Azotirovanie.ru

Инженерные системы и решения
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Действия электрического тока. Направление электрического тока ->

Действия электрического тока. Направление электрического тока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития критического мышления, педагогики сотрудничества.

Цели: дать представление о превращении энергии электрического тока в другие ее виды (действиях тока); познакомить учащихся с понятием направление электрического тока.

Формируемые УУД: предметные: научиться объяснять понятие направление электрического тока; объяснять тепловое, магнитное, химическое действие тока с точки зрения превращения одного вида энергии в другой; применять полученные знания в повседневной жизни; метапредметные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять физические процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе изучения действий электрического тока; личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники.

Приборы и материалы: источники тока, лампочки, железная или никелированная проволока, раствор медного купороса, угольные электроды, сосуд, катушка с током, магнитная стрелка, железные гвоздики или скрепки, неоновая лампочка или газосветная трубка, соединительные провода, электронное приложение к учебнику.

I. Организационный момент

(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам и заданиям учебника, задает дополнительные вопросы.)

— Назовите основные составные элементы, входящие в цепь электрического тока.

— Сколько у источника тока полюсов? Какие бывают полюсы?

— Какие источники электрического тока вы знаете?

— Какова природа электрического тока в металле?

— Что имеют в виду, говоря о скорости распространения тока в проводнике?

(Учитель проводит самостоятельную работу, направленную на проверку усвоения учащимися материала, связанного с условными обозначениями, используемыми в электрических схемах, правильность составления электрических схем.)

1. Как обозначается в электрических схемах резистор?

2. Как обозначается в электрических схемах гальванический элемент?

3. Как обозначается в электрических схемах лампочка?

4. Предложите схему соединения источника тока, звонка и двух кнопок, позволяющих позвонить из двух разных мест.

5. На трамвайных путях в некоторых местах устанавливают автоматические сигналы “Берегись трамвая”. Сигнал зажигается до того, как трамвай подходит, и гаснет, когда трамвай проходит. Предложите схему включения этого сигнала.

III. Изучение нового материала

Действиями тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят об электрическом токе в цепи, так как нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике. С некоторыми действиями электрического тока вы знакомы. Например, с тепловым действием тока: так работают электрический паяльник, электроплитка, утюг, лампа накаливания и многие другие предметы.

Демонстрация 1. Тепловое действие тока на опыте можно наблюдать, присоединив к полюсам источника тока железную или никелированную проволоку. Проволока при этом нагревается и, удлинившись, слегка провисает. Ее даже можно раскалить докрасна.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 78“Тепловое действие тока” из электронного приложения к учебнику.)

Демонстрация 2. Химическое действие тока можно наблюдать при пропускании электрического тока через раствор медного купороса CuSО4.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 79 “Химическое действие тока” из электронного приложения к учебнику.)

При взаимодействии вещества с растворителем молекулы вещества распадаются на положительные и отрицательные ионы. Эти ионы приходят в движение в электрическом поле. Положительные ионы движутся к отрицательно заряженному электроду (катоду), а отрицательные ионы движутся к положительно заряженному электроду (аноду). Водород и металлы всегда выделяются на катоде.

Вывод. Электрический ток в электролите — это направленное движение ионов в электрическом поле.

Химическое действие электрического тока используют в промышленности (добыча алюминия, меди и других металлов, никелирование, хромирование и др.).

Демонстрация 3. Магнитное действие тока можно показать с помощью катушки с железным сердечником. Когда цепь замкнута, к сердечнику притягиваются небольшие железные предметы: гвоздики, железные стружки, опилки и др.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 77 “Магнитное действие тока” из электронного приложения к учебнику.)

Демонстрация 4. Свечение газов при прохождении тока. В газосветных трубках, применяемых, например, в рекламе, происходит свечение газа под действием электрического тока.

Так как электрический ток представляет собой направленное движение свободных заряженных частиц в проводнике (электронов в металлах, ионов в электролитах), то можно говорить о направлении электрического тока. За направление тока условно приняли то направление, по которому могли бы двигаться в проводнике положительно заряженные частицы, т. е. направление от положительного полюса источника тока к отрицательному.

IV. Закрепление изученного материала

(Ученики выполняют тренировочное задание № 25 из электронного приложения к учебнику. Учитель проводит опрос-беседу.)

— Где используют тепловое и химическое действия тока?

— Могут ли жидкости быть проводниками? Приведите примеры.

Читайте так же:
Работа мощность количество теплоты электрического тока закон джоуля ленца

— Могут ли жидкости быть диэлектриками? Приведите примеры.

— Какое действие электрического тока наблюдается в электрической лампочке?

— Какое действие электрического тока наблюдается при позолоте ювелирных изделий?

— Какое действие электрического тока наблюдается при поднимании деталей с помощью электромагнита?

— Как направление тока связано с зарядами полюсов источника тока?

(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу “Плюс — минус — интересно”.)

Каждый ученик заполняет таблицу, состоящую из трех граф. В графу “Плюс” записывается все, что понравилось, вызвало положительные эмоции и т. д. В графу “Минус” — негативные впечатления, то, что вызвало неприязнь или осталось непонятным, скучным, бесполезным. В графу “Интересно” вписываются любопытные факты, о которых учащиеся узнали на уроке или хотели бы еще узнать, а также вопросы к учителю.

Паяльник. Виды и работа. Применение и как выбрать. Особенности

Паяльник – это достаточно простое, удобное и эффективное устройство. Оно применяется для соединения деталей из пластика и металла. Его часто используют при пайке проводов, монтаже труб, лужении или выжигании. Оно незаменимо при соединении мелких деталей. Изделие широко применяется не только в быту, но и во многих промышленных отраслях. Это производства, которые работают с электронными и электрическими схемами, пластиковыми трубами и рядом других изделий. Для каждого вида деятельности используют устройства с определенными характеристиками. Они выбираются с учетом вида пайки, применяемого припоя и соединяемых материалов.

Паяльник можно классифицировать по способу нагревания.

Нихромовые

Paialnik nikhromovye

Эти устройства выполнены с использованием нихромовой проволоки. Именно на нее подается напряжение для последующего выделения необходимого количество тепла. Ток может подаваться переменный либо постоянный. В наиболее простых типах нихромовых изделий спираль из проволоки наматывается на диэлектрический корпус. В нем установлен наконечник. Нихромовая спираль часто покрывается изолирующим материалом, чтобы снизить тепловые потери.

К плюсам подобного устройства относится низкая цена, неприхотливость и устойчивость к механическим воздействиям. Однако у этого устройства имеются минусы: долгое нагревание, возможность перегорания спирали, что существенно снижает срок службы изделия. Тем не менее, подобные модели находят применение для небольших работ.

Керамические

Эти устройства выполнены с использованием керамических стержней. При подаче тока к контактам стержня происходит его нагревание.

Paialnik keramicheskie

К плюсам подобного устройства можно отнести долгий срок службы, отсутствие риска перегорания в случае интенсивного применения, довольно быстрое нагревание. Тем не менее, подобные модели требуют использования только родных жал, а сами стрежни, выполненные из керамики, не терпят воздействия ударов.

Индукционные

Paialnik induktsionnye

Индукционная катушка является нагревателем жала. К плюсам подобного устройства можно отнести автоматическое поддержание требуемой температуры пайки, отсутствие термодатчиков, сложных контролирующих микросхем. В то же время подобные устройства могут поддерживать лишь заданную температуру, вследствие чего для разных случаев будут нужны совершенно разные жала.

Импульсные

Эти устройства выполнены с применением высокочастотного трансформатора, а также частотного преобразователя.

К плюсам подобных устройств можно отнести весьма быстрое нагревание, удобство применения. Вместе с тем есть и минусы: подобные устройства не подойдут для длительных работ.

Конструктивно подобные устройства могут быть:
  • Стержневыми. Они являются традиционными видами устройств. Изделия выполняются в форме стержня. Рукоятка имеет рабочую часть с жалом. Такие изделия хороши для выполнения работ с мелкими деталями.
  • Пистолетные. Такие изделия широко используются при работах с электрическими проводами.

Paialnik impulsnye

  • Паяльные станции. Это наиболее сложные изделия, которые состоят из рабочего элемента и блока управления. По своим характеристикам они могут быть;

инфракрасными – работает посредством инфракрасного нагревания;

Paialnye stantsii infrakrasnye

термовоздушными – нагревание выполняется посредством нагревания воздушных масс;

Paialnye stantsii kombinirovannye

цифровыми — нагревание выполняется посредством понижения трансформаторного напряжения. Указанные устройства идеальны для выполнения точных работ, к примеру, при ремонте электрических плат.

Paialnye stantsii tsifrovye
Также эти устройства делятся на следующие группы:
  • С непрерывным нагревом.
  • С периодическим нагревом.
  • Абразивные.
  • Ультразвуковые.
Устройство паяльника

Paialnik ustroistvo

Медный стержень нагревается посредством нагревателя, выполненного из спирали из нихрома. Это может быть и специальная керамика, которая проводит ток. При использовании нихромового нагревателя в изделии мощность определяется сечением проволоки. Стержень является важной частью изделия, ведь именно этот конец соприкасается с расплавляемым материалом. Поэтому его часто именуют жалом.

Стержень устанавливается в металлической трубке. Для изолирования нагревающего элемента применяется обмотка из изоляционного материала. В качестве него может быть использована слюда либо стеклоткань. Нить из нихрома обматывается сверху. В держателе устройства просверливается канал, через который проводится электрический шнур. Именно через него подается ток для питания изделия. Держатель производится из термостойкого пластика или деревянного материала.

Принцип действия

Паяльник имеет довольно простой принцип работы. При включении устройства в электрическую сеть ток направляется на спираль, выполненную из нихрома. Благодаря значительному сопротивлению нихромового элемента выделяется большое количество тепла. Оно передается на стержень из меди. Стержень обычно нагревается до температуры в пределах 300-350 градусов по Цельсию. Жало устройства (стержень из меди) плавит припой, а также нагревает спаиваемые детали.

Читайте так же:
Тепловая мощность электрическая мощность работа тока

Импульсный паяльник: для чего нужен, как работает и что это такое? Пошаговая инструкция по выбору и использованию паяльника

Паяльные установки относятся к довольно распространенным устройствам, широко использующимся в быту. С помощью паяльника можно ремонтировать радио и цифровую технику, производиться починку микросхем и некоторых деталей для автомобиля.

Назначение импульсных паяльников весьма обширно. Подобные инструменты часто применяются не только для домашнего пользования, но и на производстве, на частных СТО, ремонтных мастерских.

Содержание

Конструкция импульсного паяльника

Подобная модель прибора имеет довольно простую схему конструкции, и включает следующие комплектующие:

  1. Рабочее жало, которое представлено в виде V-образного отрезка проволоки. Для производства жала используется медь, и толщина рабочей части должна составлять не более 3 мм.
  2. Рабочая насадка крепится в специальном фиксаторе, имеющем пластиковую ручку для удобства пользователя.
  3. Обязательным элементом конструкции является источник питания, который передает электрический ток на жало в виде импульсов или разрядов. Данное устройство преобразует напряжение 220 Вольт в низкочастотное напряжение, необходимое для пайки деталей.
  4. Сам корпус прибора напоминает рукоятку пистолета, что существенно облегчает удерживание паяльника.
  5. На корпусе имеется кнопка, включающая прибор.

Некоторые мидели снабжены индикаторной лампочкой, которая срабатывает при нагреве прибора. Также в конструкции может быть предусмотрена подсветка на рабочей области. Обязательной частью устройства является сетевой шнур для подключения прибора в сеть.

Преимущества импульсного паяльника

Импульсные устройства широко используют для пайки хрупких и чувствительных деталей, которые требуют бережного отношения.

К плюсам применения паяльника подобного типа относят:

  • Максимально высокую скорость нагрева рабочей части.
  • Компактные размеры, позволяющие свободно удерживать прибор в руке.
  • На корпусе имеется ручка для регулирования мощности, что позволяет ремонтировать детали самого различного калибра.
  • К преимуществам часто относят экономное расходование электричества.

Вместе с тем, импульсные паяльники имеют и некоторые недостатки, например, высокая цена на прибор. Также следует учитывать, что некоторые паяльники имеют большой вес.

Виды импульсных паяльников

Как правило, все отличия между моделями заключаются в устройстве рабочей части и небольших различий в принципе действия.

Сегодня выделяют следующие виды и устройство импульсных паяльников:

  1. Модели с нихромовым наконечником. Жало подобного устройства представлено в виде одиночной спирали, на которую подается электрический ток. Поступающее электричество может быть, как постоянным, так и переменным, в зависимости от вида трансформатора. Некоторые современные разновидности паяльников оборудованы встроенным датчиком температуры, который препятствует перегреванию прибора.
  2. Паяльники с керамическим наконечником. Подобные модели считаются наиболее безопасными и качественными для бытового использования. Рабочая часть нагревается очень быстро, имеет длительный срок службы, по сравнению с металлическими аналогами. К плюсам относят универсальность использования.

Керамические паяльники могут применяться для различных режимов температуры и мощности.

В магазинах сегодня можно найти газовые импульсные паяльники, работа которых не зависит от электрического тока. При этом наконечник может быть изготовлен из совершенно различных материалов, включая металлический и керамику.

Правила оптимального выбора

Среди всего разнообразия импульсных паяльников следует выбрать наиболее подходящий.

При этом будущему владельцу следует ориентироваться на ряд параметров:

  1. Мощность конструкции. От данного показателя будет зависеть скорость нагревания рабочей части. Оптимальная мощность для бытового прибора составляет 25-40 Ватт.
  2. Обязательно следует уточнить, как регулируется температура спирали. Для регулировки может использоваться диммер, ручной переключатель или встроенный блок управления.
  3. Для жала отдельно оценивается материал изготовления, длина и толщина. Лучшие наконечники должны обладать устойчивостью к коррозии, а также к механическим нагрузкам. Не следует приобретать паяльники со слишком хрупкой спиралью.
  4. Удобство ручки паяльника, её вес подбирает владелец в индивидуальном порядке.
  5. Обязательно следует обратить внимание на рейтинг компании производителя, изучить отзывы покупателей о понравившемся приборе.

Непосредственно перед приобретением понравившейся модели необходимо осмотреть ручку и корпус, на которой могут располагаться кнопки, сигнальные лампы, встроенная подсветка и ручной регулятор температурного режима.

Импульсный паяльник своими руками (пошаговая инструкция)

Достаточно компактный и удобный импульсный паяльник можно сделать своими руками, используя минимальный набор инструментов.

Прежде всего, следует определиться с назначением и областями использования подобного прибора. Это позволит рассчитать мощность, и подобрать необходимые материалы.

Следующим этапом важно понять, из чего можно сделать импульсный паяльник в домашних условиях. Например, в это роли может выступать светодиодная лампа или электронный трансформатор.

Инструкция, как сделать импульсный паяльник самому:

  1. Для самостоятельной работы следует подобрать наиболее оптимальный трансформатор. Например, можно воспользоваться силовой установкой от блока питания. Мощность при этом должна составлять 45-145 Ватт.
  2. Трансформатор разбирают, и затем снимают обмотку. Вместо вторичной устанавливают силовую обмотку. Для изоляции новой обмотки нужно использовать стекловолоконную ткань.
  3. Следующим шагом нужно разместить трансформатор в корпус любого старого прибора, которым будет удобно пользоваться на практике.
  4. К концам шин (из вторичной обмотки) подводят кусок медной проволоки, предварительно придав ей форму буквы V.
  5. Через кнопку подводят к первичной обмотке силовой кабель.
Читайте так же:
Тепловой источник тока как работает

Далее важно подключить самодельный импульсный паяльник к источнику питания, мощность которого составляет 12 Вольт.

Перед непосредственной эксплуатацией прибор следует проверить на исправность, поскольку любой дефект может стать причиной ожога или некорректной работы прибора.

«тепловое действие тока в электронагревательных приборах»

Сейчас мы живем в XXI веке — веке инноваций и информационных технологий, развитие техники далеко ушло вперед. Люди до того привыкли к этим «диковинам», что перестали уделять внимание, пропуская мимо глаз, все то, что их окружает. Не многие знают, как работают электрические чайники на их кухне, электрокипятильники, которыми они пользуются. В магазинах представлен большой ассортимент электронагревательных приборов, и я решила сравнить стоимость приборов с их качеством, именно поэтому я исследовала кпд электронагревательных приборов.

Я решила исследовать тепловое действие тока на бытовых электронагревательных приборах. Моя работа содержит знания о тепловом действии тока, его мощности; КПД и его типах, законе Джоуля-Ленца и его практическое применение. Я рассмотрела устройство электронагревательных приборов, провела практическую часть.

В исследовании, которое я провела, мною было рассчитано количество теплоты, потребляемое электронагревательными чайниками различных форм и марок, работа тока, во время процесса нагревания и КПД электронагревательных приборов. Исследование показало, что в ходе всего процесса КПД всех электронагревательных чайников было практически одинаковым, а кпд кипятильника было сравнимо с КПД электрочайников.

Результаты исследований расширяют знания по темам представленным в работе, они помогут учащимся 8 и 10 классов в проведении опытов и исследований, а так же потенциальным покупателям при покупки электронагревательных приборов.

Сравнить КПД электронагревательных приборов и проанализировать полученные данные.

Рассмотреть тепловое действие тока.

Изучить КПД электронагревательных приборов.

Познакомиться с устройством электронагревательных приборов.

Провести практическую часть и проанализировать полученный результат.

Методы работы над проектом:

анализ источников информации, проведение эксперимента, составление таблиц и диаграмм

« Электрический ток — упорядоченное движение свободных электрически заряженных частиц, например, под воздействием электрического поля».[1]

Тепловое действие тока.

«Выделение тепла при прохождении электрического тока. При
прохождении электрического тока по проводнику в результате столкновений свободных электронов с его атомами и ионами проводник нагревается.
Количество тепла, выделяемого в проводнике при прохождении электрического тока, определяется законом Ленца — Джоуля. Его формулируют следующим образом.

Количество выделенного тепла Q равно произведению квадрата силы тока I 2 , сопротивления проводника R и времени t прохождения тока через проводник:

Если в этой формуле силу тока брать в амперах, сопротивление в Омах, а время в секундах, то получим количество выделенного тепла в джоулях. Количество выделенного тепла равно количеству электрической энергии, полученной данным проводником при прохождении по нему тока».[1]

«При наличии тока в проводнике совершается работа против сил сопротивления. Эта работа выделяется в виде тепла. Мощностью тепловых потерь называется величина, равная количеству выделившегося тепла в единицу времени.

Согласно закону Джоуля — Ленца мощность тепловых потерь в проводнике пропорциональна силе протекающего тока и приложенному напряжению:

Мощность измеряется в ваттах».[2]

Коэффициент полезного действия

«Коэффициент полезного действия (кпд) — характеристика эффективности системы (устройства, машины) в отношении преобразования или передачи энергии; определяется отношением полезно использованной энергии к суммарному количеству энергии, полученному системой; обозначается обычно h = Wпол/Wcyм.КПД является безразмерной величиной и часто измеряется в процентах. Математически определение КПД может быть записано в виде:

г де А— полезная работа, Q -затраченная работа

В силу закона сохранения энергии КПД всегда меньше единицы или равен ей, то есть невозможно получить полезной работы больше, чем затрачено энергии».[2]

«Различают КПД отдельного элемента (ступени) машины или устройства и КПД, характеризующий всю цепь преобразований энергии в системе.

КПД первого типа в соответствии с характером преобразования энергии может быть механическим, термическим и т. д.

Ко второму типу относятся общий, экономический, технический и др. виды КПД. Общий КПД системы равен произведению частных кпд, или кпд ступеней».[2]

Закон Джоуля— Ленца

«Закон Джоуля— Ленца — физический закон , дающий количественную оценку теплового действия электрического тока . Установлен в 1841 году Джеймсом Джоулем и независимо от него в 1842 году Эмилием Ленцом .

В словесной формулировке звучит следующим образом

Мощность тепла , выделяемого в единице объёма среды при протекании электрического тока, пропорциональна произведению плотности электрического тока на величину электрического поля

Читайте так же:
Автоматический выключатель без теплового расцепителя шнейдер электрик

Математически может быть представлен в следующей форме:

где w— мощность выделения тепла в единице объёма, математической форме этот закон имеет вид

Где Q – количество теплоты необходимое для нагревания воды (полезное количество теплоты), А – работа электрического тока (затраченная работа).

где с – удельная теплоемкость воды (берем из таблицы),

ρ – плотность воды,

t 2 , t 1 – конечная и начальная температуры воды при нагревании.

P – потребляемая прибором мощность,

t – время закипания

электрические чайники различных фирм,

термометр для измерения температуры воды.

Определить потребляемую мощность чайника и кипятильника по паспорту прибора.

Наполнить чайник водой известного объема

Измерить температуру воды термометром

Включить чайник и довести воду до кипения. Измерить время закипания.

Рассчитать количество теплоты, которое потребовалось для нагревания воды по формуле (2).

Рассчитать работу электрического тока по формуле (3).

Рассчитать КПД по формуле (1).

Провести измерения для кипятильника и для чайников различных фирм. Результаты занести в таблицу и сделать выводы

В результате выполнения работы я определила КПД кипятильника и чайников.

КПД кипятильника оказался для нас неожиданно большим, и сравним с КПД чайников. Как я и ожидала КПД чайников мало отличаются друг от друга. Самый большой КПД у чайников «Siemens» и «Bork».

В чайнике «Braun» было совсем небольшое количество накипи, его КПД оказался самым маленьким. Я думаю, что именно присутствие накипи значительно снижает КПД.

В январе 2012 года я сформулировала заключение проекта и дополнила приложение своей исследовательской работы. Проанализировав полученные результаты, я составила диаграммы, которые показывают зависимость качества прибора от его цены. (Цифрами на диаграммах представлены чайники в той последовательности, в которой они указаны в таблицы выше).

И пришла к следующим выводам: КПД электронагревательных приборов мало отличалось друг от друга, но стоимость многих из них превышала показатель качества. Самим высоким показателем качества обладают чайники марок: «Philips», «Siemens», «Bork», низким чайник под маркой «Braun», но показатель его стоимости выше других чайников.

Но все-таки безопаснее и удобнее пользоваться электрочайниками, чем кипятильниками.

Я провела исследования, основанные на принципах КПД. В ходе работы я выяснила, что принцип действия большинства электронагревательных приборов основан на законе Джоуля-Ленца и КПД .

Данная работа может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении темы КПД в 8 и 10 классах, а так же потенциальным покупателям поможет при покупки электронагревательных приборов.

В ходе моей исследовательской работы я выяснила КПД электронагревательных приборов, сравнила полученные результаты между собой и сделала выводы. Как я и ожидала КПД чайников, мало отличаются друг от друга. Самый большой КПД у чайников «Siemens» и «Bork». КПД кипятильника оказался для нас неожиданно большим, и сравним с КПД чайников, что говорит о качестве его работы. В чайнике «Braun» было совсем небольшое количество накипи, его КПД оказался самым маленьким. Я думаю, что именно присутствие накипи значительно снижает КПД. Этот вопрос я рассмотрю в следующей работе.

В процессе работы над проектом я достигла всех целей и задач, поставленных мною выше. Работа над проектом оказалась интересной и увлекательной.

Список источников литературы.

5 Буянтуев А.Б. Основы научных исследований. Лабораторный практикум.

3 Джоуля — Ленца закон // Большая советская энциклопедия .

2 Пёрышкин А. В. Физика. 8 класс — Дрофа, 2005. — 191 с. — 50 000 экз.

4 Сивухин Д. В. Общий курс физики — М.: Наука , 1977. — Т. III. Электричество. — С. 186. — 688 с

Урок физики по теме "Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы". 8-й класс

— развивать базовые качества личности (критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности), умение взаимодействовать при групповой форме работы;

— развивать аналитическое, критическое мышление, учиться выделять причинно-следственные связи;

— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; выделять ошибки в рассуждениях;

— формировать умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

— стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность, запуская механизмы самообразования и самоорганизации.

Используется технология развития критического мышления, класс делится на 3 команды.

Для выполнения всех задач урока требуется 2 академических часа.

План урока

СодержаниеМетоды и приемы
Постановка проблемыИндивидуальное осмысление “Верите ли вы, что”, работа с источниками информации (учебники, раздаточный материал)
Проверка подготовки к урокуИнтерактивный тренинг на знание формулы мощности электрического тока (работа в группах)
Изучение нового материалаПрезентация материала по теме. Закрепление на задачах. Просмотр видеофрагментов.
Осмысление (реализация)Работа в группах
ЗакреплениеРабота в группах – расчёт стоимости электроэнергии за месяц. Способы решения проблем повышенного энергосбережения в быту. Выявление причин более выгодного использования энергосберегающих ламп по сравнению с лампой накаливания. Решение задач.
РефлексияСоздание синквейнов
Домашнее заданиеПараграф 53, 54, упр. 27, задание 8 – по желанию
  • 2 ученых, работающих в разных странах и не знакомые друг с другом, почти одновременно сделали одно и то же открытие?
  • Физический закон носит имена владельца пивоваренного завода и ректора Санкт-Петербургского университета?
  • В конце 19 века Россию называли родиной света?
  • Электрическая лампа чаще перегорает в момент замыкания тока и очень редко в момент размыкания?
  • Наибольший расход электроэнергии в наших квартирах приходится на освещение?
Читайте так же:
Тепловые источники тока устройство 1

2. Чтобы узнать правильные ответы, требуется вспомнить изученное и узнать новое.

(слайды 4-9 в презентации даны для случая, если зависает интернет)

4. Как можно объяснить нагревание проводника электрическим током? Поработайте с текстом учебника ( при чтении учащиеся в учебнике делают пометки по Методу Инсерт (insert): “У” – уже знал; “+” – новое; “?” – думал иначе; “!” – это интересно, удивило меня) и попробуйте сформулировать это в виде ключевых словосочетаний. (СЛАЙД 10)

6. Учащиеся делают вывод, что Степень нагрева проводника зависит от его СОПРОТИВЛЕНИЯ (слайд 12), выдвигают предположения, как зависит количество теплоты от способа соединений проводников

  1. Как изменится количество теплоты, выделяемое проводником с током, если силу тока в проводнике увеличить в 2 раза? (увеличится в 4 раза)
  2. 2 лампы, соединённые последовательно, подключены к источнику тока. Сопротивление первой лампы меньше, чем у второй. Какая лампа будет гореть ярче при замыкании цепи? (вторая лампа)
  3. 2 лампы, соединённые параллельно, подключены к источнику тока. Сопротивление первой лампы меньше, чем у второй. Какая лампа будет гореть ярче при замыкании цепи? (первая лампа)

8. Применение теплового действия тока (слайды 20 и 21).

Если учитель называет физическую величину, учащиеся поднимают руки и тянутся вверх. Если учитель называет единицу измерения, то учащиеся делают махи руками перед грудью.

Потом 1 команда старается показать последовательное соединение проводников (проводники – учащиеся, соединительные провода – руки), 2 команда – параллельное соединение ,а 3я – смешанное.

10. Далее команды получают индивидуальные задания, распечатанные тексты, у них в наличие и другие источники информации. Время на подготовку 7 минут.

Группа, которой попалась Лампа накаливания

  1. Почему лампа накаливания относится к электронагревательным приборам?
  2. Каким требованиям должно обладать вещество нити спирали? Почему?
  3. Зачем нить накала лампы выполняют в виде спирали?
  4. С какой целью из колбы лампы откачивают воздух или помещают инертный газ?
  5. В какой момент чаще перегорает лампа: в момент включения света или в момент выключения света? Почему?
  6. Каков КПД лампы накаливания?
  7. Назовите 3 основных достоинства и 3 основных недостатка лампы накаливания.

(итоги – слайды 23 и 24)

  1. Изучите текст и ответьте на вопросы:
  2. Каково устройство энергосберегающей (люминесцентной) лампы?
  3. Каков КПД люминесцентной лампы?
  4. Каковы главные достоинства энергосберегающих ламп?
  5. Каковы главные недостатки энергосберегающих ламп?
  6. Что вы думаете об эффективности ли замены ламп накаливания на энергосберегающие?

(итоги – слайды 25 и 26)

Группа, которой попалась Электроэнергия в моём доме

  1. Ознакомьтесь с паспортами электробытовых приборов, используемых в наших квартирах, найдите их мощность.
  2. Ответьте на вопрос: на какие нужды тратится большее количество электроэнергии у нас дома?
  3. Сделайте расчет (заполнив таблицу) стоимости электроэнергии за месяц 1 семьи.
  4. Рассчитайте, сколько каменного угля надо было бы сжечь, чтобы получить такое же количество энергии, которое мы тратим ежемесячно?
  5. Что представляет собой нагревательный элемент электронагревательного прибора?
  6. Какими свойствами должен обладать металл, из которого изготовляют спирали и ленты нагревательного элемента?

(итоги – слайды 27-30)

Команды должны распределить вопросы и задания, организовав работу так, чтобы каждый учащийся занимался посильным заданием и все вопросы были рассмотрены.

Далее – презентация заданий своей группы. (основные выводы, рисунки и пр. выполнены в презентации – слайды 23-30) Выступающая группа задаёт вопросы тем, кто слушал, обсуждение.

  • Из какого материала необходимо изготовлять спирали для лампочек накаливания?
  • Объясните, почему провода, подводящие ток к электрической лампочке, практически не нагреваются, в то время как нить лампочки раскаляется добела?
  • Если на волоске электролампы образуется изъян (утоньшение), то место изъяна накаляется сильнее остальной части волоска. Почему?
  • Какими свойствами должен обладать металл, из которого изготовляют спирали нагревательных элементов?

12. Возвращаемся к началу урока – “Верю – не верю” (слайд 32) и выясняем, что Ответы везде – да!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector