Установка счетчика на газ – право или обязанность жителей квартир
Установка счетчика на газ – право или обязанность жителей квартир?
юрист: Елена Могилевская
Законом «Об энергосбережении» установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах по установке индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Такая обязанность должна быть исполнена до 2015 г.
Значит ли это, что необходимо срочно бежать и покупать счетчик, оплачивать его установку, ввод в эксплуатацию – платить немалые для среднестатистического россиянина деньги?
Конечно, нет. Несмотря на то, что законом уставлен срок – до 1 января 2015 г., никаких штрафных санкций за неисполнение этой обязанности по установке счетчика действующим законодательством России не предусмотрено.
При этом законом предусмотрено, что с 2016 года обязанность по установке счетчиков переходит на ресурсоснабжающие организации. И если жители сами не установят их, то газоснабжающие организации сделают это за них, предъявив в последующем к оплате счет за такие работы.
Однако необходимо принимать во внимание, что собственники жилых помещений имеют полное право не пускать в свои квартиры работников газоснабжающих организаций для принудительной установки счетчиков.
И хотя закон «Об энергосбережении» действует с 2011 года, большинство россиян до сих пор не знают о наличии у них в связи с этим прав и обязанностей.
В настоящее время цена газовых счетчиков в магазинах достигает 12 тысяч рублей и зависит в том числе от срока службы. Но вот насколько выгодно устанавливать такие счетчики, и окупятся ли они – вопрос остается открытым.
Несложные расчеты показывают, что, возможно, установка счетчиков окажется не выгодной ни жителям, ни газоснабжающей организации (если, конечно, она не рассчитывает извлечь хорошую прибыль от принудительной установки дешевых счетчиков по завышенным ценам).
При стоимости 1 м3 газа = 4,8 рублей и нормативе потребления 11,8 м3 ежемесячный платеж для жителя составит почти 57 рублей. Установка счетчика, возможно, позволит «сэкономить» порядка 10-12 рублей в месяц. В год это порядка 120-140 рублей.
Но можно ли говорить об экономии?
Когда при такой «экономии» купленный счетчик окупится? А если он выйдет из строя уже через 2-3 года? Напомним, покупка нового может обойтись еще в 2-12 тысяч рублей. Каждая ли семья может позволить себе такие траты?
Сокращение расходов по оплате газа в действительности могут сделать его очень дорогим, если все-таки жестко обязать жителей установить счетчики и штрафовать за неисполнение этой обязанности.
В связи с этим, учитывая отсутствие штрафных санкций за неустановку газовых счетчиков, успокоим жителей: ежемесячные платежи за газ для жителей многоквартирных домов в России пока минимальны. Возможно, в будущем законодатели отменят такую обязанность жителей. Ведь это финансовое бремя не только для граждан, но и удар по бюджету для муниципалитетов, несущих обязанность по установке счетчиков в квартирах, предоставленных для проживания по договору социального найма. Получается, много расходов, не понятно – кому это выгодно, как только не производителям этих пресловутых счетчиков?
В каких случаях установка счетчика может оказаться выгодной потребителям? Если в квартире прописано несколько человек, а фактически живет 1, но и здесь все необходимо просчитать, если в кармане нет лишних денег.
Закон обязывает установить счетчики не только жителей квартир, но и владельцев дачных или садовых домиков, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года.
Учитывая финансовую неоднозначность этого вопроса, многие представители власти и общественности высказывают свое мнение о необходимости отмены обязанности по установки газового счетчика для жителей многоквартирных домов, оставив возможность устанавливать приборы учета в добровольном порядке.
В качестве варианта решения изложенной проблемы депутаты Ивановской области предложили продлить срок установки газовых счетчиков до 2019 года, внеся в Госдуму соответствующий законопроект. Кроме этого, депутаты предлагают собственников жилых помещений, в которых имеется только газовая плита (отсутствует колонка, АГВ), полностью освободить от обязанности по установке прибора учета потребления газа.
Таким образом, каждый сам для себя может решить – устанавливать газовый счетчик или нет.
И хотя пока законодательством санкции за неустановку приборов учета не предусмотрены, не исключено, что это может произойти в будущем. Вот тогда, возможно, будет целесообразным и пересмотреть изложенную позицию.
автор статьи — юрист
Рейтинг:
Порядок оснащения энергопринимающих устройств приборами учета электрической энергии
Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила № 354), к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
На вновь устанавливаемых однофазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 2 лет.
С 01.07.2020г. согласно п. 80 (1) Правил № 354 установка индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в многоквартирных домах осуществляется гарантирующим поставщиком, а в частных жилых домах – сетевой организацией, при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета, в течение 6 месяцев.
Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики. Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом «г» пункта 59 Правил №354.
Для учета потребляемой электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующие требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), а также требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», при условии наличия таких приборов учета в свободном доступе на соответствующем товарном рынке.
До 31 декабря 2021г. гарантирующие поставщики (сетевые организации) вправе осуществлять установку приборов учета, соответствующих требованиям, предусмотренных Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Начиная с 1 января 2022г., допуску в эксплуатацию подлежат индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), в соответствии с Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Согласно п. 81 Правил №354, в случаях, предусмотренных п.80 (1) Правил №354, ввод прибора учета электрической энергии в эксплуатацию осуществляется гарантирующим поставщиком (сетевой организацией – в отношении жилых домов (домовладений)) не позднее месяца со дня его установки, при этом потребитель и исполнитель вправе принять участие во вводе такого прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по их желанию.
Гарантирующий поставщик направляет исполнителю и потребителю уведомление о дате и времени ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
Указанное уведомление может быть отправлено как исполнителю, так и потребителю через личный кабинет потребителя на официальном сайте гарантирующего поставщика в сети Интернет посредством электронной почты, автоматической передачи абонентам коротких текстовых сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности, и иными способами.
Исполнитель и потребитель вправе согласовать с гарантирующим поставщиком иные время и дату ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, направив предложение гарантирующему поставщику в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления от гарантирующего поставщика. В случае если для установки и ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, а также для его присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) требуется допуск в жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, потребитель обязан обеспечить допуск гарантирующему поставщику в такое помещение в согласованный срок.
Если потребитель и (или) исполнитель не явились в указанные в уведомлении дату и время, и (или) не согласовали с гарантирующим поставщиком иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, прибор учета электрической энергии считается введенным в эксплуатацию с даты, указанной в уведомлении, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 81(4) Правил № 354 в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) Правил № 354, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (п.81(5) Правил № 354).
По результатам проверки прибора учета гарантирующий поставщик, сетевая организация оформляют акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки;
ж) характеристики соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на день начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);
з) результат проверки;
и) информация о присоединении прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 3 экземплярах и подписывается потребителем, представителями исполнителя и гарантирующим поставщиком или сетевой организацией и при условии, что такие лица принимали участие в процедуре ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (п.81(7) Правил № 354).
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) гарантирующий поставщик, сетевая организация устанавливают контрольную пломбу на приборе учета электрической энергии (п.81(8) Правил № 354).
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы (п.81(9) Правил № 354).
Требования к местам установки приборов учета
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.
Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.
Счетчики общепромышленного исполнения не разрешается устанавливать в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40 град. C, а также в помещениях с агрессивными средами.
Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C.
Счетчики, предназначенные для учета электроэнергии, вырабатываемой генераторами электростанций, следует устанавливать в помещениях со средней температурой окружающего воздуха +15 — +25 град. C. При отсутствии таких помещений счетчики рекомендуется помещать в специальных шкафах, где должна поддерживаться указанная температура в течение всего года.
Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках. Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 — 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
В местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т.п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата. Аналогичные шкафы должны устанавливаться также для совместного размещения счетчиков и трансформаторов тока при выполнении учета на стороне низшего напряжения (на вводе у потребителей).
Конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т.п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков и трансформаторов тока. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1 град. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.
В электропроводке к расчетным счетчикам наличие паек не допускается.
При монтаже электропроводки для присоединения счетчиков непосредственного включения около счетчиков необходимо оставлять концы проводов длиной не менее 120 мм. Изоляция или оболочка нулевого провода на длине 100 мм перед счетчиком должна иметь отличительную окраску.
Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.
Трансформаторы тока, используемые для присоединения счетчиков на напряжении до 380В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.
Заземление (зануление) счетчиков и трансформаторов тока должно выполняться в соответствии с требованиями гл. 1.7 ПУЭ. При этом заземляющие и нулевые защитные проводники от счетчиков и трансформаторов тока напряжением до 1 кВ до ближайшей сборки зажимов должны быть медными.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа
Порядок оснащения жилого помещения приборами учета коммунальных ресурсов, ввода их в эксплуатацию, замены, обеспечения надлежащего содержания и своевременной поверки регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). В соответствии с п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, который составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. При этом необходимость очередной поверки приборов учета, в том числе зависит от истечения межповерочного интервала, определенного паспортом на прибор, которым потребителям необходимо руководствоваться при принятии соответствующего решения. Согласно п. 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Следовательно, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, начисление платы за коммунальные услуги производится исходя из норм п.59-60 Правил, т.е. в течение 3 месяцев начисления производятся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а затем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению с применением повышающего коэффициента.Осуществление регионального государственного жилищного надзора за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определением размера и внесением платы за коммунальные услуги, обеспечением энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащением приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатацией таких приборов, входит в компетенцию государственного органа жилищного надзора.
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Ненецкого автономного округа
Прокуратура Ненецкого автономного округа
23 октября 2018, 16:34
О порядке оснащения жилого помещения приборами учета коммунальных ресурсов, ввода их в эксплуатацию, замены, обеспечения надлежащего содержания и своевременной поверки
Порядок оснащения жилого помещения приборами учета коммунальных ресурсов, ввода их в эксплуатацию, замены, обеспечения надлежащего содержания и своевременной поверки регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). В соответствии с п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, который составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. При этом необходимость очередной поверки приборов учета, в том числе зависит от истечения межповерочного интервала, определенного паспортом на прибор, которым потребителям необходимо руководствоваться при принятии соответствующего решения. Согласно п. 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Следовательно, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, начисление платы за коммунальные услуги производится исходя из норм п.59-60 Правил, т.е. в течение 3 месяцев начисления производятся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а затем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению с применением повышающего коэффициента.Осуществление регионального государственного жилищного надзора за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определением размера и внесением платы за коммунальные услуги, обеспечением энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащением приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатацией таких приборов, входит в компетенцию государственного органа жилищного надзора.