Azotirovanie.ru

Инженерные системы и решения
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Памятка по установке общедомовых приборов учета

Памятка по установке общедомовых приборов учета

Памятка по установке общедомовых приборов учета

До 1 июля 2012 года все дома должны быть оборудованы общедомовыми приборами учета. Кто обязан их устанавливать, кто будет за них платить и, наконец, что ждет тех, кто не выполнит требования закона?

Для той части жильцов, которые не успели разобраться в сути предстоящих нововведений, предусмотренных Федеральным законом № 261, мы публикуем наиболее распространённые вопросы и ответы на них.

Является ли установка общедомового прибора учета обязательной?

Да, установка общедомового прибора учета является обязательной. Согласно ФЗ № 261 расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов: собственники жилья обязаны установить коллективный прибор учета до 01.07.12.

Ваша управляющая компания обязана уведомить собственников жилья о необходимости и условиях установки коллективных приборов учета, в противном случае ей грозит штраф за невыполнение уведомления собственников.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?

Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета ресурсов, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании.

Кто заплатит за покупку и установку общедомового прибора учёта?

Поскольку будущий прибор учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком распределяется между всеми собственниками квартир. По закону об энергосбережении (ст. 13, ч. 5), который и контролирует все нюансы установки и эксплуатации общедомовых счетчиков, именно собственники «обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

Подкрепляет это утверждение и Жилищный кодекс (ст. 158): «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Какие существуют варианты установки общедомовых приборов учета?

Вариант 1: Жильцы самостоятельно решают установить счетчик

Бывают случаи (если денег на счету дома не достаточно), тогда собственники решают собрать средства на установку счетчика дополнительно к основным платежам. В этом случае также необходимо провести общее собрание и проголосовать за целевой сбор. Если большинство собственников согласятся, то платить придется всем, даже тем, кто проголосовал «против».

Воплотить в жизнь свое решение жильцы поручают ТСЖ или Управляющей компании.

Вариант 2: Счетчик устанавливается по предложению Управляющей компании

Если жильцы в доме не проявляют инициативу по установке общедомового прибора учета, то выйти с таким предложением обязана Управляющая компания.

В соответствии со ст.12 п. 7 закона «Об энергосбережении» УК обязана «регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий».

УК должна способствовать проведению собрания, на котором жильцы либо поддержат решение об установке счетчика, либо откажутся от этого.

Что касается оплаты, то жильцам традиционно предложат использовать деньги по статье «текущий ремонт» или организовать дополнительный сбор средств. Как правило, УК предлагают жителям поставить счетчик в рассрочку.

Вариант 3: Счетчик ставят ресурсоснабжающие организации

Если до июля 2012 общедомовой прибор учета так и не установили, то за дело возьмутся компании, которые и поставляют в наши дома свет, воду и тепло. Закон обязывает их (ст.13 п.9) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют».

Платить за прибор учета придется опять же жильцам — можно в рассрочку до 5 лет. К общей стоимости оборудования прибавляются еще и проценты. К счастью, по закону они не должны превышать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления. Отказаться от предлагаемых «услуг» собственники уже не смогут. Если они не захотят добровольно оплатить прибор учета и расходы по его установке, поставщики коммунальных услуг взыщут эти деньги через суд. Закон будет на их стороне.

Где в Озерске можно в рассрочку установить приборы учета?

Если жильцы не воспользуются предложением компаний-поставщиков коммунальных услуг, то вместо метода «пряника» государство начнет применять метод «кнута»: на ТСЖ и УК посыплются штрафы и предписания.

Какие меры наказания предусмотрены для тех, кто игнорирует закон об обязательной установке приборов учета?

Законодатели предусмотрели, что далеко не все жильцы ринутся исполнять предписания закона об энергосбережении ставить общедомовые приборы учёта, поэтому сразу внесли изменения в Административный кодекс (добавили статью 9.16), в которых предусмотрели штрафы и наказания для тех, кто не успеет вовремя обзавестись приборами учета.

  1. Если УК и ТСЖ не разработали и не донесли до жителей предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах, им грозит штраф:
    • на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

  2. Если ресурсоснабжающие организации не вышли с предложением к УК и ТСЖ оснастить дома приборами учета, то их так же ждет наказание в виде штрафа:
    • на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от 100 до 150 тысяч рублей.

  3. Если до 1 июля дом не оборудован приборами учета, а УК или ТСЖ ни разу не предлагали собственникам на общем собрании проголосовать за установку счетчиков, обслуживающей организации придется заплатить штраф:
    • на должностных лиц — в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от 10 до 15 тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

  4. Собственники обязаны оплатить прибор учета и расходы ресурсоснабжающей организации по его установке. Отказ грозит судом. В этом случае проигравшему иск собственнику придется оплатить еще и расходы компании на услуги юриста.

Cт. 13 п. 12 закона об «Энергосбережении»: «В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания».

radium 2012-05-21YEKT16:37:00

Общедомовой счетчик электроэнергии в многоквартирном доме

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему «Общедомовой счетчик электроэнергии в многоквартирном доме» Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Что такое общедомовой счетчик электроэнергии?

Приборы этого вида могут быть одно — двухтарифные и многотарифные. Снизить затраты на освещение общедомовой территории можно с помощью многотарифного счетчика. Окупается его установка за короткое время, несмотря на высокую стоимость.

Программирование устройств учета производится по следующим тарифным планам:

  • ночной – с 23-00 до 7-00;
  • полупиковый – с 10-00 до 17-00 и с 21-00 до 23-00;
  • пиковый – с 7-00 до 10-00 и с 17-00 до 21-00.

Разница показаний между суммой расходов по квартирам многоэтажного дома и общим счетчиком делится между жильцами. Сверка данных производится по квитанциям. При резком увеличении общедомового потребления необходима внеочередная проверка.

При наличии в доме ОДПУ возможна полная автоматизация процесса съемки показаний. Это способствует экономии средств на обслуживающем персонале и исключает сбои при начислении абонентской платы.

Зачем производить поверку общедомовых счетчиков

Поскольку со временем детали счетчиков изнашиваются, приборы могут давать неточные показания. Для того, чтобы проверить счетчик на корректность исчисления показаний и возможные дефекты, и производится поверка счетчиков.

Необходимость поверки общедомовых приборов учета следует из Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.

К применению допускаются средства измерений, прошедшие проверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. 102-ФЗ ст. 9. п. 1, ст.12. п.1

Кроме того, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», обязывают потребителей к проведению поверок счетчиков в установленные сроки.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34

При просрочке срока поверки ОДПУ эксплуатация счетчиков запрещена. Оплата коммунальных услуг в таком случае начисляется не по фактическому потреблению, а по нормативу.

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

  • оплачивать за потребление ресурса по факту;
  • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
  • фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

Что такое ОДН и как это рассчитывается?

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

  • централизованного теплоснабжения;
  • централизованного водоснабжения;
  • централизованного газоснабжения;
  • другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

  • мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
  • максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
  • максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Что такое общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов

Прежде всего выясним, что это такое – ОДПУ. Это специальные приборы, которые позволяют учитывать объем потребления ресурсов всеми пользователями помещений в многоквартирном доме, а также вести учет расходов на общедомовые нужды.

Обязанность устанавливать подобные счетчики закреплена в Федеральном Законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года.

Обоснованием установки ОДПУ служит:

  • более экономное использование ресурсов. Общедомовые приборы учета воды в многоквартирных домах избавляют от необходимости платить по так называемым нормативам;
  • контроль состояния коммунальных сетей;
  • оплата той части услуг, которая не зафиксирована индивидуальными счетчиками.

Рекомендуем ознакомиться со статьей «Общедомовой прибор учета тепла”.

Для чего и в каких домах нужны общедомовые счетчики

Для управляющих компаний, установивших общедомовой счетчик электроэнергии, закон разрешает оплачивать фактически потребляемые ресурсы, без доначисления дополнительных объемов. Это существенно снижает расходы для собственников квартир, вне зависимости от предварительного инвестирования в приобретение оборудования. Механизм оборудования дома счетчиками включает дополнительные подготовительные мероприятия. Законодатель прямо требует установки прибора учета, но сначала необходимо провести общее собрание жильцов дома, на котором принять решение об источнике средств, виде счетчика, способах оплаты.

Предварительно управляющая компания обязана провести ознакомительные мероприятия, освещающие обязательность приобретения приборов учета и их пользу для всех жильцов. Это оборудование является общедомовой собственностью, его оплата и установка производятся за счет средств, аккумулируемых от взносов всех жильцов. Установка общедомового прибора учета позволяет выделить только фактически потребленные жильцами дома ресурсы. Поставщики, в свою очередь, могут рассчитать объем понесенных ими потерь. Кроме того, средства измерения дадут возможность управляющей компании установить факты незаконного подключения к сетям.

Наличие прибора учета позволяет выявить объем общего расхода электроэнергии, тепла и воды в доме. Это лифты и освещение, отопление подъездов. В каждой квитанции на оплату, кроме строк, говорящих об индивидуальном потреблении ресурсов, есть и графы, где указывается уровень общего потребления или общедомовой расход (ОДМ). При отсутствии счетчика он будет рассчитан по средним тарифам с повышающими коэффициентами, жильцам придется переплачивать. При нормальном размере ОДМ в 1,5-2% от суммы расходов по оплате конкретного ресурса в квартире, без наличия счетчика это соотношение иногда вырастает до 30%.

Согласно нормам Закона № 261-ФЗ, общедомовые приборы учета должны быть установлены во всех многоквартирных домах, присоединенных к местным организациям энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения. Это правило не распространяется на частные дома и отдельные дома, которые подлежат сносу или расселению, находятся в плохом состоянии. Кроме того, это правило не распространяется на дома:

  • с мощностью расходования электричества менее 5 кВт ч;
  • с максимальным объемом использования тепла менее 0,2 Гкал/ч;
  • с расходованием газа менее 2 м3 в ч.

Не ограничивается право установки приборов учета в тех случаях, когда оно необязательно, если это снизит расходы на содержание помещения.

Проведение собраний при установке общедомового счетчика

Финансовый институт развития в жилищной сфере

Универсальный ипотечно-строительный банк

Центр информационной поддержки ДОМ.РФ

Единая информационная система жилищного строительства.

Развитие цивилизованного рынка арендного жилья и инвестиций в объекты недвижимости

Федеральный брокер по недвижимости

Цифровая платформа для поиска недвижимости и проведения сделок

Управление жилой и коммерческой недвижимостью

Управление паевыми инвестиционными фондами

Ипотечные облигации с поручительством ДОМ.РФ

Создание высокотехнологичных сервисов для цифровой трансформации жилищной сферы

Облигации на финансирование инфраструктуры

Продажа коммерческих
помещений в Москва-Сити

Аукционы по продаже помещений с готовым арендным бизнесом.
1 этаж многофункционального БЦ .
7 помещений площадью от 19 м² до 402 м².

Успейте подать заявку до 15 ноября!

Москва-Сити

CJM — Куда приводят клиентские пути?

19 ноября в 11:00
Онлайн-конференция

Meet up

Семейная ипотека
от 4%

Теперь и для семей с одним ребенком

Meet up Big Data 28 мая

Программа поддержки
проектов жилищного
строительства

Льготное кредитование застройщиков на цели реализации низкомаржинальных проектов жилищного строительства

Meet up Big Data 28 мая

Продажа имущественного комплекса

Имущественный комплекс расположен в районе с развитой
инфраструктурой в 8 км от Кремля. Время экспонирования ограничено.
Успейте подать заявку!

Продажа земельного участка

Создаем стандарты
арендного жилья

Уже более 2 000 квартир в 6 арендных домах. Оцените комфорт
проживания и уровень сервиса в арендных домах ДОМ.РФ!

Создаем стандарты арендного жилья

Единый оператор льготных программ в жилищной сфере

Обеспечение доступности жилья для граждан за счет применения федеральных, региональных и отраслевых мер поддержки

Единый оператор льготных программ в жилищной сфере

О компании

ДОМ.РФ — финансовый институт развития в жилищной сфере.
Создан в 1997 году постановлением Правительства РФ для содействия проведению жилищной политики.

Компания развивает направления, которые позволяют создавать выгодные условия покупки жилья, формировать цивилизованный рынок аренды и развивать городскую среду.

Новости

Новости

Резиденты «Сколково» будут жить в арендных домах от ДОМ.РФ

Ипотека

ДОМ.РФ занимается развитием рынка ипотеки в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье». Цель проекта — улучшение жилищных условий граждан России путем обеспечения высоких темпов ввода жилья и стимулирования спроса на него.

Аренда для жизни

ДОМ.РФ занимается созданием современных стандартов цивилизованного рынка арендного жилья по поручению Президента РФ Владимира Владимировича Путина, которое он дал на Госсовете в мае 2016 года.

Городская среда

Комплексные работы по развитию городской среды в России ведутся в соответствии с поручениями Президента, поручениями Председателя Правительства по итогам форума «Городское развитие и совершенствование качества городской среды» в сентябре 2016 года, а также в соответствии со «Стандартом комплексного развития территорий», разработанным ДОМ.РФ, КБ Стрелка, при участии Минстроя России.

Реализация земли и объектов

ДОМ.РФ вовлекает в оборот неиспользуемые участки, находящиеся в федеральной собственности, по механизмам, предусмотренным 161 Федеральным законом.

Все ответы о жилье

Спроси.дом.рф – ваш проводник в мире жилья. Здесь вы найдете подробную информацию по любым жилищным вопросам и сможете бесплатно проконсультироваться с экспертами ДОМ.РФ.

Аналитика рынка

Комплексные исследования рынка ипотеки и жилья. Мы отслеживаем ключевые показатели, активность участников и прогнозируем развитие рынка.

ДОМ.РФ проводит предварительную оценку рынка ипотечного кредитования за недели до выхода официальной статистики ЦБ.

Энергоэффективное жилищное строительство в Российской Федерации

Тематические исследования — 2021 г.

Дайджест: жилищная сфера зарубежных стран

Дайджест в жилищной сфере — 2021 г.

Я даю согласие АО «ДОМ.РФ», адрес 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10 (далее – Агент), а также банкам-партнерам и другим контрагентам Агента (далее – Партнер/Партнеры):

На обработку всех моих персональных данных, указанных в заявке, любыми способами, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, обработку моих персональных данных с помощью автоматизированных систем, посредством включения их в электронные базы данных, а также неавтоматизированным способом, в целях продвижения Агентом и/или Партнером товаров, работ и услуг, получения мной информации, касающейся продуктов и услуг Агента и/или Партнеров.

На получение от Агента или Партнера на мой номер телефона, указанный в настоящей заявке, СМС-сообщений и/или звонков с информацией рекламного характера об услугах АО «ДОМ.РФ», АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (АО) (их правопреемников, а также их надлежащим образом уполномоченных представителей), Партнеров, в том числе путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи. Согласен (-на) с тем, что Агент и Партнеры не несут ответственности за ущерб, убытки, расходы, а также иные негативные последствия, которые могут возникнуть у меня в случае, если информация в СМС-сообщении и/или звонке, направленная Агентом или Партнером на мой номер мобильного телефона, указанный в настоящей заявке, станет известна третьим лицам.

Указанное согласие дано на срок 15 лет или до момента отзыва мной данного согласия. Я могу отозвать указанное согласие, предоставив Агенту и Партнерам заявление в простой письменной форме, после отзыва обработка моих персональных данных должна быть прекращена Агентом и Партнерами.

при первоначальном взносе 30%, срок — 15 лет.

Обязательное страхование недвижимости, личное — по желанию (при отсутствии ставка повышается). Доход подтверждается справкой 2-НДФЛ.

Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» регулирует отношения между Единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти и местного управления и физическими и юридическими лицами.

Закон направлен на формирование рынка доступного жилья, развитие жилищного строительства, объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, инфраструктурной связи. Содействует развитию производства строительных материалов, конструкций для жилищного строительства, а также созданию парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для создания безопасной и благоприятной среды для жизнедеятельности людей.

161-ФЗ устанавливает для ДОМ.РФ полномочия агента Российской Федерации по вовлечению в оборот и распоряжению земельными участками и объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и не используются.

​Установка камер видеонаблюдения в многоквартирном доме. Услуга видеонаблюдения и общее собрание.

Решение об установке камер видеонаблюдения в подъездах или дворе многоквартирного дома принимается на общем собрании собственников помещений.

Именно на собрании жители принимают решение об установке камер, согласовывают их расположение, определяют порядок и размер финансирования работ. Там же они решают, включать ли камеры в состав общего общедомового имущества, в каком размере оплачивать содержание видеокамер или услугу видеонаблюдения. Принятые решения оформляются протоколом по форме, предусмотренной Приказом Минстроя РФ №44/пр.

Мы изучили свежую судебную практику, чтобы понять, какие вопросы и проблемы могут возникнуть при принятии решения об установке камер, и как они решаются.

Видеонаблюдение – это дополнительная услуга или составная часть содержания общедомового имущества?

В деле № А76-39832/2019 из Челябинска признано незаконным предписание жилищной инспекции. Она требовала от компании сторнировать за 3 года плату за видеонаблюдение.

При выдаче предписания инспекция считала, что плата за эту услугу является составной частью платы за содержание общего имущества в МКД, обеспечивающего безопасность и сохранность имущества. Однако суды придерживались другого подхода: услуги по охране имущества не относятся к коммунальным услугам, а также к расходам по содержанию и ремонту жилого помещения, а являются дополнительными. Принимать решение об их оказании вправе общее собрание собственников.

Плата с метров или с квартиры?

Этот вопрос сильно связан с предыдущим.

Если исходить из того, что видеонаблюдение может быть в составе содержания жилья, то оплату необходимо собирать с квадратных метров. Если же услуга дополнительная, с чем в последнее время суды все чаще соглашаются, то размер можно определять в любом порядке, в том числе с квартиры (помещения).

Последним из споров, дошедших до Верховного Суда РФ, является дело № А76-56/2019 из Челябинска.

Инспекции считала незаконным начисление платы с квартиры и требовала рассчитывать ее пропорционально доле собственника в праве общей собственности на общедомовое имущество.

Мнение контролирующего органа суды признали необоснованным: «выбранный и утвержденный общим собранием собственников способ определения платы за содержание системы видеонаблюдения в местах общего пользования (посредством установления фиксированного платежа, размер которого не зависит от доли собственника в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, либо путем исчисления платежа пропорционально такой доле) не противоречит действующему законодательству».

Определением Верховного Суда РФ от 18 декабря 2019 г. № 309-ЭС19-23456 кассационная жалоба инспекции оставлена без рассмотрения.

Раньше встречалась и противоположная позиция. Например, в апелляционном определении Мосгорсуда от 20.03.2019 по делу N 33-12417/2019: «охрана общего имущества собственников и прилегающей территории осуществляется в интересах всех собственников, поэтому расходы по охране территории могут быть отнесены к расходам на содержание общего имущества». Включение в платежный документ платы с метров признали законным.

Управляющая организация в одностороннем порядке определяет размер платы

Жительница из Челябинска пожаловалась в жилищную инспекцию на выставление ей в квитанции платы за видеонаблюдение. Инспекция провела проверку, выяснила, что решения общего собрания по цене услуги не принималось, и выдала компании предписание снять необоснованные начисления.

Компания обжаловала предписание в суд, но тот признал его законным (дело № А76-25248/2019):

— в договоре управления не было информации о предоставлении услуги «видеонаблюдение» и ее стоимости,

— на общем собрании собственники приняли решение по установке системы видеонаблюдения, однако вопрос о размере платы за обслуживание системы видеонаблюдения на собрании не решили. Само по себе принятие решения об утверждении суммы ежемесячного начисления платы в размере, обеспечивающем содержание системы видеонаблюдения, и о том, что он может изменяться управляющей компанией не более 1 раза в год, о чем компания уведомляет собственников в счет-квитанциях, «не свидетельствует об утверждении размера платы за соответствующую услугу, поскольку не устанавливает ее фиксированного денежного выражения, а фактически определяет порядок определения, изменения её размера и уведомления собственников»,

— спорная плата определена внутренним приказом управляющей компании (90 руб. с квартиры ежемесячно).

Первая инстанция сначала посчитала претензии контролирующего органа необоснованными, но апелляционный суд встал на сторону жителя и жилищной инспекции.

Похожая история произошла в Краснодаре. Там также признали незаконными действия управляющей организации по самостоятельному определению размера платы за видеонаблюдение (дело № А32-37202/2019).

Жители приняли на собрании решение об оборудовании дома видеонаблюдением, а размер платы за оборудование системой видеонаблюдения и последующее ее содержание управляющая компания рассчитывала компания самостоятельно, исходя из условий договоров с подрядчиками.

Противоположное решение было принято в Кемеровской области (дело № А27-11374/2019).

Здесь посчитали незаконным предписание жилищной инспекции, которая требовала вернуть жителям деньги. На собрании было принято решение «оплату обслуживания систем возложить на собственников (жителей) многоквартирного дома в соотношении 1 (стоимость обслуживания) / 298 квартир с момента начала такого обслуживания». Конкретного размера платы на собрании не утверждалось.

Признавая действия компании правомерными, а требования инспекции незаконными, суд написал:

«Поскольку необходимость оказания услуги видеонаблюдения одобрена решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, фактически собственникам оказывается, то оснований для перерасчета (возврата) начисленных денежных средств не имеется…

… услуги по видеонаблюдению не являются услугами по содержанию и обслуживанию общего имущества жилого дома, а являются иными гражданско-правовыми услугами, оказываемыми обществом собственникам МКД, что допускается законодательством (при том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что оборудование для видеонаблюдения входят в состав общего имущества…

… судом особо отмечается, что порядок определения и размер оплаты за эти дополнительные услуги (по видеонаблюдению) не регулируется жилищным законодательством. Указание инспекции на нарушение порядка установления размера оплаты данных услуг, являющихся гражданско-правовыми, не может быть признано судом правомерным, поскольку выходит за пределы полномочий инспекции».

Можно ли начислять плату за видеонаблюдение отдельной строкой?

Орган жилищного надзора в Екатеринбурге посчитал, что управляющая компания неправомерно производит начисление платы за «непредусмотренную договором управления многоквартирным домом дополнительную услугу «Видеонаблюдение и охрана» в размере 5 руб. 60 коп. за 1 кв. м. в нарушение структуры платы за жилое помещение отдельной строкой». Департамент потребовал прекратить начисления.

Арбитражный суд Свердловской области по жалобе компании признал это требование незаконным (дело №А60-32289/2019):

Договором управления предусматривалась возможность оказания дополнительных услуг. Решение о видеонаблюдении и его оплате принято на общем собрании собственников и исполняется управляющей организацией.

«Учитывая, что решение общего собрания недействительным в судебном порядке не признано, суд считает, что у департамента отсутствовали законные основания для предписания обществу прекратить начисление отдельной строкой платы за дополнительную услугу «Видеонаблюдение и охрана»… оно фактически противоречит изъявленной воле собственников жилых помещений, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене».

Сколько голосов нужно для установки видеонаблюдения в доме?

Практика по эту вопросу расходится.

Арбитражный суд Пермского края по делу № А50-23836/19 признал незаконным предписание инспекции. Та считала, что решения об использовании общего имущества для размещения камер видеонаблюдения в подъездах, кабелей видеонаблюдения на фасаде дома и поста охраны в нежилом помещении требуют согласия 2/3 голосов всех собственников помещений. Управляющая компания, наоборот, утверждала, что достаточно простого большинства голосов участников собрания.

Мнение суда совпало с позицией управляющей компании: «решения об организации видеонаблюдения о круглосуточной охраны общего имущества не относятся к вопросам, перечисленным в п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, так как они не касаются использования имущества собственников третьими лицами в интересах последних. По таким вопросам решения могут быть приняты большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников».

Аналогичную позицию мы нашли также в следующих решениях:

— Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 26.02.2019 по делу N 33-2022/2019:

«Установка системы видеонаблюдения не свидетельствует о пользовании общим имуществом собственников иными лицами, сама система, устанавливаемая за счет собственников, увеличивает их общее имущество. Довод апелляционной жалобы о необходимости принятия решения об установке камер видеонаблюдения большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников подлежит отклонению».

— Апелляционное определение Мосгорсуда от 20.12.2019 по делу N 33-56987/2019:

«Разрешая спор, приходя к выводу об отказе в иске, суд обоснованно исходил из того, что исчерпывающий перечень вопросов, принятие решения по которым требует не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД установлен ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и не включает в себя вопрос о проведении мероприятий по техническому оснащению и модернизации систем видеонаблюдения и доступа на территорию МКД, проведение пуско-наладочных, ремонтно-восстановительных работ указанных систем, в связи с чем, суд не усмотрел оснований согласиться с доводами истца об отсутствии необходимого кворума для принятия указанного решения».

— Апелляционное определение Пензенского областного суда от 19.02.2019 N 33-668/2019.

Для иллюстрации противоположного подхода можно упомянуть апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.07.2019 N 33-15575/2019 по делу N 2-791/2019:

«Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку обжалуемое решение в части разрешения ООО «Цифрал-Сервис СПб» на установку в многоквартирном доме системы видеорегистрации касалось пользования общим имуществом третьими лицами, оно должно было приниматься не менее, чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников».

Может ли решение об установке видеонаблюдения принять совет многоквартирного дома?

Орган жилищного надзора в Свердловской области проверил, на каком основании жителям одного из домов начисляется плата за видеонаблюдение. Оказалось, что решение об услуге принято советом дома. Управляющей компании выдано предписание «исключить взимание платы». Арбитражный суд по жалобе организации проверил его законность и признал обоснованным (дело №А60-20053/2019).

Компания ссылалась на решения общих собраний. Однако суд указал, что собрание собственников не принимало решение об установке видеонаблюдения, о перечне услуг и работ, условиях их оказания и выполнения, о размере и источнике финансирования. Вопрос о заключении договора на установку системы видеонаблюдения в лифтах и местах общего пользования, о стоимости работ, о размере платежа с одного жилого помещения рассмотрен на собрании совета многоквартирного дома. При этом общим собранием собственников совет дома был наделен полномочиями по решению «вопросов, связанных с необходимыми работами по МКД, по согласованию и утверждению видов работ, определению сроков работ, сметной стоимости и проектов их реализации». Перечень работ по ремонту и содержанию определен в договоре управления, там нет работ по установке систем видеонаблюдения. В ч. 5 ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ (о полномочиях совета многоквартирного дома) также принятие спорного решения не указано.

Похожий случай был рассмотрен Арбитражным судом Краснодарского края (дело № А32-4600/2019).

Компания установила камеры и начисляла плату за услугу, исходя из решения собрания собственников и решения совета дома. На первом жители решили поручить управляющей компании заключить договоры на предоставление дополнительной услуги, расчет платы производить исходя из количества жилых помещений и выставлять собственникам отдельной строкой с учетом рентабельности управляющей организации, составляющей 10 % от стоимости услуг подрядной организации. Конкретный размер установлен не был.

Также в доме имелось Положение о совете многоквартирного дома, согласно которому совет «принимает решения об определении подрядной организации, оказывающей дополнительные работы или услуги посредством заключения договора с управляющей организацией, согласовывает сметы на работы (услуги), обязательные для всех собственников». Из этого пункта управляющая организация сделала вывод, что совет многоквартирного дома имеет право на установление обязательного для всех собственников размера платы за оказание дополнительных услуг.

Суд с таким умозаключением не согласился, так как формулировки ни решения общего собрания, ни Положения о совете дома не позволяли определить конкретный размер платы за услугу, которая по факту оказалась равной почти 20 руб. с кв.м помещения в месяц.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Для чего накручивать счетчики
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector