Устройство ТРК (топливораздаточной колонки) на АЗС
Устройство ТРК (топливораздаточной колонки) на АЗС
Судя по независимым отзовикам, некоторых наших клиентов беспокоит возможность недолива топлива на АЗС. Кроме того, возникло недоразумение с клиенткой, оплатившей топливо до того, как ее автомобиль подъехал к топливораздаточной колонке. Из-за нарушения алгоритма заправки девушка едва не осталась с пустым баком.
Чтобы Вы могли удостовериться, что налив топлива полностью автоматизирован, и любое постороннее вмешательство в этот процесс практически исключено, мы решили повторить материал об устройстве, типах и видах ТРК. А заодно напомнить и о самом алгоритме заправки. Соблюдая который, Вы убережете от неприятностей себя и наших сотрудников.
Процесс заправки: как это происходит?
Горючее попадает в бак автомобиля через топливораздаточный кран или пистолет, присоединенный через рукав к топливораздаточной колонке (ТРК). У современных колонок 2 вида такого «оружия», чтобы осуществлять выдачу топлива на обе стороны. Не исключена и односторонняя выдача единственного нефтепродукта. Таких пистолетов может быть от 1 до 5.
ТРК соединяются с резервуарами хранения топлива системой технологических трубопроводов, в основном подземных. Есть контейнерные АЗС (резервуар и ТРК — в едином блоке-контейнере); есть АЗС с наземным расположением резервуаров. Все современные АЗС имеют заглубленные резервуары, расположенные или под ТРК (блочные или портальные АЗС), или удаленно: в резервуарном парке.
Фото — Блочная АЗС: подземное расположение резервуаров, размещение ТРК над блоком хранения топлива.
Резервуары хранения топлива могут иметь различный объём, в зависимости от реализации АЗС. Бывают двухсекционными с перегородкой на два вида топлива, объемом от 15 до 75 м куб.
ТРК управляются оператором АЗС через контроллер или автоматизированную систему управления (АСУ АЗС). Через нее производятся все операции:
— прием и отпуск топлива;
— приёмка и реализация товаров магазина и пр.
К контроллеру или компьютеру АСУ АЗС подключается контрольно-кассовая машина для печати чеков и передачи данных о реализации в налоговые органы. Все данные о реализации АЗС передаются в бухгалтерскую службу для контроля и проведения отчетных мероприятий.
Фото — Автоматизация современной АЗС имеет сложную структуру передачи данных
Алгоритм заправки
Оператор АЗС для отпуска топлива вводит необходимый литраж или сумму, которую называет клиент.
На всех современных ТРК с электронным управлением есть датчик снятого пистолета. При его снятии ТРК издает звук, и в этот момент у оператора АЗС на мониторе отображается, какой именно пистолет снят.
Клиент произносит номер колонки, вид топлива и сумму или литраж, это делается для дополнительного контроля, если вдруг ошибочно снят не тот пистолет.
Для заправки до полного бака включается специальная функция. При этом у вас могут потребовать залоговую сумму, в пределах которой будет осуществлена заправка. Это способ для АЗС защитить себя от мошенников и неплатежеспособных клиентов.
Внимание! Не спешите оплачивать топливо до того, как Ваш автомобиль подъедет к ТРК!
После оплаты пистолет вставляется в бензобак и осуществляется налив топлива.
Сомневаетесь, что в бензобаке оказался оплаченный объем горючего? Попросите сотрудника АЗС принести мерник – специально поверенный инструмент, позволяющий отследить точность налива колонки. На нем должна быть выставлена температура окружающей среды, это важно! И пусть представитель администрации заправки наполнит мерник из той же ТРК, чтобы Вы могли своими глазами убедиться, есть ли погрешность.
АЗС работает круглосуточно, поэтому персонал выходит на работу посменно. Приём-передача смены происходит в «пересмену» — небольшой временной промежуток, когда сотрудники пересчитывают наличность, проводят сверку по топливу, по сопутствующим товарам. Время пересмены «священно», заправить Вас в этот промежуток просто не смогут.
Устройство и виды ТРК:
Все современные ТРК оснащены электронной системой управления. Это позволяет не только активировать подачу топлива дистанционно, с рабочего места оператора, но и отследить процесс заправки на компьютере и дисплее самого топливораздаточного агрегата. Механические устройства в настоящий момент практически не используются.
Устройство ТРК (схема)
1. Приемный клапан. Он не дает топливу сливаться с трубопроводов и всего оборудования обратно в резервуар. Без клапана насосу пришлось бы при каждой заправке полностью заполнять всю систему от резервуара до заправочного пистолета, а это — лишний расход электроэнергии и времени.
2. Фильтр. Еще один фильтрующий элемент на АЗС, он может быть установлен сразу после приемного клапана или в газоотделителе (5). Если фильтр забивается, то при заправке слышен гул, так как насосу приходиться работать с большим усилием.
3 и 4. Двигатель и насос. Работают в паре, соединены ременной передачей. Но есть конструкции, где насос и двигатель сидят на одном валу. Ременная передача — безопаснее: она защищена от повышенных нагрузок на двигатель.
5. Газоотделитель. Отделяет от топлива лишние газы, которые в спокойном состоянии находятся во взвешенном состоянии, а при активном перемешивании топлива объединяются и создают пену. Это небольшой резервуар, в котором топливо ненадолго задерживается, а лишние газы свободно уходят через дренажные отверстия сверху/
6. Электромагнитный клапан. Открывается при подаче топлива и закрывается сразу после прекращения закачки. Если данный клапан сломан, он может перекрыть всю систему или не закрывать ее, тогда топливо будет поступать в раздаточный пистолет по инерции даже после отключения насоса. Если клапан не закрылся, ТРК заправляет примерно 0,2-0,5 литра лишнего топлива.
7. Измеритель жидкости (он же — топливоизмеритель, счетчик жидкости и т.д.). Функция: точно отмерять количество топлива. Бывают электронные (настройка точности — с помощью специальных команд) или механические (с помощью регулировочных болтов).
8. Смотровое окно: полая колба со стеклом. Колба наполнена топливом? Приемный клапан работает, и топливо остается в системе после отключения насоса.
9. Раздаточный пистолет. Предназначен для управления подачей топлива в горловину бака. Отсекает подачу горючего при переполнении бака.
— многотопливные: на каждой стороне от двух до пяти видов топлива;
— однотопливные: односторонние с единственным видом горючего.
Количество многотопливных колонок варьируется от 2 до 6, в зависимости от местоположения и проходимости АЗС.
В зависимости от удаления ТРК от резервуара хранения топлива выделяют:
— всасывающие ТРК: насос подачи топлива — в самом корпусе колонки; их работу слышно по работе насоса возле колонки.
— напорные ТРК: насос подачи топлива — в резервуаре. Их работу можно вообще не услышать из-за внешнего шума, только тихие щелчки работы измерителя объема.
Особенности всасывающих ТРК
Всасывающие ТРК более популярны: примерно 60% всех колонок в мире. Больше их потому, что такие модели были изобретены и стали устанавливаться гораздо раньше.
Общий принцип работы всасывающих ТРК:
Запрос водителя — кассир АЗС с пульта отправляет сигнал, разрешающий подачу горючего, на выбранную ТРК — топливный пистолета опускается в бак и нажимается рычаг (при использовании пистолетов с ручным управлением) — осуществляется подача топлива.
В этот момент электронасос в корпусе самой колонки всасывает бензин или дизель из резервуара хранения. Мощность насоса невысока, потому резервуар должен быть расположен не дальше 45 метров от ТРК. Горючее попадает в бак автомобиля через серию фильтров, газоотделитель и измеритель объема.
Измеритель зафиксировал установленный оператором объем? Он мгновенно останавливает насос и подачу топлива.
Напорные ТРК. Особенности
Напорные ТРК появились в США полвека назад. Постепенно их становится все больше.
Ключевое отличие от всасывающих колонок — расположение насоса. Это погружное устройство устанавливается на самом дне резервуара с топливом. Погружной насос более мощный, поэтому он позволяет подавать бензин или дизель одновременно на несколько колонок. Резервуар может быть расположен на расстоянии до 150 м.
Общий принцип работы напорных ТРК:
Двигатель насоса активируется — топливо проходит сквозь него и отправляется на промежуточный узел— перераспределяется с помощью системы клапанов между несколькими ТРК, куда должна осуществляться подача. После отдачи необходимого объема клапана закрываются — оставшееся горючее возвращается в резервуар.
Преимущества и недостатки
Напорные ТРК в эксплуатации более эффективны, экономичны и удобны для клиентов.
Их единственный недостаток: при неисправности насоса на АЗС полностью прекращается продажа топлива определенной марки (нет физической возможности подачи его на топливные колонки).
Преимущества напорных ТРК:
- менее энергозатратны: вместо серии насосов работает лишь один на каждый вид продукции;
- больший срок бесперебойной работы: 300-500 млн. литров ( всасывающие рассчитаны на 10-12 млн.);
- не теряют мощности на всем периоде эксплуатации, обеспечивая более быстрое обслуживание;
- исключают образование воздушных пробок в жаркую погоду;
гарантируют большую безопасность счет большего удаления резервуаров; - не шумят при работе.
Фото — В корпусе напорной ТРК расположены только измерители объема. Погружной насос, подающий топливо по трубопроводу, располагается внутри резервуара.
Особенности оформления ТРК
— Сквозная нумерация сторон ТРК: первая колонка: стороны 1 и 2, вторая — 3 и 4 и т.д.
— Номера наносят на сами ТРК и на колонны так, чтобы оператор видел все колонки и автомобили возле них.
На сетевых АЗС «Змей Горыныч» используются напорные ТРК производства ООО «Ливенка» (г. Ливна). А также насосы итальянского производства. Это гарантирует высокую степень надежности, повышенной износостойкости и длительной работоспособности оборудования.
Все оборудование на сетевых АЗС «Змей Горыныч» регулярно проверяется, сотрудники сервисной службы оперативно устраняют любые неполадки.
Система контроля расхода дизельного топлива ПОРТ
На счетчике расхода дизельного топлива ПОРТ-1 отображается следующая информация информация:
- Общий расход топлива, кг
- Текущий расход топлива, кг/час (при подключенном мониторе во время работы)
- Время работы двигателя, час-мин
- Номер датчика расхода топлива
- Поправочный коэффициент
Базовая комплектация версии расходомера ПОРТ-1 состоит из:
- ДРТ "ПОРТ-1"(датчик расхода топлива);
- Контроллер "ПОРТ-1";
- Монитор "ПОРТ-1"
ДРТ – электромеханическое устройство – встраивается в топливную систему дизеля, формирует и передает сигнал, определяемый расходом топлива в Контроллер.
Контроллер – электронное устройство – устанавливается в кабине автомобиля, рубке плавсредства и т.д., принимает и обрабатывает сигнал от ДРТ, а так же хранит полученную информацию. Каждый ДРТ калибруется, данные калибровки заносятся в программу Контроллера. Т.е. каждому ДРТ соответствует свой уникальный Контроллер.
Монитор – электронное устройство – служит для вывода информации и управления Контроллером (обнуление, ввод поправочного коэффициента). Подключение Монитора к Контроллеру осуществляется посредством проводной связи (эл. кабель). Монитор только отображает информацию но не запоминает ее. Монитор позволяет считывать информацию с любого контроллера, поэтому заказчик может включить в заказ несколько расходомеров (ДРТ + КОНТРОЛЛЕР) и один Монитор. Мониторы изготавливаются в двух вариантах: Монитор с функцией управления – позволяет просматривать данные и управлять Контроллером (обнулять, изменять поправочный коэффициент); Монитор с функцией просмотра – позволяет только просматривать данные. Монитор хранится у лица, осуществляющего контроль за расходованием топлива и ведущего его учет.
- на Мониторе в модификации “ПОРТ-1”
- на персональном компьютере в модификации “ПОРТ-1рс”
Проточный датчик ДРТ в зависимости от расхода топлива выдаёт импульсы на контоллер, который пребразует импульсы в показатели расхода и сохраняет в энергонезависимой памяти. Данные отображаются на мониторе при его подключении. Устройство измерительной части проточного датчика — "турбина".
- Погрешность — не более 2%
- Степень защиты — IP 65
- Температурный диапазон — от -40 до +50 град С
- Рабочее давление топлива — до 0.15 МПа
- Диапазон расхода (в зависимости от модели), — от 1,5 до 90 кг/ч
Счётчик расхода топлива устанавливается на следующие модели техники:
Шасси | МАЗ ( двигатели ЯМЗ, ММЗ ), КАМАЗ ( двигатели ЯМЗ, КАМАЗ ), УРАЛ ( двигатели ЯМЗ, КАМАЗ ), КРАЗ ( двигатели ЯМЗ) |
Самосвалы | МАЗ 551605, МАЗ 555102, КАМАЗ 6520, КАМАЗ 65115, КРАЗ 256Б, Tatra 815, БелАЗ 75600, БелАЗ 7547 |
Грейдеры | ДЗ 143, ДЗ 180, ДЗ 198, ДЗ 98Б, ГС 1402, ГС 1805 |
Автокраны | КАМАЗ 53215 КС-35717, КАМАЗ 53215 КС-3579, КАМАЗ 53213, УРАЛ 5557 — 1151, УРАЛ 5557 КС-35719, МАЗ 5337 |
Автотопливозаправщики | МАЗ 5337 АТЗ, УРАЛ 5557АТЗ |
Бетономешалки | КАМАЗ 53229, КАМАЗ 55111 |
Погрузчики | ТО — 18, ТО — 25, ТО — 28, ТО — 49, АМК — 332, АМК — 333, АМК — 342, АМК — 702, АМК — 37, МПУ — 1, ПК 22.02 |
Бульдозеры | Б — 170, Б — 105, Б — 10.1111 — ЕН |
Трактора | МТЗ 80, МТЗ 82, МТЗ 1221, МТЗ 1522, МТЗ 1523, МТЗ 892, МТЗ 952, МТЗ 2022, шасси универсальное Ш 406, К 700, К 701, К 744, К 750, Т 130, Т 150, Т 151, Т 170, Т 330, МТ 380, ДТ 75 |
Возможна установка системы контроля расхода топлива на другую технику после предварительного осмотра транспортного средства.
Возможные варианты установки:
- один поток — 1 счётчик, "закольцовывание обратного потока"
- два потока — 2 счётчика на прямой и обратный, в зависимости от двигателя транспортного средства.
Система контроля расхода топлива, основанная на счётчике — расходомере предусматривает несколько возможностей контроля махинаций:
- пломбирование соединений — счётчик расхода топлива учитывет тот объём, который прошёл через него, поэтому махинации могут быть в попытках слива топлива из соединений топливных магистралей, от счётчика до форсунок двигателя. Чтобы исключить потери — все соединения пломбируются.
- режим отсечки — при расходе топлива больше 90 кг/ч работа счётчика ПОРТ — 1 блокируется. По заявке потребителя значение блокировки может быть меньше — в интервале до 90 кг/ч.
- оснащение транспортного средства системой контроля расхода топлива на постоянной основе — существует мнение, что купив один комплект системы контроля топлива и, переставляя с одной единицы техники на другую, можно установить точные нормы и затем использовать её только в спорных ситуациях. Недостаток такого подхода заключается в том, что водители, зная о временности установки будут использовать технику в более тяжёлом режиме и "подгонит" реальный расход под выставленные ему нормы даже без попыток вмешательства в аппаратуру. Получается — якобы "0" результат, но в случае, когда система ставится "насовсем" эти махинации теряют смысл, водитель больше не сможет делать повышенный расход месяц или два, чтобы затем, когда переставят систему контроля расхода топлива, продолжить сливать топливо.
Система контроля расхода топлива ПОРТ-1 pc
Система ПОРТ-1 pc, xbee по составляющим элементам сходна с системой ПОРТ-1, отличия в способе передаче данных, механизме индикации и отображаемой информации.
- Общий расход топлива, (кг, литры)
- Расход топлива на 100км, (кг, литры)
- Время работы двигателя, час-мин
- Номер датчика расхода топлива
- Поправочный коэффициент
Способ передачи данных:
- по радио каналу, ручной режим в пределах 1500м от базовой станции
- подключение к компьютеру через кабель
Система контроля расхода дизельного топлива — "ПОРТ-1 pc, xbee" — состоит из:
- ДРТ "ПОРТ-1"(датчик расхода топлива)
- Контроллер "ПОРТ-1";
- Програмное обеспечение
Проточный датчик ДРТ в зависимости от расхода топлива выдаёт импульсы на контоллер, который пребразует импульсы в показатели расхода и сохраняет в энергонезависимой памяти. Данные передаются на персональный компьютер.
Дизельное топливо для спецтехники
Компания «ГОЛД БРЭНД», начиная с 2009 года, поставляет своим клиентам качественное дизельное топливо на максимально выгодных и интересных условиях.
Одно из основных направлений деятельности нашей компании это осуществление доставки дизельного топлива от 100 литров и заправки дизельным топливом специальной строительной техники на стройплощадке, экскаваторов, бульдозеров, манипуляторов, компрессоров, генераторов и другой инженерной техники и оборудования, работающих на дизельном топливе.
- Собственный автопарк спецтехники
- Доставка за 2 часа по Москве и Московской области
- Все марки дизельного топлива в наличии (ГОСТ, ТУ, ЕВРО)
- Бесплатная аренда резервуаров для хранения топлива
- Мелкооптовые поставки ДТ от 100 литров
Сферы использования техники на дизельном топливе
К сферам хозяйственной деятельности, активно использующим различную технику, относятся:
- промышленность;
- строительство;
- дорожное строительство;
- разработка месторождений;
- сельское хозяйство;
- железнодорожный и автомобильный транспорт.
Подавляющее большинство единиц строительной, карьерной, дорожной, сельскохозяйственной и автотранспортной техники оснащается дизелями, поэтому основным горючим для техники различного назначения является именно дизельное топливо.
Предпочтение дизельных ДВС бензиновым объясняется следующими факторами:
- Их КПД составляет 40-50 %, а бензиновых — всего 25-30 %.
- Меньшее потребление горючего.
- Более выгодная цена.
Получается, что затраты топлива на производство одной и той же работы разнотипными двигателями в стоимостном выражении существенно разнятся и выигрывает дизель.
Виды дизельного топлива для специальной техники
В современном индустриальном мире большое многообразие техники, которой необходимо качественное дизельное топливо – летом качественное летнее дизельное топливо, а зимой – зимнее дизельное топливо.
В зимний период, как правило, все поставщики дизельного топлива, уже предлагают зимнее дизельное топливо. В межсезонье, когда заморозки и низкие температуры еще довольно редки, существует риск замерзания летней солярки в топливных баках техники. Это может привести к затрудненному запуску двигателей, опозданиям и нежелательным простоям техники. Что бы этого избежать мы рекомендуем использовать зимнее дизельное топливо уже при наступлении первых заморозков. Наши специалисты всегда рады Вас проконсультировать и подобрать оптимальный вариант доставки.
Доставка и заправка дизельным топливом спецтехники
Наши мобильные бензовозы укомплектованы специальным оборудованием для заправки дизельным топливом любого вида строительной, инженерной и специальной техники. Это могут быть и экскаваторы, краны, копры, а так же окрасочные камеры, сушильные аппараты, генераторы, компрессоры и т.д.
Наша услуга хороша тем, что нет необходимости:
- собирать всю технику в одном месте. Наши мобильные бензовозы сами подъедут прямо к технике и заправят по счетчику необходимое количество дизельного топлива прямо в топливный бак.
- заказывать целый бензовоз солярки. Мы осуществляем доставку дизельного топлива от 100 литров.
- искать место для хранения дизельного топлива, так как заправка солярки осуществляется непосредственно в топливный бак
- тратить денежные средства на целый бензовоз дизельного топлива.
Мы заправляем столько, сколько вам необходимо!
Преимущества наших услуг по доставке ДТ для техники
Наша работа сегодня не ограничивается только продажей и доставкой дизельного топлива. Мы осуществляем продажу резервуаров под дизельное топливо, солярку, а так же предоставляем резервуары в аренду для хранения дизельного топлива и других светлых нефтепродуктов.
Компания «ГОЛД БРЭНД» предлагает уникальные возможности для клиентов: индивидуальный подход, выгодные условия покупки и доставки — критерии, которые позволяют нам заключать долгосрочные партнерские отношения и приобретать с каждым годом всё больше клиентов.
Стремительное развитие, постоянное открытие новых направлений продаж и услуг, мгновенное реагирование на требования клиента — все это делает нас лидерами на этом рынке!
Заказать поставку дизтоплива или получить ответы на интересующие вас вопросы можно по телефону +7 (495) 764-74-04
Доставим дизтопливо точно в срок!
Сделать заказ, а также проконсультироваться по поводу выбора марки дизельного топлива можно по телефону +7 (495) 764-74-04
Счетчики топлива
Новинка
Счетчики дизельного топлива Contoil VZO
Счетчик дизельного топлива с механическим роликовым механизмом Contoil VZO для измерения расхода. Счетчик топлива предназначен для установки перед дизельной горелкой на подающем топливопроводе.
Модель | Расход, л/ч | Цена | |
Счетчик дизельного топлива Contoil VZO 8 | 4-200 | 28557 р. | В корзину |
Счетчик дизельного топлива Contoil VZO 4 Q min | 0,5-40 | 38821 р. | В корзину |
Счетчик дизельного топлива Contoil VZO 4 | 1-80 | 40559 р. | В корзину |
Счетчик дизельного топлива Contoil VZO 15 RC | 10-600 | 99328 р. | В корзину |
Счетчик дизельного топлива Contoil VZO 25 FL | 75-3000 | 136576 р. | В корзину |
Новинка
Счетчики дизельного топлива Technoton DFM B
- автономный режим
- защита от накрутки и вмешательства
- простой монтаж и эксплуатация
- встроенный фильтр топлива большой площади
Модель | Расход, л/ч | Цена | |
Счетчик топлива Technoton DFM 100B | 2-100 | 15560 р. | В корзину |
Счетчик топлива Technoton DFM 250B | 5-250 | 19490 р. | В корзину |
Новинка
Счетчики дизельного топлива Technoton DFM C
- учет времени работы
- автономный режим
- защита от накрутки и вмешательства
- простой монтаж и эксплуатация
- встроенный фильтр топлива большой площади
Модель | Расход, л/ч | Цена | |
Счетчик топлива Technoton DFM 100C | 2-100 | 22010 р. | В корзину |
Счетчик топлива Technoton DFM 250C | 5-250 | 23620 р. | В корзину |
Счетчик топлива Technoton DFM 50C | 1-50 | 26120 р. | В корзину |
Счетчик топлива Technoton DFM 500C | 10-500 | 38840 р. | В корзину |
Новинка
Счетчики дизельного топлива Technoton DFM Marine
Счетчики Технотон DFM Marine предназначены для измерения расхода топлива в дизельных горелках, топливных магистралях и мощных двигателях. Счетчик Технотон измеряет часовой, мгновенный расход дизельного топлива и формирует выходной сигнал для передачи на терминал мониторинга.
Модель | Расход, л/ч | Цена |
Счетчики топлива Technoton DFM 1000C TA | 50290 р. | В корзину |
Счетчики топлива Technoton DFM 1000C TL | 55390 р. | В корзину |
Счетчики топлива Technoton DFM 1000C FA | 56820 р. | В корзину |
Счетчики топлива Technoton DFM 1000C FL | 62520 р. | В корзину |
Новинка
Счетчики топлива Technoton Marine DFM CK с импульсным выходом
Счетчики Технотон DFM Marine предназначены для измерения расхода топлива в дизельных горелках, топливных магистралях и мощных двигателях. Счетчик Технотон измеряет часовой, мгновенный расход дизельного топлива и формирует выходной сигнал для передачи на терминал мониторинга.
Датчик расхода топлива автомобиля
Проблема увеличенного расхода топлива и связанных с этих затрат волнует не только владельцев личного автомобиля, но и владельцев автопарков. И если в первом случае увеличенное потребление связано с работой конкретного ДВС, то для автокомпаний проблема в другом — воровство горючего или слив.
Используя современные контактные и спутниковые системы мониторинга, операторы могут на расстоянии осуществлять контроль за расходом ГСМ. Одним из продуктивных механических контроллеров остаются датчики расхода топлива, которые устанавливаются на топливную магистраль и, в зависимости от конструкции, могут передавать информацию в режиме реального времени через систему спутниковой навигации.
Датчик расхода — какой бывает
Второе название — топливный расходомер, прибор относится к проточному оборудованию, устанавливается на магистраль подачи топлива перед ДВС и отслеживает количество бензина или дизеля при работающем двигателе. Проточный датчик расхода топлива конструктивно представлен в трех вариантах:
- однокамерный;
- дифференциальный;
- бесконтактный.
Простой однокамерный ДРТ контролирует единственный поток топлива, в конструкции не учитывается работа обратного клапана топливной магистрали, по которому неизрасходованное горючее возвращается в топливный бак.
Дифференциальный или двухкамерный (двухпоточный) датчик отслеживает расход топлива, сопоставляя данные по двум потокам. В конструкции используется два расходомера. Пара калибруется относительно друг друга на заводе-изготовителе. На выходе формируется единый сигнал о фактическом потреблении.
Бесконтактный датчик является непроточным, топливо не проходит через корпус устройства. Используется на бензиновых моторах. Считывание информации происходит с форсунок перед формированием топливной смеси. На дизельных авто бесконтактное устройство используется достаточно редко, в основном на грузовых фургонах среднего класса. Информация поступает на бортовой контроллер и передается через систему GPS-мониторинга.
Принцип работы
Принцип работы как двухкамерного, так и однопоточного датчика одинаков. Цифровая плата, расположенная в корпусе устройства, формирует сигнал о количестве проходящего топлива. Информация передается напрямую бортовому контроллеру через выход интерфейса, где сохраняется или автоматически передается через КАН-шину оператору.
Монтаж ДРТ технически возможен не на все топливные системы. Для американских авто устанавливают только однопоточный расходомер, и отслеживают количество бензина без учета количества обратки. Это происходит потому, что устройство обратного клапана не сможет высчитать количество топлива в чистом виде, а считает пену или воздушно-пенную смесь, поэтому показания имеют большой процент погрешности — до 10 %.
Место установки
Расходомеры изготавливаются с учетом используемого топлива, класса авто. В паспорте на устройство всегда указывается, для каких двигателей предназначен тот или иной датчик, варианты подключения и настройки. Настройку расходомера проводят мастера сервисного центра, не рекомендуется устанавливать это средство измерения самостоятельно, поскольку потребуется врезка в топливную магистраль.
Не рекомендуется использовать схему подключения однопоточного ДРТ с вариантом «закольцовывания» обратки, когда неиспользованный бензин или дизель не возвращается в топливный бак, а поступает в топливную магистраль после датчика. Это приведет к тому, что при минус 5 топливо в баке не будет прогреваться (прогрев осуществляется за счет подачи горячего бензина или дизеля от мотора в бак), и будет большая вероятность заглохнуть на морозе.
Расходомер устанавливается на необходимом участке топливного шланга и дополнительно крепится через кронштейн к кузову. Некоторые модели расходомера не имеют кронштейна. Зажим топливного шланга на штуцерах прибора проходит через металлический хомут. Герметичность стыков обеспечивают внутренняя прокладка или сальник.
Особенности для бензиновых и дизельных авто
Для дизельных и бензиновых моторов используются одинаковые ДРТ. Установка прибора на бензиновые ДВС считается нерентабельной, поскольку бензин быстро разъедает внутренний механизм контроллера и быстро его изнашивает. Альтернативой для бензинового ДВС может стать бесконтактный датчик или система контроля с КАН-шиной.
Проход дизеля через датчик, наоборот способствует смазке движущихся частей устройства, что повышает его срок эксплуатации. Снизить работоспособность может некачественная солярка с большим содержанием парафинов и присадок. Внутренние элементы конструкции засоряются, возникает некорректная передача сигнала. На дизельных топливных магистралях ДРТ систематически снимают и чистят.
Преимущества и недостатки
Учитывая, что минимальная стоимость расходомера с подключением и настройкой составляет 150 $, мало кто из владельцев личного автомобиля его купит. Эти средства измерения актуальны для таксопарков, компаний с большим объемом грузоперевозок и пр. Преимущества датчика:
- Надежность цифровых устройств. Датчики не меняют показаний при высоком/низком магнитном, электрическом поле, что делает невозможным самовольную перенастройку прибора.
- Точность отслеживания расхода. Максимальная погрешность — 3 %. Для сравнения, погрешность неотрегулированного датчика уровня топлива может достигать 15 %.
- Не зависит от конфигурации и объема топливного бака. Двухпоточный ДРТ позволяет контролировать объем обратки.
Главный недостаток проточного датчика — отсутствие контроля за количеством заправок и частотой слива топлива с бака. Устройство требует систематического обслуживания, не реже 1 раз в 30 дней и может устанавливаться не на все классы топливных систем.
Альтернативные способы контроля расхода топлива
Для владельцев личных авто идеальным вариантом отслеживать расход топлива считаются правильная настройка датчика уровня топлива и корректное отображение величины на указателе расхода.
Вторым вариантом узнать настоящий расход остается использование штатного датчика через КАН-шину. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки.
Контроль расхода топлива через КАН-шину
CAN (Controller Area Network) — это интерфейс, который отслеживает все показания блоков, электронных систем и датчиков в авто, распределяет, передает, обрабатывает информацию для корректной работы узлов и агрегатов. Для отслеживания расхода горючего в КАН-интерфейсе используется штатный датчик уровня, установленный в баке.
Чтобы получить информацию с КАН-шины необходимо подключить систему мониторинга к CAN-интерфейсу. Лучшим вариантом считается бесконтактная передача данных, когда к шине подключаются бесконтактные считывали расхода. Для этого используется адаптер CAN-LOG, с помощью которого проводится передача информации с КАН-шины авто на систему мониторинга.
Бесконтактная схема не требует установки дополнительного оборудования в электросистему авто, не нарушает целостность проводки.
Датчик уровня топлива
Проверить расход бензина или дизеля можно используя штатный емкостный датчик уровня топлива. ДУТ может контролировать и передавать данные о динамическом потреблении горючего во время движения, количестве заправок и сливов с топливного бака.
Подключается расходомер к устройству на панели приборов через аналоговый или цифровой разъем. На приборной доске располагается устройство, на шкале (цифровой или стрелочной) отображается реальный объем топлива.
Корректно настроенный датчик уровня имеет максимальную погрешность 3 %. Параметр зависит от правильной работы поплавка и от тарировки топливного бака. Чтобы получить максимально точную информацию, в бак устанавливают несколько приборов.
Датчики расхода топлива позволяют снизить затраты на ГСМ на 30 % за счет несанкционированных сливов. Приборы окупаются в течение 2–3 месяцев, что для владельцев автопарка достаточно выгодно. Устанавливать ли ДРТ на собственный автомобиль, каждый водитель будет решать сам. Правильно отрегулированный датчик уровня способен вывести на приборную панель всю необходимую информацию без использования дополнительного оборудования.