Azotirovanie.ru

Инженерные системы и решения
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В графиках: Как США накопили $20 трлн госдолга

В графиках: Как США накопили $20 трлн госдолга

Войны, масштабные сокращения налогов и программы экономического стимулирования привели к невероятному росту национального долга США.

Госдолг США приближается к 20 трлн долларов — в четверг он составлял 19,8 трлн. История показывает, что в росте национальных расходов виноваты обе американские партии. На протяжении многих лет ситуация усугублялась войнами, значительными сокращениями налогов и программами стимулирования.

Вот основные моменты американской истории, оказавшие серьёзное влияние на госдолг США, и его возможная динамика в будущем.

В ав­гу­сте 1981-го, в самом на­ча­ле эко­но­ми­че­ско­го спада в стране, пре­зи­дент Рей­ган под­пи­сал закон о круп­ном со­кра­ще­нии на­ло­гов. Сто­рон­ни­ки Рей­га­на счи­та­ют, что закон под­дер­жал эко­но­ми­ку и фон­до­вый рынок, од­на­ко и ми­ну­сы были оче­вид­ны: в бюд­жет по­сту­па­ло мень­ше денег. Ис­сле­до­ва­ние Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов США по­ка­зы­ва­ет, что в пер­вые че­ты­ре года после при­ня­тия этого за­ко­на по­ступ­ле­ния в фе­де­раль­ный бюд­жет в сред­нем со­кра­ти­лись на 118 млрд в год (по со­вре­мен­но­му курсу).

В 2001 и 2003 годах пре­зи­дент Джордж Буш-млад­ший также под­пи­сал указы о на­ло­го­вой ре­фор­ме. Были сни­же­ны став­ки на­ло­гов на при­быль фи­зи­че­ских лиц, на при­рост ка­пи­та­ла и ди­ви­ден­ды. Таб­ли­ца по­ка­зы­ва­ет вклад каж­до­го за­ко­на в со­кра­ще­ние по­ступ­ле­ний в бюд­жет. В 2010-м Барак Обама на два года про­длил дей­ствие за­ко­на о на­ло­го­вых вы­че­тах, и в 2012-м сде­лал боль­шин­ство из них по­сто­ян­ны­ми. Кэти Раф­финг, кон­суль­тант Цен­тра бюд­жет­ных и по­ли­ти­че­ских при­о­ри­те­тов, счи­та­ет, что из-за за­ко­нов Буша на 2017 фи­нан­со­вый год казна не до­счи­та­лась более 5 трлн дол­ла­ров с уче­том про­цен­тов.

США по­тра­ти­ли зна­чи­тель­ные сред­ства на войны в Аф­га­ни­стане (куда вторг­лись после тер­ак­тов 11 сен­тяб­ря) и в Ираке. По сло­вам Кэти Раф­финг, войны обо­шлись бюд­же­ту при­мер­но в 2 трлн дол­ла­ров с уче­том про­цен­тов.

Ве­ли­кая ре­цес­сия на­ча­лась в де­каб­ре 2007-го и за­тя­ну­лась на пол­то­ра года. По­во­дом по­слу­жил крах рынка недви­жи­мо­сти в США. Спад охва­тил пре­зи­дент­ства Буша и Обамы и при­вел к се­рьез­но­му воз­рас­та­нию де­фи­ци­та бюд­же­та — на про­бле­мы в эко­но­ми­ке пра­ви­тель­ство от­ре­а­ги­ро­ва­ло пла­ном спа­се­ния бан­ков и про­грам­мой сти­му­ли­ро­ва­ния. В пе­ри­од с 2009 по 2012 год де­фи­цит бюд­же­та пре­вы­шал 1 трлн дол­ла­ров.

В фев­ра­ле 2009-го, когда стра­на еще не опра­ви­лась от Ве­ли­кой ре­цес­сии, Барак Обама под­пи­сал Закон о вос­ста­нов­ле­нии эко­но­ми­ки и ре­ин­ве­сти­ци­ях. В до­пол­не­ние к со­кра­ще­нию на­ло­гов пред­по­ла­га­лось на­пра­вить сотни мил­ли­ар­дов дол­ла­ров на под­держ­ку без­ра­бот­ных и ин­фра­струк­тур­ные про­ек­ты. Обама за­явил, что закон ста­нет «важ­ной вехой на пути к вы­здо­ров­ле­нию эко­но­ми­ки», од­на­ко рес­пуб­ли­кан­цы по­счи­та­ли его пу­стой тра­той го­су­дар­ствен­ных средств. Пер­во­на­чаль­но пла­ни­ро­ва­лось по­тра­тить 787 млрд дол­ла­ров, од­на­ко в 2015 году Бюд­жет­ное управ­ле­ние Кон­грес­са оце­ни­ло рас­хо­ды в 836 млрд. По под­сче­там Ко­ми­те­та за от­вет­ствен­ное фор­ми­ро­ва­ние фе­де­раль­но­го бюд­же­та, с уче­том про­цен­тов аме­ри­кан­ская казна в со­во­куп­но­сти не до­счи­та­лась 1 трлн дол­ла­ров.

По про­гно­зам, де­фи­цит будет расти, ведь США рас­хо­ду­ют все боль­ше средств на про­грам­мы для ста­ре­ю­ще­го на­се­ле­ния. Бюд­жет­ное управ­ле­ние Кон­грес­са счи­та­ет, что в слу­чае со­хра­не­ния дей­ству­ю­щих за­ко­нов — если До­нальд Трамп и рес­пуб­ли­кан­ский Кон­гресс ни­че­го не сде­ла­ют, — к 2047 году госдолг воз­рас­тет до 150% ВВП с 77% в на­сто­я­щее время. Трамп обе­ща­ет ряд про­грамм, ко­то­рые могут зна­чи­тель­но под­нять де­фи­цит, в том числе круп­ные на­ло­го­вые вы­че­ты и на­ра­щи­ва­ние обо­рон­ных рас­хо­дов. Кроме того, он по­обе­щал оста­вить без из­ме­не­ний про­грам­мы здра­во­охра­не­ния и со­ци­аль­ной за­щи­ты. По под­сче­там Цен­тра на­ло­го­вой по­ли­ти­ки, пред­ло­жен­ная Трам­пом на­ло­го­вая ре­фор­ма может при­ве­сти к росту госдол­га США на 7,2 трлн дол­ла­ров в сле­ду­ю­щие 10 лет.

В глубоком минусе: государственный долг США впервые достиг $28 трлн

Объём государственного долга Соединённых Штатов превысил отметку $28 трлн — впервые за всё время наблюдений. Об этом свидетельствуют данные Министерства финансов США.

Задолженность американского правительства начала резко увеличиваться ещё в 2020 году. Так, с января по декабрь показатель прибавил почти $4,5 трлн, хотя прежде рос не более чем на $1,5 трлн в год.

«В США сильно выросли бюджетные траты на борьбу с последствиями пандемии коронавируса. Требовались большие средства на различные антикризисные программы, помощь бизнесу и населению. Финансирование идёт за счёт заимствований на рынке облигаций, в результате чего и растёт госдолг Штатов», — рассказал RT заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Супян.

Как подсчитали эксперты американского Комитета по ответственному подходу в вопросах федерального бюджета (CRFB), всего на поддержку экономики власти страны уже направили около $4 трлн. Более того, в 2021 году администрация Джо Байдена планирует выделить на эти цели ещё $1,9 трлн.

Читайте так же:
Могут ли меня обязать установить счетчик

«Вполне может оказаться, что анонсированный пакет мер экономической поддержки будет не последним. На этом фоне в 2021 году государственный долг США способен превысить $32 трлн», — предположил в разговоре с RT управляющий партнёр EXANTE Алексей Кириенко.

  • Джо Байден
  • © REUTERS/Kevin Lamarque

Как отмечают эксперты, необходимость наращивания задолженности связана с нехваткой средств в бюджете США. Так, по итогам 2020 года расходы американской казны превысили доходы на $3,13 трлн.

Объём бюджетного дефицита вплотную приблизился к отметке 15% ВВП и стал максимальным с 1945 года. Такие данные приводит Федеральный резервный банк Сент-Луиса.

По прогнозу бюджетного управления конгресса США (CBO), в 2021 году отрицательная разница между доходами и расходами американской казны составит порядка $2,3 трлн, или 10,3% ВВП. Впрочем, как полагают опрошенные RT специалисты, реальный дефицит бюджета по итогам текущего года может оказаться значительно выше.

«Дело в том, что прогноз CBO не учитывает дополнительных мер экономической помощи Байдена. Окончательная редакция нового пакета стимулов ещё не утверждена, и влияние этих мер на госдолг тоже пока остаётся неясным. Однако дефицит бюджета может оказаться на $1,2 трлн выше ожиданий», — отметил в беседе с RT эксперт «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев.

Процентный возврат

Отметим, что для покрытия дефицита бюджета Минфин США выпускает специальные казначейские облигации (трежерис). Американские и зарубежные инвесторы покупают ценные бумаги и получают по ним стабильный доход, по сути, предоставляя свои деньги в долг американской экономике. Эти средства идут на погашение бюджетного дефицита.

Доходность казначейских облигаций зависит от установленной в стране процентной ставки. Примечательно, что в 2020 году ФРС США снизила ставку с 1,5—1,7% до 0—0,25% годовых. Регулятор проводит такую политику для стимулирования экономики: кредиты становятся дешевле, а деловая и потребительская активность начинает расти.

Может превысить $300 трлн: эксперты прогнозируют достижение рекордных значений мирового долга к середине 2022 года

Между тем вслед за снижением процентной ставки ФРС в США резко опустились и доходности трежерис. По данным Минфина Штатов, с января по июль 2020-го проценты по американским госбумагам с десятилетним сроком погашения упали с 1,9 до 0,5% годовых. В результате этого заметно снизилась и стоимость обслуживания новых долгов.

Как рассказал RT аналитик ГК «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв, дополнительное давление на доходности казначейских бумаг США в 2020 году оказывал высокий приток инвестиций в трежерис. Так, в условиях мирового кризиса многие инвесторы активно скупали госбумаги Штатов для более надёжного сбережения денег.

Впрочем, по мере ослабления карантинных мер и старта вакцинации от коронавируса в мире глобальная экономика начала постепенно восстанавливаться. На этом фоне инвесторы стали массово выводить деньги из казначейских облигаций США и вкладывать средства в другие финансовые активы.

В результате оттока инвестиций доходность трежерис начала стремительно расти и на сегодняшний день вернулась к отметке 1,4% годовых. Таким образом, американскому правительству стало дороже занимать новые деньги на рынке.

«Для обслуживания текущих долгов Штатам приходится брать новые займы. Однако занимать деньги под 0,5% годовых или рефинансировать старый долг под низкие проценты, как в 2020 году, будет невозможно, когда вирус останется позади. ФРС США смогла по максимуму извлечь пользу из кризиса, моментально опустив процентные ставки почти до нуля, но платить инвесторам жалкие гроши и дальше за их добровольные вложения в экономику США уже не удастся», — отметил Пушкарёв.

По прогнозу американского правительства, в 2021 году стоимость обслуживания госдолга США увеличится на $2 млрд — до $378 млрд, а в 2022-м приблизится к отметке $400 млрд. На этом фоне выплата процентов по долгам будет становиться всё более обременительной для американского бюджета, считает Виктор Супян. В результате экономика страны может столкнуться с целым рядом финансовых рисков в долгосрочной перспективе.

«Первый риск — это нехватка средств на регулярные выплаты по госдолгу и трудности с текущими платежами. Помимо этого, в случае возникновения новой турбулентности в мировой экономике некоторые страны, например Китай, который находится в сложных отношениях с США, могут начать выводить деньги из американского госдолга. Пекин уже проводил подобные манипуляции, а если они будут происходить часто, это может вызвать определённую напряжённость в американской экономике», — заключил Виктор Супян.

Читайте так же:
Yandex код счетчика уже установлен

Долг США и чем он опасен?

Долг США

В интернете, на телевиденье и в глазетах различные мнения и статьи про долг США появляются с завидной частотой. Профессиональные аналитики, политики и экономисты, ровно как и обыватели, из года в год пророчат «неминуемый финансовый крах Америки», однако он всё не наступает и не наступает.

Да и не парадоксален ли сам факт: сильнейшая экономика мира, однако чьи долги превышают долги любой другой страны. Но, как оказывается при ближайшем рассмотрении, даже нынешний госдолг США не является серьезной угрозой, которая реально могла бы пошатнуть положение Америки.

Что такое «госдолг США»?

Государственный долг США – это невыплаченные займы федерального правительства. Это понятие очень тесно связано с понятием дефицита государственного бюджета.

Когда доходы государства не могут полностью покрыть его расходы, образуется разница, которую нужно заместить каким-то иным способом. Тогда государство просит денег у физических или юридических лиц, либо же других государств.

Простыми словами сделка выглядит так: государство просит денег взаймы, обязуясь вернуть сумму с процентами. Если же дефицит бюджета сохраняется на протяжении нескольких лет, то в таком случае гос. задолженности только растут, и страна попадает в своеобразный замкнутый круг.

Несмотря на это, в настоящем времени США не грозит никакая серьезная опасность экономической нестабильности, а жить в условиях значительного госдолга США уже просто-напросто привыкли и адаптировались.

Такая опрометчивость связана и с предоставлением не совсем точной (уж по незнанию или специально) информации. Когда говорят, что внешний долг США является наибольшим в мире, одновременно и врут, и говорят правду – парадокс.

Если посмотреть на абсолютную величину, то да, действительно, сумма, которую Америке придется вернуть своим заемщикам, равняется немногим более 19 трлн долларов.

По этому показателю ни одна страна даже близко не приближается к США: долг всех стран ЕС составляет и то меньше. Однако для объективной оценки прибегают к перерасчету займов относительно ВВП, что учитывает финансовые возможности и экономическое могущество страны.

Так вот уже по такой градации Америка не входит даже в первую десятку мировых должников! Однако чтобы понять, как в реальном времени США удается не просто справляться с долгами, но и уверенно удерживать пальму экономического первенства, нужно немного проследить этот процесс.

Госдолг США наглядно (видео):

История госдолга США

Внешний долг США всегда изменялся довольно динамично, то значительно падая, то резко поднимаясь. Его пик, который с тех пор не удавалось достичь снова, припал в США на послевоенный 1946 год – тогда по займам Америка должна была вернуть сумму, составляющую 121% ВВП.

Однако стремительный и стабильный экономический рост с 50-х по 80-е обеспечил существенное снижение затрат и сбросил этот показатель практически на 100 пунктов – до 33–36%.

Однако долг США в начале 80-х начал стремительно расти. Связанно это было с началом президентства Рональда Рейгана, который сократил налоги и увеличил расходы на военную сферу.

С тех пор постоянный дефицит федерального бюджета приводил только к увеличению задолженностей, ведь достичь позитивного бюджета за более, чем последние 40 лет удалось всего на протяжении 1998–2001 годов.

Последние два президента Америки – Обама и Буш-младший – также возглавляют антирейтинг президентов, за время чьей каденции темпы роста задолженностей были рекордными.

С 2000 до 2015 сумма долга увеличилась в 3,5 раза. Сокращать расходы сейчас правительство тоже не намеренно. Сейчас наблюдается тенденция только на рост этих показателей, поэтому речи об уменьшении займов пока что не идет.

Структура займов

Одним из самых волнующих вопросов является следующий: «А кому всё же должны США?». Однако ответ на него наверняка удивит – самим себе:

  • Одной третью суммы (около 30%) владеют государственные организации, например, Фонд социального страхования.
  • Вторую треть суммы (порядка 37%) Америка должна выплатить собственным гражданам и компаниям: физическим лицам, банкам, инвесторам и другим.
  • И только лишь одну третью (до 33%) Штаты действительно задолжали иностранным правительствам.
Читайте так же:
Может ли быть счетчик неисправен

Однако значительная часть долга, которая сосредоточена внутри страны, также может нести в себе подводные камни. Дело в том, что облигации правительства выкупают те, кому это по карману, то бишь и без того обеспеченные слои.

Возвращать долги государство будет им же, однако уже с процентами, а, значит, заемщики не только вернут свои деньги, но и получат еще большие суммы.

Возвращение долгов закладывается в бюджет, а потому выходит так, что деньги, которые могли бы пойти на социальное обеспечение или развитие здравоохранения, образования или культуры пойдут на оплату долгов и без того состоятельным заемщикам.

А вот уровень жизни простого населения за счет такого урезания бюджета если не снизится, то уж точно не вырастет. На выходе получаем главную несправедливость современного мира, когда «богатые богатеют, а бедные беднеют».

Крупнейшие держатели госдолга США

Бомба замедленного действия или обычное дело?

В мире сложных финансовых перипетий ничего не бывает однозначно. Внешний долг США стал ареной для столкновения двух диаметральных позиций: одни утверждают, что никакой опасности он в себе не несет, другие же видят в нем едва ли причину для тотального коллапса в стране. Попробуем разобраться объективно.

Чем больше денег задолжала страна – тем больше она должна возвращать. Используя это нехитрое правило несложно предугадать, что с ростом выплат по долгам, придется либо урезать социальные выплаты, либо повышать налоги.

На следующие 20 лет приходится выход на пенсию поколения беби-бума, а потому гарантировать стабильные пенсии и пособия всем гражданам в том объеме, в котором Америка осуществляет их сейчас, страна просто не сможет.

В долгосрочной перспективе это чревато различными неблагоприятными мерами для населения: повышением налогов или пенсионного возраста, отменой пенсий для людей, которые имеют высокий доход, а также рядом других действий.

И хотя внешний долг США продолжает неуклонно расти, правительство старается принимать меры для снижения темпов этого роста.

Чтобы полностью сократить эту негативную тенденцию, понадобится урезать государственные расходы США на 35%, что является фантастической цифрой, которая не может быть достигнута.

Для улучшения экономической ситуации используются различные методы: объединение, продление, реструктуризация долгов.

Отношение американцев к этой проблеме

Сами американцы прекрасно осведомлены о своей ситуации: существует множество сервисов, где можно отслеживать долг США онлайн.

Помимо этого, еще в 1989 году в Нью-Йорке было установлено табло, на котором непрерывно отображается долг США и его рост.

Многие считают это настоящей проблемой экономики и опасаются за возможные последствия, однако расточительная политика последних президентов, курс на урезание, а не увеличение налогов, а также сохранение социальных гарантий пока что позволяют сохранять общественное спокойствие.

Видео

Американцы о госдолге США (ЧижNY)

Государственный долг США — проблема кредиторов

По данным Казначейства США, на 18 февраля 2021 года государственный долг США составил $27 894 млрд, год назад на эту же дату — $23 308 млрд. За год он увеличился на $4 586 млрд. По отношению к ВВП госдолг составляет 129,8%.

По данным Казначейства США, на 18 февраля 2021 года государственный долг США составил $27 894 млрд, год назад на эту же дату — $23 308 млрд.

Величина долга

В ближайшее время власти США потратят дополнительные $1,9 трлн. по новой программе помощи экономике. А значит, к концу текущего года американский госдолг может вырасти на очередные более чем $4 трлн. и приблизиться к отметке 150% от ВВП.

Рост долга будет связан с тем, что и без программ помощи бюджет США имел бы дефицит на уровне $1 трлн. в этом году. К тому же, в конце прошлого года в США уже был принят так называемый второй пакет помощи экономике на $900 млрд.

Государственный долг США в этом году может вырасти еще больше, поскольку Джо Байден в январе обещал еще одну программу, которая будет включать в себя значительные расходы на развитие экономики.

Долг долгу рознь

Возникают справедливые мысли, что США уже не смогут расплатиться со своим долгом, и что Америка де-факто чуть ли не банкрот. Ведь, к примеру, долговой кризис в Европе начался тогда, когда государственный долг Греции достиг 115% ВВП. Долг США уже сейчас больше и будет только расти.

Но мало кто знает, что общий объем государственного долга США можно разделить на две части — публичный и самим себе. Ведь значительной долей долга США владеют так называемые «внутриправительственные холдинги», самым крупным из которых является государственный «Social Security Trust Fund». Общая величина долга, которым владеют государственные фонды, на 18 февраля составляла $6 106 млрд.

Читайте так же:
Дтэк днепрооблэнерго замена счетчиков

За вычетом части долга, которым владеют сами США, то есть США должны сами себе, величина так называемого публичного долга составляет уже $21 815 млрд. или около 100% ВВП, а не 129,8% ВВП.

Нужно учитывать, что ФРС США владеет долгом в размере $4 824 млрд. Если вычесть и эту величину, то уровень чистого публичного долга упадет до $16 991 млрд., что уже составит около 80% ВВП. Таким образом, ситуация с долгом уже перестает быть критичной для Америки. Даже если в текущем году долг вырастет, то значительную его долю выкупит ФРС США. А значит объем чистого публичного долга не превысит 100% ВВП.

Процент имеет значение

Важная деталь — США занимают под очень низкий процент. К примеру, сейчас доходность по десятилетним облигациям составляет 1,5% годовых. Средняя доходность этих облигаций за последние 10 лет — 2% годовых. По 5-летним облигациям текущая доходность равна 0,65%, по коротким облигациям сроком 6 месяцев — всего 0,05%.

В 2021 году в бюджете США заложены расходы по обслуживанию долга на уровне $378 млрд. Это 7,8% от расходов федерального бюджета или 1,7% ВВП США.

Для сравнения: в 2008 году, когда долг США был значительно меньше, а ставки выше, Штаты заплатили по долгу $252 млрд., что также было равно 1,7% ВВП. При этом общая величина долга тогда составляла менее 70% ВВП.

Нужно учитывать и то, что ФРС США хоть и получает проценты по купленным у казначейства облигациям, но в конце концов регулятор выплачивает свою прибыль обратно Казначейству США. А за счет этого весь портфель на балансе ФРС де факто имеет нулевую стоимость для Казначейства США.

К примеру, в прошлом году ФРС вернул Министерству финансов в виде своей прибыли $88 млрд. И, если учесть этот фактор, исключая операции с ФРС, то общий объем обременений сократится до $300 млрд. и 1,4% ВВП.

Поэтому на данный момент госдолг США не является проблемой для Америки. США могут жить, как сейчас, очень долго. Американский долг сейчас стоит не больше, чем 5 и 10 лет назад. А в конечном итоге важно не то, какова величина долга, а сколько стоит его обслуживание.

Долг — это проблема кредитора

Но текущие условия будут меняться. Для долга США самым важным показателем будет изменение уровня инфляции. Поскольку инфляция будет влиять на уровень доходности по казначейским облигациям США.

То, что ФРС за период пандемии напечатала и еще напечатает большой объем денег, в будущем приведет к росту инфляции и из-за этого ставки по казначейским облигациям США будут расти. Для Казначейства США рост инфляции скорее будет благом, а не проблемой.

Ведь для Казначейства не важно, как меняется цена на ранее выпущенные облигации. Например, если в 2018 году Казначейство продало облигацию сроком на 10 лет с купоном 2%, то по этой облигации Минфин США продолжит платить 2%, что бы не случилось. А это значит, что для должника в виде правительства США весь старый долг будет стоить так же, как и раньше, по тем ставкам, по которым он был выпущен.

Доходность по старым долгам будет расти, за счет снижения стоимости облигаций. Но это уже проблема не должника, а тех, кто владеет этим долгом. При росте инфляции и падении цен на облигации, убытки понесут кредиторы, а не заемщик. И это очень важный момент.

Все разговоры о том, что США банкрот, исходят из позиции, что кредиторы США не получат убыток. Но при росте инфляции убыток получат именно те, кто владеет долговыми бумагами с очень низкой ставкой. Инфляция будет просто обесценивать весь ныне существующий долг США с убытком для владельцев долга, а не для США. И это уже происходит.

Ведь буквально недавно доходность по 10-летним облигациям США составляла 1% при инфляции 1,4%. Соответственно, инвесторы в трежирис имели отрицательную доходность, то есть убыток.

Читайте так же:
Методика поверки счетчика а1200

Поэтому ныне существующий долг в размере $27,8 трлн. не является проблемой для США, поскольку он стоит очень дешево. А риски по росту инфляции несут кредиторы, а не заемщик.

Рефинансирование и новый долг

Конечно же, для США не все так гладко: при росте инфляции проблемы все же будут. Но возникнут они уже по новым долговым бумагам. Ведь даже если США в будущем уже не будут запускать новые программы помощи экономике, у бюджета страны все равно сохранится дефицит, который будет покрываться за счет новых займов.

Старые долговые бумаги будут гаситься и взамен Казначейству США необходимо будет выпускать новые бумаги, то есть рефинансировать долг. И все это властям США нужно будет делать уже по новым более высоким ставкам.

Около $5 трлн. долга США сконцентрировано в коротких облигациях сроком менее года. Соответственно, в течение года весь этот объем нуждается в рефинансировании. Также ежегодно Америке нужно рефинансировать и длинные облигации, которые размещаются на срок более года. А это примерно еще около $3 трлн. в год.

Нужно будет финансировать текущий дефицит бюджета на примерно триллион долларов. Всего, даже без учета программ помощи и без индексации на инфляцию, в предстоящие годы Америке ежегодно придется рефинансировать от 8 до 10 трлн. долларов долга. По новому долгу ставки, а значит и цена обслуживания, будут расти.

ФРС спасет

Но и тут для США нет катастрофы. Поскольку весь долг номинирован в долларах. А потому у Казначейства США всегда есть возможность получить помощь от ФРС США. ФРС всегда может напечатать еще долларов по очередной программе QE.

Да, возможно инфляция разгонится в будущие годы до 5% или 10%, а может и до 15% в год. ФРС будет повышать свою ставку, но одновременно с этим регулятор может проводить количественное смягчение (QE). То есть, одной рукой ФРС будет изымать ликвидность, а другой — печатать.

А с такой политикой ФРС, как и сейчас, создаст искусственный дополнительный спрос на долговые бумаги США. Доходность даже по новым выпускам облигаций, вероятно, будет ниже уровня инфляции. К примеру, инфляция будет 8%, а доходность по новым выпускам 10-летних облигаций — 7%. И тогда, как и сейчас, убыток будут получать держатели долга, а не США.

Темная сторона

Но во всем этом есть другой минус. Именно из-за текущего огромного долга Америке будет сложно бороться с растущей инфляцией. Ведь, если бы не было большого долга, и на балансе ФРС не было бы казначейских бумаг, то изъять излишние доллары регулятор мог бы просто повысив ставку.

В текущей же ситуации доллары, которые были напечатаны для выкупа облигаций, невозможно изъять из системы путем повышения ставки. Чтобы изъять эти доллары, ФРС должен продать облигации со своего баланса, а этого не произойдет без ущерба для долгового рынка.

Поэтому ставка, как инструмент по регулированию объема ликвидности и как инструмент борьбы с инфляцией, сейчас уже не так важна. Можно даже сказать, что повышение ставки будет даже бесполезно, ведь это действие не сможет сократить объем денежной массы.

Плюс к этому при росте инфляции ФРС не просто не сможет изъять излишние доллары, а будет вынуждена напечатать их еще для поддержки долгового рынка США. Потому перед ростом инфляции финансовые власти США сейчас, можно сказать, безоружны из-за большого государственного долга. Более того, отчасти именно размер государственного долга и то, что ФРС стала его монетизировать, и станет причиной роста инфляции.

Возможно, власти США все это прекрасно осознают. А потому в данный момент тратят деньги и занимают с легкостью, пока эти займы стоят дешево. И поэтому ФРС, как мантру, повторяют, что ставки будут низкими длительное время, несмотря на рост инфляции.

Они видимо уже поняли, что инфляция неизбежна и они перед ней безоружны. Но это не проблема государственного долга для США. Это проблема для кредиторов США, потому что именно они и получат убыток.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector