны устранить неполадки. Если проблема не решается и обращение остается без ответа, о плохом состоянии МОП и работе отопительных систем можно сообщить в Департамент ЖКХ, рассматривающий жалобы граждан.
Но, в любом случае, оплачивать расход тепла жильцам дома придется. Единственный вариант, когда не надо платить за отопление общедомового имущества – это полный отказ многоквартирного жилого дома от центрального отопления в пользу установки автономного оборудования для поставки тепловой энергии. В этом случае жильцы сами будут решать: когда и в каком объеме отапливать места общественного пользования и делать ли это вообще.
— генеральный директор ООО «Интэк-Строй» Артем Евланов Автор: Артем Васильев
Полезный опыт
Отметим, что оплата по счетчику – самый достоверный способ расчета за израсходованную электроэнергию, но при определенных условиях. Что влияет на объем расхода электроэнергии?
Во-первых, наличие в доме магазинов или иных коммерческих организаций. Предприниматели, чьи офисы находятся в жилых домах, могут быть недобросовестными потребителями электроэнергии. Они устанавливают на домах световые вывески, рекламу, а каким образом они подключены? Кто платит за эту электроэнергию?
Во-вторых, типичный пример: киоски, хозяева которых присоединяют свои провода напрямую к энергосистеме находящегося неподалеку жилого дома. В результате, общедомовой счетчик учитывает расходы коммерческих структур, а оплачивают эти расходы как правило жители. Что нужно делать в такой ситуации? Организация, уполномоченная собственниками (управляющая компания, правление ТСЖ или ЖСК) должна провести инвентаризацию общедомового электрооборудования и выяснить схемы подключения коммерческих структур.
Только после наведения порядка в электросетях своего дома, собственники могут быть уверены, что платят за фактически израсходованную электроэнергию.
Предлагаем Вам еще несколько способов сократить объем потребления в местах общего пользования.
1.Не лениться включать и выключать лампочки по необходимости.
2. Установить датчики, реагирующие на движение.
3.Установить энергосберегающие лампы.
Высокий процент износа внутридомовых сетей. Проводке в большинстве многоквартирных домов — по нескольку десятков лет, она не рассчитана на современные мощности. Древние алюминиевые скрутки греются, и, как говорят специалисты, приносят колоссальные потери.
Сообщить в филиал ПАО «ДЭК» о «нежеланных» соседях или по телефону Единого информационного центра ПАО «ДЭК» 8 (800) 234-7-777 (звонок бесплатный). Также вы можете обратиться в органы УВД или к своему участковому инспектору.
Сообщить в филиал ПАО «ДЭК» или по телефону Единого информационного центра ПАО «ДЭК» 8 (800) 234-7-777 (звонок бесплатный) или участковому инспектору о несанкционированном подключение объекта.
1. Вызвать агента энергосбытового филиала ПАО «ДЭК» для повторного отключения.
2. Вызвать электрика из управляющей компании для того, чтобы он отключил неплательщика.
3. Установить замок на электрощитовой шкаф. Ключи выдавать только ответственному по дому или электрику с управляющей компании.
Отсутствуют индивидуальные приборы учета в некоторых квартирах. Часто жильцы, которые платят за электроэнергию по нормативу, потребляют значительно больше и эту разницу придется оплатить соседям.
ЗАЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ РАСХИТИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ВЫСОКИХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ!
Если в квитанции за электроэнергию сумма платежа за электроснабжение общедомовых нужд («Доля ОДН»), выше, чем ваше индивидуальное потребление, это один из признаков наличия неучтенного хищения электроэнергии, а именно самовольного подключения к электроснабжению в обход установленного прибора учета. Если не выявить виновника, то обязанность по оплате похищенной электроэнергии возлагается на ВСЕХ жильцов, в том числе и на добросовестных потребителей и плательщиков.
Лица, виновные в хищении электроэнергии, должны нести ответственность, установленную законом. Энергосбытовые филиалы ПАО «ДЭК» постоянно проводят проверки, выявляя факты безучетного потребления электроэнергии среди абонентов компании. Чтобы сделать эту работу еще более эффективной, мы должны объединить наши усилия.
При обнаружении фактов воровства электроэнергии Вы можете обратиться в отделения и филиалы ПАО «ДЭК», абонентские пункты, Расчетно-контрольные центры, Управляющую компанию с просьбой провести проверку в вашем доме или позвонить в Единый информационный центр ПАО «ДЭК» для потребителей электроэнергии по телефону 8 (800) 234-7-777 (звонок бесплатный). Также вы можете обратиться в органы УВД или к участковому инспектору.
Красноярцы жалуются на большие счета за отопление
В квитанции за отопление в начале ноября Ирине Вениаминовне выставили счет почти 4 тыс. руб. Пенсионерка возмущена: последний раз такую сумму она отдавала в прошлом январе во время тридцатиградусных морозов. Теперь, по словам женщины, с пенсией 14 тыс. руб. она должна заплатить за все коммунальные услуги в сумме –10 тыс. Огромные платежки за тепло получили все соседи Ирины Вениаминовны. При этом в точно таком же доме напротив суммы не такие внушительные. Об этом жители узнали совершенно случайно: в почтовые ящики им забросили чужие квитанции. Когда люди стали разбираться, выяснилось, что управляющая компания сняла на поверку общедомовой счетчик тепла в начале отопительного сезона. По этой причине теплосбытовая компания начислила плату за отопление в октябре по нормативу.
«Вот в декабре 2200, вот за мороз. А тут у нас за лето, считайте, практически, тепло было как летом – с нас взяли вот такие суммы. Они почему за счет народа-то постоянно выезжают? Свои проблемы пусть решают между собой, УК, СГК и все прочие. Нет, у нас все на народ. А какие это нормативы такие сумасшедшие, которые в сентябре месяце и октябре дают такую сумму?», – поделилась председатель дома на Воронова, 3 Ирина Мелкова.
Подобные обращения в редакцию «ТВК Красноярск» поступают почти ежедневно. Вот лишь малая часть комментариев про огромные счета за отопление в наших социальных сетях:
«Я вообще в шоке! Мы за 3-комнатную квартиру в этом месяце должны отдать в общем 10 тыс. за троих проживающих. Это где вообще видано? А ведь она еще в ипотеке. Совсем озверели?»,
«6 тыс. почти. Свободный»,
«4 тыс. за 30 квадратов. Воронова. Как так-то?»,
«6 тыс. 400 за октябрь».
В Сибирской генерирующей компании объяснили: большие суммы за отопление действительно могут быть связаны с тем, что общедомовой прибор учета тепла неисправен или находится на поверке. Контролировать состояние этого оборудования – обязанность УК. И если организация, обслуживающая дом, перед началом отопительного сезона не успела провести поверку, то прибор считается неисправным и его показания не могут быть учтены в квитанции по закону, пока работу счётчика не восстановят. В этом случае красноярцам придется заплатить по фиксированным нормативам, что чаще всего намного дороже, так как оплата не зависит от температуры за окном.
«Порядок расчета альтернативным методом в случае выхода из эксплуатации прибора учёта определен законодательством. Его считают и СГК, и другие ресурсоснабжающие организации по всей стране по единому подходу, который определён законодательством: 3 месяца по среднему, исходя из показаний прибора учёта прошлых периодов не менее 6 месяцев отопительного периода. После трех месяцев это расчет по нормативу, утверждённый органами. Мы информируем УК о приближающихся сроках государственной поверки, мы информируем Стройнадзор о данной ситуации, но мы не можем юридически никакие действия к побуждению управляющей компании предпринять», – объясняет заместитель директора по реализации тепловой энергии «СГК» Виталий Вандакуров.
По данным СГК, сейчас в Красноярске больше 300 домов с неисправными счетчиками тепла. Это значит, что управляющие компании в этих домах не привели общедомовые приборы в надлежащее состояние, а люди по факту вынуждены платить за отопление в разы больше. Эксперты такую ситуацию называют почти безвыходной. В законе просто не предусмотрено возможности получить перерасчет и вернуть свои деньги, а судебной практики по таким делам нет. Как говорит эксперт в сфере ЖКХ Роман Казаков, для подачи иска необходимо знать точную сумму убытков людей, но высчитать ее невозможно, ведь показания неисправного счетчика юридически недействительны. Единственное, на что могут надеяться собственники – это перерасчет от управляющей компании за содержание общедомового имущества.
«Общедомовый прибор учета является общим имуществом. Управляющая компания обслуживает общедомовый прибор учета, своевременно вводит его в эксплуатацию и, соответственно, предоставляет показания общедомового прибора учета ресурсоснабжающей организации. Если управляющая компания своевременно общедомовый прибор учета в эксплуатацию не ввела – в этом случае как минимум с управляющей компании можно потребовать возврат денежных средств частичный по строке жилищные услуги содержание и текущий ремонт – потому что частично они свою обязанность не исполнили», – рассказывает Роман Казаков.
Получается, что красноярцам остается только надеяться на добросовестность своих УК, либо проявлять инициативу: быть внимательными и лично контролировать работу обслуживающих организаций. А в случае, если жилищная контора злостно не выполняет свои обязательства, то расторгать с ней договор и искать другую, которая не забудет поверить общедомовые счетчики и приведет их в порядок перед началом отопительного сезона.
Можно ли получить перерасчет за тепло, если сломался счетчик? Имеет ли право старая УК препятствовать смене на другую? На эти вопросы ответила эксперт в сфере ЖКХ Наталья Балабина.
Как производится расчёт стоимости отопления: по площади, по общедомовому и счетчику в квартире
Как правильно считать плату за отопление в квартирах и на машино-местах?
Дайте, пожалуйста, разъяснения по оплате отопления в 2020 году в Москве.
Дом построен после 2012 года, все квартиры оснащены индивидуальными приборами учета — ИПУ, есть общедомовой прибор учета — ОДПУ. Но есть еще машино-места, которые в принципе ИПУ оснащены быть не могут.
- Плата за отопление в квартирах должна быть строго по показаниям ИПУ за расчетный месяц? Или все-таки по среднему значению за предыдущий год равномерными частями? Зачем тогда снимать показания ИПУ ежемесячно?
- Как должна начисляться плата за отопление на машино-местах в нашем случае? Счетчик на дом — ОДПУ — единый.
Инициативная группа дома района Измайлово
Есть два варианта оплаты отопления, но показания ИПУ снимают в обоих случаях. А плату за отопление машино-мест считают по специальной формуле. В ответе приведу пример расчета, чтобы вы могли подставить свои данные и самостоятельно рассчитать стоимость отопления парковки.
Как оплачивается отопление в квартирах
Отопление жильцы оплачивают одним из двух способов: только во время отопительного сезона либо равномерно в течение календарного года. Способ оплаты выбирают местные власти.
В большинстве московских домов плата за отопление взимается равными частями в течение года. Исключение — дома в Троицком и Новомосковском административных округах. В Измайлове платить за отопление надо равномерно весь год.
При этом для домов с общедомовым счетчиком есть два варианта расчета платежей за отопление. Они зависят от того, стоят ИПУ в каждой квартире и каждом нежилом помещении или нет. Нежилые помещения — это, например, магазины и офисы, которые находятся в многоквартирном доме. Или тот же самый паркинг — он относится к нежилым помещениям и не входит в общее имущество дома. Место на парковке необязательно принадлежит кому-то из жильцов — его могут купить и жители соседних домов.
Если во всех квартирах и нежилых помещениях многоквартирного дома стоят счетчики, плату за отопление считают на основе их показаний по формуле 3 (3) из приложения № 2 к правилам предоставления коммунальных услуг. Для расчета берут среднемесячные показания ИПУ в каждом конкретном помещении за прошлый год. К показаниям индивидуальных счетчиков добавляют показания ОДПУ пропорционально площади помещений, чтобы посчитать в том числе плату за общедомовое отопление — обогрев подъездов, чердаков, подвалов.
Если прибора учета нет хотя бы в одном помещении МКД, расчет делают по другой формуле — 3 (1) из приложения № 2 к правилам предоставления коммунальных услуг. В этом случае также берут среднемесячные показания индивидуальных счетчиков или общедомового счетчика за предыдущий год. То есть если в квартире или нежилом помещении есть ИПУ, то берут его показания. Если нет — показания ОДПУ. В вашем случае считать отопление в квартирах будут именно по этой формуле, так как в вашем доме есть парковочные места без индивидуальных счетчиков.
В обеих формулах учитывают именно среднемесячные показания счетчиков за прошлый год. Для этого складывают ежемесячные показания и делят на 12. Поэтому, чтобы получить данные для расчета платы за отопление в будущем году, нужно снимать показания счетчиков каждый месяц.
Какие бывают проблемы с расчетом платы за отопление
Еще в июле 2018 года Конституционный суд РФ принял постановление, которое обязало правительство изменить порядок расчета платы за отопление в домах, где не во всех помещениях стоят приборы учета тепла. До этого если хотя бы один счетчик в одной квартире не работал, то весь дом не мог платить за тепло по ИПУ. Конституционный суд тогда встал на сторону людей — сказал, что это незаконно и нарушает права тех, у кого счетчики есть и работают. И что надо делить индивидуальные траты и общие — на отопление общедомового имущества.
Спустя два года получается, что правительство фактически саботировало решение Конституционного суда. Оно изменило постановление по расчету платы за тепло — предложило взамен одной существующей формулы сразу три, каждая из которых учитывает разные ситуации: когда счетчики есть везде, когда не везде или их нет вообще.
Однако, несмотря на кажущееся исполнение решения КС, фактического эффекта эти дополнительные формулы не принесли: в каждой из них все равно учитывается норматив потребления по ОДПУ — это создает своеобразный поправочный коэффициент. А для помещений, в которых приборов учета нет, формулы получились такими, что вообще ничего не изменилось. У людей не появился стимул устанавливать счетчики: что с ними, что без них итоговые начисления выходят примерно одинаковыми из-за хитрых формул.