Azotirovanie.ru

Инженерные системы и решения
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компенсация за установку счетчиков

Компенсация за установку счетчиков

Восстановить справедливость и вернуть потраченные на установку индивидуальных счетчиков холодной и горячей воды удалось уже нескольким жителям Екатеринбурга. Напомним, что сам прибор и услуги фирмы, его устанавливающей и обслуживающей, составляет от 2500 рублей. Нужно установить два счетчика? Готовьте пять тысяч. Для многих горожан это треть месячной зарплаты.

Сразу уточним, что устанавливать счетчики за воду Администрация муниципального образования обязана не всем жителям. Речь идет только о тех гражданах, которые являются не собственниками, а нанимателями жилья. Проще говоря, занимают муниципальную квартиру на основании договора социального найма. Владельцы приватизированных квартир, как и любой собственник, обязаны установить счетчики сами.

К сожалению, на практике часто все иначе: муниципальные власти, которые строго требуют от владельцев приватизированного жилья установить счетчик, сами закон не соблюдают. Это не мешает управляющим компаниям требовать наличия счетчика абсолютно в любой квартире, вне зависимости от формы собственности.

Вот и приходится нанимателям самим устанавливать индивидуальные приборы учета за счет своих собственных средств, самим оплачивать ввод в эксплуатацию.

Между тем, как объяснила помощник депутата Законодательного собрания Свердловской области, справедливоросса Александра Караваева, юрист Светлана Корепанова, В соответствии с Долгосрочной Целевой программой «Энергоэффективный город на 2012-2014 гг.», утвержденной Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 13.12.2011 № 5318, ежегодно в муниципалитете индивидуальными приборами учета холодного, горячего водоснабжения и электроэнергии должно быть оборудовано не менее 7200 жилых помещений, на что из бюджетных средств на 2012 г. было выделено 40 млн. рублей.

Те наниматели, кто не стал ждать милостей от власти и сам установил счетчики, закон предписывает возместить затраты. При наличии у гражданина документов, подтверждающих понесенные расходы на приобретение и установку индивидуальных приборов учета, а также наличие Актов ввода приборов учета в эксплуатацию, можно вернуть все 100% суммы.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Можно представить себе удивление и негодование жителей, которые, обратившись в Администрацию с заявлением о возмещении расходов и предоставив все документы, получили отказ на… законном основании. В своеобразной логике чиновникам не откажешь: ведь установка индивидуальных приборов учета электроэнергии и воды в муниципальном жилье включена в целевую программу, а вот компенсация затрат – нет.

А на нет и суда нет. Были средства, но жильцы сами не пожелали, чтобы им приборы установили бесплатно. Полезли поперек батьки в пекло. А зачем? Ведь им никто даже не удосужился сообщить приблизительные сроки, когда счетчики появятся в их квартире. Несмотря на то что, срок установки индивидуальных приборов учета был установлен до 1 июля 2012 г., однако Долгосрочная программа по установке индивидуальных приборов учета начала реализовываться только в начале этого года, когда до срока окончания установки приборов учета оставалось 3 месяца!

Но почему же средства, выделенные на установку счетчиков чиновникам, вдруг исчезли, как только возникла необходимость выдать их на руки реальным людям? Ну что мы все о деньгах, да о деньгах, это же неприлично…

Подали в суд и выиграли процесс

К счастью, в Екатеринбурге нашлись грамотные люди, не пожалевшие силы и время на борьбу с неописуемой наглостью чиновников. В городе наниматели жилых помещений уже выиграли три судебных дела, взыскав потраченные средства с чиновников. Следует заметить, что в одном случае речь шла о сумме 7800 рублей.

Как утверждает Светлана Корепанова, которая была представителем интересов нанимателей жилых помещений во всех трех процессах, в городе уже сложилась положительная судебная практика по таким делам. Тем более, что все они – как под копирку, различаются лишь районы города, названия управляющих компаний и даты.

В феврале 2012 г, в Орджоникидзевском районе обратился с письменным заявлением в адрес УЖКХ города Екатеринбурга наниматель, который сам оборудовал помещение еще в июле 2012 года. Получив отказ, мужчина обратился к юристам общественной организации «За справедливое ЖКХ». Светлана Корепанова с гордостью заявляет, что это было первое дело, которое судья решил в пользу простого екатеринбуржца.

Вскоре «дурному» примеру последовал житель Уральской улицы, который столкнулся с аналогичной проблемой. И снова судья приняла его сторону. Чуть позже вернул свои деньги житель Верх-Исецкого района. На этот раз администрации придется возместить 6900 рублей.

«Не следует мириться с тем, что гражданам нагло залезают в кошелек. Если Вы оказались в такой же ситуации, не стесняйтесь обращаться в приемную общественной организации «За справедливое ЖКХ». Наши юристы, в том числе я, обязательно Вам помогут».

НЕОБОСНОВАННОЕ ОБОГАЩЕНИЕ – ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Городские власти уже очень давно, с начала нулевых годов, убеждают горожан в необходимости установки индивидуальных приборов учета. В 2003 году был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п. 5 ст. данного закона, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов индивидуальными приборам учета воды и электрической энергии.

Владельцы приватизированных квартир, в большинстве случаев, приборы учета уже установили, надеясь на то, что теперь им не придется оплачивать расход воды из-за текущего крана у соседа. О том, что эти надежды не оправдались, стоит рассуждать отдельно. Но вот городской администрации федеральный закон – не указ, и множество объектов муниципального жилья счетчиками так и не оборудованы.

Между тем, как отметил депутат Законодательного собрания Свердловской области А. А. Коновалов, в соответствии с Долгосрочной Целевой программой «Энергоэффективный город на 2012-2014 гг.», ежегодно в муниципалитете индивидуальными приборами учета холодного, горячего водоснабжения и электроэнергии должно быть оборудовано не менее 7200 жилых помещений, на что из бюджетных средств на 2012 г. выделено 40 млн. рублей.

На что же надеются чиновники, уклоняясь от выполнения своих прямых обязанностей? Нет, не на круговую поруку, позволяющую уйти от ответственности. Расходы на установку приборов учета предполагается переложить на самих сознательных граждан, которые, проживая в муниципальном жилье, сами, за свои деньги, оборудуют свою квартиру.

Людей просто и изящно загоняют в угол. Не хотите оплачивать огромные суммы, взятые «с потолка»? Извольте предъявить показания прибора учета. Нет такого? Ничем не можем помочь. Ждите. Платите. Миритесь и молчите.

Если же такие варианты полностью не устраивают, то устанавливайте приборы учета сами. А после – взыскивайте материальный ущерб с собственника жилья, то есть с муниципалитетов. И помните, что Закон – на вашей стороне!

Отказ городских властей компенсировать затраты на установленные приборы учета, ссылаясь, якобы, на отсутствие средств, — не только ложь. Это преступление. Ведь деньги на городскую программу выделены! И они должны облегчить жизнь гражданам, а не осесть в карманах управляющих компаний и администрации.

Как отменила юрист Светлана Корепанова, в соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

В Екатеринбурге уже существуют преценденты, крайне опасные для «забывчивых» коммунальщиков, желающих незаконно обогащаться за чужой счет. За последние два года жители муниципальных квартир возвращали средства через суд трижды.

Для установки индивидуальных приборов учета в помещении, занимаемом Вами по Договору социального найма, Вам необходимо обратиться с письменным заявлением в территориальное отделение Центра жилищно-коммунальных услуг в жилищно-коммунальной сфере. Если вам отказывают, смело отвечайте: «Встретимся в зале суда».

На какие нормы права ссылаться?

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов индивидуальными приборам учета воды и электрической энергии (далее приборы учета) до 1 июля 2012 г. (в первоначальной редакции Закона предельный срок оснащения домов приборами учета был установлен до 1 января 2012 г.).

Читайте так же:
Как сбросить счетчик у принтера samsung ml 2160

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Общий срок исковой давности составляет 3 года, поэтому если вы установили приборы в пределах этого срока, вы также вправе обращаться в суд с требованием возместить понесенные затраты.

Права жильцов: ставим счетчик – как избежать «разводок»

К 1 июля нынешнего года все мы, владельцы жилых помещений, должны обзавестись индивидуальными счетчиками воды, а к 2015 году – еще и собственными счетчиками газа. Как при всякой общеобязательной «акции» на практике уже возникло немало типичных злоупотреблений и уловок со стороны желающих погреть руки на массовой установке приборов учета. Как распознать подвохи и какие самые важные правила нужно знать жильцам – в очередном выпуске нашей рубрики.

«Денежный вопрос»

Первым делом уточним: по закону обязанность обеспечить установку индивидуальных счетчиков в квартирах возлагается на собственников жилых помещений в многоквартирных домах (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»). Исходя из этого, подчеркивают юристы, если ваше жилье не приватизировано, т. е. находится в муниципальной собственности, вы имеете полное право требовать бесплатной установки счетчика от местных властей. Для этого нужно написать соответствующее заявление со ссылкой на указанную статью и передать в подразделение местной администрации, ведающее жилым фондом в вашем населенном пункте.

Письменный ответ вам должны прислать в течение месяца. Сроки самой установки счетчика в такой ситуации законодательство не оговаривает. Если, на ваш взгляд, разумный срок уже истек либо реакции (ответа) не последовало вообще, можно действовать двумя путями. Первый – пожаловаться: в государственную жилищную инспекцию (координаты ее подразделения в вашем регионе легко найдутся в Интернете), а также в прокуратуру. Второй путь – установить прибор за свой счет, а затем требовать от местных властей компенсации на основании ст. 980 – 989 Гражданского кодекса РФ (речь идет о выполнении действий в чужом интересе без поручения). Правда, в последнем случае, скорее всего, придется обращаться в суд – вероятность добровольного выполнения вашего требования невелика.

Обратите внимание: если квартира не находится в вашей собственности, то согласно действующему на сегодня законодательству какие бы то ни было санкции за отсутствие индивидуального счетчика вам лично не грозят. В то же время, как отмечают жильцы, добившиеся установки счетчиков (либо установившие их за свой счет), экономия месячной платы за воду при наличии прибора индивидуального учета выходит весьма существенная: от полутора-двух до трех-четырех раз.

Собственникам квартир, кроме вышесказанного, важно иметь в виду: административных наказаний (штрафов) за «уклонение» от установки счетчика для граждан в данный момент не предусматривается вообще. Однако в законе об энергосбережении упоминается последствие, которое может оказаться довольно обременительным. А именно: если квартирный счетчик не появится до 1 июля 2013 года (т. е. по истечении года с предусмотренной законом «обязательной» даты), то ресурсоснабжающим организациям дается право принудительно установить прибор в квартире, а затем в судебном порядке взыскать стоимость счетчика и работ с собственника жилья. При этом согласно п. 12 ст. 13 закона сумма должна взыскиваться в рассрочку — равными долями в течение 5 лет (если сами владельцы жилья не захотят рассчитаться быстрее). За рассрочку взимаются проценты в размере не выше ставки рефинансирования. Эксперты предупреждают, что в подобных ситуациях принудительно установленные счетчики наверняка окажутся куда дороже, чем в случае, когда вы можете выбрать прибор и организацию для его установки по своему усмотрению.

«Управляющая компания — всему голова»

Немалое количество злоупотреблений связано как раз с попытками ограничить право выбора граждан при установке счетчика. Как правило, особое рвение в данном вопросе проявляют управляющие компании (ДЕЗ, ЖЭУ, РЭУ и проч.). «Когда я решил установить счетчик и обратился в свою управляющую компанию, мне тут же выдали список из трех фирм — сказали, что купить и установить прибор можно только через них», — рассказывает москвич Алексей. «Нам объяснили, что счетчик желательно приобрести в фирме, рекомендованной управляющей компанией, а если купим в другом месте, то в любом случае обязаны за отдельную плату получить в УК технические условия — документ, где будет, в частности, указано, на каком расстоянии от пола должен стоять прибор», — сообщает жительница Санкт-Петербурга Светлана.

Имейте в виду: в действующем законодательстве нет ни одного нормативно-правового акта, который позволял бы управляющим компаниям (и каким-либо иным субъектам) навязывать жильцам виды (модели) счетчиков и конкретные организации, обеспечивающие установку и обслуживание приборов учета. «Сейчас эта деятельность (монтаж, обслуживание счетчиков. — прим. авт.) не лицензируется, поэтому достаточно убедиться, что выполнение соответствующих работ указано в уставе выбранной вами организации», — поясняет эксперт по защите прав потребителей, адвокат Дмитрий Лесняк.

Что касается технических условий установки приборов учета, за разработку которых нередко пытаются «содрать» деньги УК, то и этот документ — отнюдь не «эксклюзив» управдомов. «Вы вправе заказать такую документацию в любой фирме, с которой заключаете договор о приобретении и установке счетчика. Кстати, велика вероятность, что у ваших потенциальных установщиков плата окажется существенно ниже либо техусловия вообще разработают бесплатно — как бонус для привлечения клиента», — отмечает адвокат Лесняк.

После того как счетчик будет установлен и опломбирован, можете смело обращаться в свою управляющую компанию с заявлением о принятии прибора в эксплуатацию. УК обязана сделать это либо, если откажет, должна письменно обосновать свои претензии и указать недостатки, которые вам необходимо устранить. Если в течение разумного срока (скажем, полутора-двух недель) не дождетесь ни ответа ни привета, можете подавать жалобу в государственную жилищную инспекцию, а также обращаться в прокуратуру.

К поверке будь готов!

Периодически вам понадобится проходить процедуру под названием «поверка». Речь идет о проверке работоспособности приборов и точности их измерений. Сроки поверки указываются в технической документации к счетчику. Обычно процедура требуется раз в 4 года для приборов учета горячей воды и раз в 6 лет для счетчиков холодной воды.

На практике чаще всего встречаются две основные уловки. Первая — навязывание проведения поверки определенными «компетентными» фирмами (мастерами). Плата при этом зачастую оказывается выше средней. Второй подвох — требование уплатить штраф, если поверка не проведена вовремя (в Москве, например, известны случаи, когда УК угрожала жильцам штрафом в размере 5 тысяч рублей).

И первое, и второе — явные злоупотребления. Столкнувшись с ними, твердо отстаивайте свои права, а при необходимости сигнализируйте в государственную жилищную инспекцию и прокуратуру.

Приборы учета тепла: кто должен устанавливать и оплачивать, а кто поверять? Вопросы-ответы

Приборы учета тепла: кто должен устанавливать и оплачивать, а кто поверять? Вопросы-ответы

Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 января 2012 года (о новых сроках установки приборов учета) собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими для коммунальной квартиры приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии).

Что такое прибор учета тепловой энергии?

Прибор (или узел) учета тепловой энергии — это комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура. Сигналы с водосчетчика (импульсы) и сигналы с термометров сопротивления поступают в микропроцессор тепловычислителя, где с помощью высокоточного аналого-цифрового преобразователя преобразуются в цифровую форму. Далее происходит их интегрирование и вычисление тепловой энергии.

Читайте так же:
Продать счетчик с пультом

Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?

Да, обязательна. Согласно закону расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее — энергоресурсов).

До 1 января 2011 г. приборы учета должны быть установлены и введены в эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

До 1 января 2011 г. собственники нежилых зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.

До 1 января 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).

С 1 января 2012 г. вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах. С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?

Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов. Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью, оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?

Да, нужно.

Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир. Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?

До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.

Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?

Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки. Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть «оприборены». Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?

Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?

Да, предусмотрены.

  • на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей;
  • на ИП — от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?

Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания). Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.

Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника. Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории). На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии.

Поскольку в устройство узла учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учету тепловой энергии. Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более точном оборудовании.

Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды — 6 лет Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа средств измерении (СИ). Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет и сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?

Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.

Какие приборы учета энергии можно применять?

Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации. Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учета тепловой энергии. Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности — это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

Читайте так же:
Схема подключения счетчик успд

Где и как устанавливаются приборы учета тепловой энергии?

За рамками закона № 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту из технической (да и не только технической) сферы понятно, что любое техническое изделие требует периодического обслуживания, создание системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации.

Узел учета тепловой энергии или воды — достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех сервисных работ. Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками закона № 261-ФЗ сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года? Вероятно, за 3 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы? Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. Правительством РФ принято постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды.

Приборы, установленные в соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста. В соответствии с требованиями Федерального закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований закона № 94 ФЗ.

Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочеред­ным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.

Каргапольцев В.П., ООО «Промавтоматика-Киров», г. Киров

Нужно ли выносить счетчик на улицу в СНТ по закону

Первые подобные требования стали появляться более 5 лет назад, однако до сих пор не все владельцы дач и частных домов знают, как на них реагировать. Проблема коснулась и вас? Значит, самое время изучить законодательную базу.

При этом важно помнить, что у этого вопроса есть довольно существенные нюансы. Например, законность требования зависит от того, является ваша недвижимость ИЖС или дачным домиком, построена и эксплуатируется уже давно или только строится, находится в России или Беларуси и т.д.

Вынесение счетчиков на улицу в дачных кооперативах и садовых товариществах

Зачастую можно слышать, что председатель СНТ начал требовать вынести счетчики электричества из домов на улицу, мотивируя это тем, что так можно контролировать расход электроэнергии и бороться с воровством. Однако на ровном месте председатель предъявлять таких требования не имеет права.

Согласно Федеральному закону от 15.04.1998 №66-ФЗ в ред. от 03.07.2016 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» все решения подобного рода принимаются только общим собранием. То есть, заблаговременно эта тема должна быть вынесена на повестку, обсуждена и проведено голосование. Если этого не произошло – вы можете спокойно игнорировать требования. Если же ваши соседи в большинстве своем с требованиями согласились, подчиниться придется и вам.

Вынесение счетчиков на улицу в частных домах

В частных домовладениях вам и вовсе никто не указ. Соглашаться или не соглашаться с требованиями энергообеспечивающей организации – решайте сами. Однако помните, что на вашей стороне закон, а если представители Энергосбыта или аналогичной организации начнут настаивать, требуйте от них озвучивания законодательных нормативов, которыми они руководствуются.

Согласно действующим сейчас Правилам устройства электроустановок (ПУЭ) п. 1.6. 6 и 1.5.27, которые, кстати, носят рекомендательный, а не обязательный характер, электрический счетчик должен располагаться на границе раздела сети (по балансовой принадлежности), а также в сухих, легко доступных помещениях, не стесненном для работы месте, где зимой температура не опускается ниже 0°С.

Иное не обозначено в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившим в силу с 01 сентября 2012 года. Кроме того, требование установить счетчик на улице нарушает также ст. 210 Гражданского кодекса РФ, поскольку вы, оставаясь собственником счетчика, не сможете содержать его полноценно.

Что же означают эти нормативы, статьи и акты в переводе с юридического языка на человеческий? Для начала то, что никаким законодательным актом или постановлением данное требование не регламентируется. То есть, это исключительно пожелание компании, с которой у вас заключен договор на поставку электроэнергии. И на это пожелание вы имеете полное право реагировать отказом.

А теперь разберем подробнее, почему это выгодно представителям Энергосбыта и не выгодно вам. Да, с одной стороны их специалисты действительно смогут контролировать работу счетчика и снимать данные без предварительного согласования с вами, что изрядно сэкономит им силы и время. С другой стороны, если вы регулярно бываете в доме, то связаться с вами проверяющим будет не сложно.

В то же время, вынесенные на улицу счетчики довольно часто ломают вандалы, воруют полностью или по частям, они перегреваются на солнце, их заливает дождем, а от этого срок их годности неизбежно снижается. Кроме того, при температурных перепадах многие из них дают неверные показания или вовсе перестают работать. А платить за ремонт, замену или восстановление сломанного счетчика придется его владельцу, то есть вам.

Как видите, поводов менять «место жительства» электросчетчика не так уж много, да и те что есть весьма сомнительны. Помните, что ваш отказ правомерен и отключить вам электроэнергию не имеют права, если все ваши счета оплачиваются в срок. Если подобные угрозы стали поступать от представителей Энергосбыта или других организаций, вы имеете право обратиться в суд.

У жителей Республики Беларусь ситуация принципиально иная — 17.10.2011 года было принято постановление совета министров №1394 о необходимости выноса из жилых помещений и установки вне дома на территории участка приборов учета электроэнергии.

За чей счет выносят счетчик на улицу

Ответ на этот вопрос стал еще одним камнем преткновения в споре между домовладельцами и Энергосбытом. Дело в том, что все счетчики являются вашей собственностью, а значит, замена и перенос осуществляются за ваш счет. В зависимости от выбранной модели счетчика, места установки, качества защитного оборудования и других факторов, стоимость подобного переноса может обойтись вам в 7000 – 12 000 рублей.

Где должен располагаться счетчик на улице

Если вы все же решили прислушаться к пожеланиям энергоснабжающей организации или администрации садового товарищества и перенести счетчик, помните, что повесить его на ближайшем столбе не выйдет. К размещению есть особые требования, которые придется соблюдать.

Итак, установить счетчик в специальном изоляционном щитке можно на фасаде здания с внешней стороны или на специальной, отдельно стоящей опоре. Он должен располагаться на высоте от 0,8 до 1,7 м от земли, чтобы показания прибора легко просматривались. Кроме того, вы можете повесить счетчик на столб (фонарную опору), но только при условии, что он находится на территории вашего участка.

Помните, что требования разместить счетчик за пределами участка незаконны, поскольку вы не сможете контролировать подключения и состояние самого прибора.

Как оборудовать уличный электросчетчик

Независимо от того, какой тип электросчетчика (электронный или индукционный) вы выберете, он должен содержаться в определенных условиях, которые соблюсти на улице довольно сложно. Помимо воровства и механических повреждений, счетчик нужно защитить также от атмосферных осадков и критичных для него температур. Таковыми для основной части приборов являются температуры ниже 0°С и выше 40°С.

И если с защитой от влаги (но не от конденсата) изоляционный шкаф еще справляется, то вот с температурой все сложнее. Понятно, что зимой она будет отрицательной, а значит, щиток придется утеплять и обогревать. На это также будет тратиться энергия, а оплатить ее придется вам. Но это хотя бы технически осуществимо, а вот что делать со счетчиками, которые в жару перегреваются и начинают сбоить – непонятно.

Для уличной установки нужно выбирать качественный изоляционный шкаф для счетчика с системой обогрева, устанавливать его в тени и не забывать о том, что отныне, помимо служб энергообеспечения к нему имеют доступ и все желающие, а значит, велика вероятность, что однажды вы счетчик можете не обнаружить.

Ранее:

Вот уже несколько лет дачников тревожат требованиями вынести свой электросчетчик на уличный столб. И нельзя сказать, что есть какое-то однозначное решение этой ситуации.

Если проанализировать судебную практику, то по спорам об уличных электросчетчиках можно найти решения, вынесенные как в пользу дачников, так и в пользу энергетиков.

Все началось с того, что 4 мая 2012 года было принято Постановление Правительства РФ № 442, где в п. 144 предусмотрено, что приборы учета должны быть установлены на границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств.

Для садоводов сделана отдельная оговорка — что счетчики подлежат установке на границах земельных участков. А если нет технической возможности это обеспечить, то он устанавливается в месте, максимально приблИженном к границам.

Ссылаясь на этот пункт, энергетики стали отказывать в опломбировке счетчиков, установленных в доме, а не на фасаде или на уличном столбе. В 2015 году по жалобе гражданки, столкнувшейся с такой ситуацией, Верховный суд РФ признал действия энергетиков незаконными.

По мнению суда, в отсутствие подтвержденной технической невозможности установить счетчик в доме, компания необоснованно ограничила права потребителя (определение от 3 марта 215 г. по делу № 306-КГ14-2876).

Однако это не повлияло на единство практики по этому вопросу. Напротив, в последнее время все чаще выносятся решения в пользу энергокомпаний.

А в новой редакции Свода правил по планированию и застройке садоводческих территорий (СП 53.13330.2019), которая вступила в силу с 15 апреля этого года, впервые появился отдельный пункт (8.14), посвященный установке электросчетчиков.

— электросчетчики для жилых и садовых домов на территории садоводства следует размещать, как правило, на опорах вне пределов участка, с учетом требований местных сетевых организаций.

Так что приходится отметить, что оснований для признания требований энергокомпании незаконным, стало еще меньше. Но все-таки еще можно выделить несколько из них:

1) Требование о переносе электросчетчика должно соответствовать техническим условиям эксплуатации прибора учета.

Согласно ныне действующим Правилам («Правила устройства электроустановок (ПУЭ)» изд. 7-е) счетчики следует размещать в сухих, легко доступных для обслуживания помещениях с температурой в зимнее время года не ниже 0 °С.

Допускается устанавливать счетчики в неотапливаемых помещениях и в шкафах наружной установки при условии дополнительного утепления на зимний период. Счетчики следует закреплять на стенах, в нишах, на щитах с жесткой конструкцией.

Но при этом нужно учитывать тип прибора: есть счетчики, которые разрешено эксплуатировать при низких температурах (это должно быть отражено в техпаспорте изделия).

Так как по закону за содержание индивидуального счетчика отвечает собственник жилого помещения, он имеет полное право требовать, чтобы энергокомпания обеспечила ему безопасное место для размещения счетчика на улице.

Например, суд удовлетворил иск гражданки, которую энергетики заставляли разместить счетчик на фасаде дома, тогда как согласно техпаспорту прибор не мог работать при температуре ниже -30 °С.

А в их регионе такая температура могла быть такой в зимнее время (Тальменский р-й суд Алтайского края, дело № 570/2016).

2) СНТ может обязать садовода перенести свой счетчик на уличный столб лишь на основании решения общего собрания.

Садовод имеет право ознакомиться с этим решением и обжаловать его в суде в течение 6-ти месяцев, если с ним не согласен. На основании решения собрания СНТ может взыскать с дачника расходы на установку уличного счетчика.

Но не вправе отключать электричество, поскольку такое право у него есть только при наличии задолженности по оплате электроэнергии, а не счетчика (ПП. РФ от 04.05.2012 №442, п. 2).

Консультации(4)

  • Москва

Каким нормативным требованиям отдать предпочтение и почему?
После вступлению в силу новой редакции СП 53.13330.2019 (введен в действие с15.04.2020.) Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97*) , где п. 8.14, посвященный установке электросчетчиков. Он гласит, что: -электросчетчики для жилых и садовых домов на территории садоводства следует размещать, как правило, на опорах вне пределов участка, с учетом требований местных сетевых организаций. Усматривается юридическая коллизия с ФЗ261 от 23.11.2009г (ст. 13, п.1), ПП № 442 от 4.05.2012г(п.144, абз.1), ПП №861 от 27.12.2004г. (п. 16.1) , ПУЭ изд. 7 (п. 1.5.6), в которых нет обязанности садовода устанавливать приборы учёта за пределами участка: — «Заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка….»(п. 16.1 ПП № 861)

Противоречия нет, т.к. на вас не возлагают обязанность содержать эксплуатацию счетчика.

В СНТ 8 лет работает система АСКУЭ(Автоматизированная система коммерческого учёта энергопотребления). На собрании пред склонил заменить на счётчики на столбах. В повестке вопрос на голосование: Электроэнергия в СНТ реорганизация. На голосование поставлен вопрос: "Установить всем комплект оборудования, включающий шкаф абонентский, счётчик, монтаж на опору с выносом за границы забора. На высоте 1,7м от земли. Оплатить установку и подключение согласно смете от 11 до 18 тыс. руб. Можно считать это решение НИЧТОЖНЫМ как не совпадающее с повесткой дня? Кроме того новый предс. знал но не уведомил собрание о ФЗ 522 и ч то наше СНТ по решению прошлого собрания уже проводит передачу сетей с АСКУЭ в Россети. Есть документы подтверждающие этот процесс. ( элемент мошенничества с неосновательным обогащением) Спасибо.
.

Да, в целом можно, если нарушена процедура уведомления о данной повестке.

Добавить вопрос или комментарий

У Вас появились вопросы?

Пишите в комментариях — мы быстро Вам ответим и проконсультируем!

Собственников квартир заставляют менять счетчики: в каких случаях это незаконно

Под шумок реформ ЖКХ, вдали от глаз общественности, идет себе тотальная приборизация всей страны. И вроде бы чего плохого в том, чтобы поставить каждую каплю воды и калорию тепла на учет, но как-то лихо поменяли коммунальщики местами “тех, кто должен” с “теми, кто никому не должен”.

Последние, как вы уже догадались, собственники, поэтому будем сегодня разбираться, на что владельцы жилья имеют право, а на что – все остальные.

Вестись не надо!

За последнее время ничего не изменилось, и главными в доме остаются владельцы недвижимости в лице общего собрания (статья 47): проголосовали против установки общедомового прибора учета – всем до свидания, никто не имеет права вас заставить.

Все законодательные нормы, обязывающие к учету потребления воды и тепла, относятся исключительно к монополистам-коммунальщикам и застройщикам.

Смотрим статью 92-8 Водного кодекса РК:

“1. В проектах строительства, реконструкции, технического перевооружения, модернизации, капитального ремонта многоквартирных жилых домов (жилых зданий) предусматривается обязательная установка общедомовых и индивидуальных (поквартирных) приборов учета воды для организации коммерческого учета воды. 2. Во вновь вводимых в эксплуатацию объектах предусматривается установка приборов учета воды, имеющих высокий метрологический класс с низким порогом чувствительности с дистанционной передачей данных. Данное требование распространяется и в случае замены неработающих или отработавших установленный срок эксплуатации общедомовых приборов учета воды”.

Цитата, возможно, большая, но приведена мною намеренно – именно ее вы будете показывать доброхотам от монополистов-коммунальщиков, желающим повесить на вас внеплановую установку ОПУ (общедомовой прибор учета). Запоминаем: обязательная установка предусмотрена только тогда, когда ваш дом строится либо вы захотели провести его модернизацию и капитальный ремонт. Второе: просто так поменять один ОПУ на другой, более современный с дистанционной передачей показаний поставщику – нельзя, кодекс этого не предусматривает, вот отработает прибор свой срок, пусть тогда и приходят.

Я не случайно остановилась на этом подробно, некоторые умы сейчас охвачены жаждой осовременить ЖКХ страны до … скажем мягко, неузнаваемости, не думая при этом о целесообразности. Алматинец наказал тепловые сети за нарушения почти на 7 миллионов

Пока понимание придет – делов могут натворить много, поэтому собственники твердо и спокойно имеют право их остановить в пределах своего дома, сославшись на Водный кодекс РК и Закон “О жилищных отношениях”.

К слову, поправки в него, находящиеся сейчас на обсуждении в парламенте, не затрагивают священное право владельцев недвижимости самим решать эти вопросы.

Что еще нужно знать: доброхоты еще те проныры, на ваше законное возражение и ссылку на закон и кодекс могут приплести какое-нибудь постановление правительства. Так вот вестись, извините за моветон, на подобные замечания не надо, в юридической табели о рангах постановление правительства есть всего лишь нормативно-правовой акт, а выше кодекса только Конституция страны, о чем и сообщите ходокам-коммунальщикам.

Все под Учет 2.0

Для того чтобы пойти дальше, напомним небольшой фрагмент из нашей статьи “Собственников заставят быть счастливыми”, который касался намерения государства ввести контроль за поставщиками коммунальных услуг.

“Инвентаризация жилищного фонда Республики Казахстан позволит, прежде всего, определить состояние многоквартирных жилых домов и их оснащенность приборами учета с функцией передачи данных. В случае выявления по итогам инвентаризации отсутствия в многоквартирных жилых домах приборов учета указанные дома подлежат приборизации общедомовыми приборами учета с функцией передачи данных. При этом многоквартирные жилые дома, ранее оснащенные общедомовыми приборами учета, но без функции передачи данных, подлежат доукомплектации устройством сбора и передачи данных (IoT-устройства). При этом установка общедомовых приборов учета или их доукомплектация устройством сбора и передачи данных будет осуществляться за счет собственников жилья в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан “О естественных монополиях”.

Следует отметить, что установкой и доукомплектацией приборов учета занимаются местные исполнительные органы совместно с субъектами естественных монополий”.

Вот отсюда сразу же и возникла неразбериха, если общедомовой прибор учета тепла и горячей воды уже стоит, то зачем нужен другой.

И сразу же возникают вопросы: а как это сообразуется с ныне существующим законодательством, приведенным нами выше. Почему коммунальщики изначально не установили в домах, где собственники дали свое согласие, приборы учета нового поколения.

Сами монополисты путают потребителей еще больше. Смотрим, какой ответ мы получили от алматинского поставщика: “Все установленные ПУТЭ (прибор учета тепловой энергии. – Прим. авт.) по г. Алматы и допущенные в эксплуатацию ТОО “АлТС” внесены в реестр Государственные средства измерения РК. В рамках реализации программы “Установка ПУТЭ в многоквартирных жилых домах г. Алматы” ТОО “АлТС” приобретает посредством финансового лизинга 2 500 ПУТЭ. После проведения тендерных мероприятий стартует их установка. Причем установка сопровождается 4-летним сроком гарантийного обязательства, куда входят сам прибор, его наладка и модем, то есть весь комплект ПУТЭ. Кроме того, предусмотрена рассрочка на 4 года (ранее только 1 год), что значительно облегчит ежемесячные платежи потребителям”. Как пытаются заработать на смене счетчиков воды в Алматы: расследование "КАРАВАНА"

Как видим, прямого ответа мы не получили, а разбираться с этой кампанейщиной как-то придется.

Ну, давайте думать: некоторые открытые источники говорят, что в Алматы находится 7 750 многоквартирных жилых домов. Исходя из этого 2 500 приборов, скорей всего, планируют установить там, где их еще нет. Хотя, согласитесь, возможны и варианты… К сожалению, с информацией по приборизации всей страны еще хуже, оттого и мы не можем вам донести ее в полном объеме.

Просто резюмируем, алматинские монополисты ни слова не сказали о неких новых системах передачи данных и IoT-устройствах, значит, ждать от них следует чего угодно.

Но это не должно никого пугать, о правилах пользования Водным кодексом РК и Законом “О жилищных отношениях” мы уже рассказали, теперь пришло время ударить по противнику его же оружием, называется оно Закон “О естественных монополиях”. Страсть как любят на него ссылаться разномастные чиновники и монополисты-коммунальщики, подменяя понятия “кто должен” на “кто не должен”.

Итак, смотрим статью 10. “Права потребителя услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии”: “ Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии вправе: 1) покупать регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии в порядке и по тарифам (ценам, ставкам сборов), которые установлены уполномоченным органом, требовать установки приборов учета либо самостоятельно приобретать и устанавливать их (выделено автором. – Прим.)”.

Вот эту статью и выделенную мною часть вышеупомянутый люд собственникам не сообщает никогда, а почему – ответ очевиден: право решать, устанавливать прибор учета или нет, данный закон отводит исключительно потребителям (собственникам), а не им.

Как писалось выше, решили не ставить – всем до свидания! И Закон “О естественных монополиях” вам здесь тоже в помощь.

А вот если решили поставить, то имеете право требовать от поставщика прибор установить, и он это сделать обязан. Снова смотрим закон, на этот раз – статья 7: “Субъект естественной монополии обязан: 9) приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями. ”. И вот только после этого наступает действие столь обожаемой и цитируемой монопольщиками и чиновниками статьи 11: “Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии обязан: 2) своевременно и в полном объеме оплачивать приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с условиями заключенных договоров;..”.

Итак, вначале – согласие, и только потом – обязаны оплатить, а никак не наоборот.

Сегодня мы не стали касаться темы достоверности тарифов и самих начислений, некоторые чиновники, желая поставить под контроль поставщиков коммунальных услуг, делают упор на показаниях счетчиков, но там не все так однозначно. Генеральной прокуратурой была проведена проверка деятельности монополистов по поручению Президента страны. По словам генерального прокурора Казахстана Кайрата КОЖАМЖАРОВА: “Выявлено умышленное завышение монополистами собственных расходов и их сомнительные сделки на сумму 29 миллиардов тенге. Так, в тарифы, с молчаливого согласия антимонопольного ведомства необоснованно включались премии и бонусы своим работникам, а также вознаграждения по кредитам. В целях увеличения затрат умышленно создавались различные аффилированные, в том числе и сервисные предприятия для ремонта и покупки оборудования по завышенным ценам. А это уже совсем другая история…

К слову, в ближайших номерах мы планируем поговорить как раз о незаконных начислениях и о том, когда и как они будут собственникам возвращаться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector