Асинхронная загрузка JavaScript — ускоряем загрузку страниц
Асинхронная загрузка JavaScript — ускоряем загрузку страниц
Современные веб-страницы сильно перегружены файлами javascript. Это ведет к замедлению загрузки и последующего отображения страницы. В худших условиях (медленное подключение к Интернету, много javascript файлов) посетителю сайта приходится ждать до 30 секунд.
HTML устроен так, что веб-страница загружается, синхронно (строка за строкой) загружая по очереди все включенные в html-код элементы. Таким образом, загрузка тормозится в местах с javascript строками.
Выход есть: поместить явавские строки в конец html документа (следовательно их загрузка будет происходить после прорисовки всей страницы) и только после этого содержимое блоков будет отображено в нужных местах. Это называется асинхронная загрузка JavaScript. Все серьезные проекты сегодня стараются как можно быстрее перейти на новую технологию загрузки. Тем более, что это абсолютно легко.
Есть несколько подходов. Начну по порядку.
JavaScript: синхронная загрузка скрипта
Загрузка javascript файла осуществляется так:
Асинхронная загрузка скрипта HTML5
Стандарт HTML5 поддерживает возможность асинхронной загрузки скриптов, что может значительно ускорить общее время получения страницы. Просто добавьте async или defer.
Чем же отличаются атрибуты async и defer
В обоих случаях мы получаем асинхронную загрузку скриптов. Разница заключается только в моменте, когда скрипт начинает выполнятся. Скрипт с атрибутом async выполнится при первой же возможности после его полной загрузки, но до загрузки объекта window. В случае использования атрибута defer – скрипт не нарушит порядок своего выполнения по отношению к остальным скриптам и его выполнение произойдет после полной загрузки и парсинга страницы, но до события DOMContentLoaded объекта document.
К сожалению, этот механизм на сегодняшний день не работает во всех браузерах (особенно это касается IE). Также не будет работать, если в файле script.js есть строки document.write.
Асинхронная загрузка javascript скриптом от Google
Как известно всем мастерам, Google уделяет особое внимание скорости загрузки сайтов, и понижает медленные в поисковой выдаче. Что бы помочь, Гугл разработал специальный скрипт, при помощи которого можно сделать асинхронную загрузку javascript.
Чтобы использовать, просто заменяем
<script src=”…”>
на
<script extsrc=”…”>
И подключаем файл скрипта extsrc.js
К сожалению, этот способ тоже не подойдет к файлам с document.write
Лучшая рабочая асинхронная загрузка javascript
Универсальный способ для всех браузеров. Работает даже с document.write
В том месте страницы, где нужно реально отобразить наш элемент создаем пустой div блок:
В самом конце страницы перед </body> вставляем скрипт для асинхронной загрузки файлов:
В самых старых версиях IE (6 и ниже) асинхронная загрузка к сожалению не работает, но таких пользователей уже практически нет. Все остальные браузеры и сервисы успешно пользуются современной ускоренной загрузкой web-страниц.
almix
Разработчик Loco, автор статей по веб-разработке на Yii, CodeIgniter, MODx и прочих инструментах. Создатель Team Sense.
Счётчик (электроника)
Счётчик числа импульсов — устройство, на выходах которого получается двоичный или двоично-десятичный код, определяемый числом поступивших импульсов. Счётчики могут строиться на двухступенчатых D-триггерах, T-триггерах и JK-триггерах.
Основной параметр счётчика — модуль счёта — максимальное число единичных сигналов, которое может быть сосчитано счётчиком. Счётчики обозначают через СТ (от англ. counter).
Содержание
Классификация [ править | править код ]
- по числу устойчивых состояний триггеров
- на двоичных триггерах
- на троичных триггерах [1]
- на n-ичных триггерах
- двоично-десятичные (декада);
- двоичные;
- с произвольным постоянным модулем счёта;
- с переменным модулем счёта;
- суммирующие;
- вычитающие;
- реверсивные;
- с последовательным переносом;
- с ускоренным переносом;
- с параллельным ускоренным переносом;
- со сквозным ускоренным переносом;
- синхронные;
- асинхронные;
Двоичные счётчики [ править | править код ]
Известно, что счётный триггер делит частоту входных импульсов на два. Сопоставив этот факт с указанной выше закономерностью, видим, что счётчик может быть построен в виде цепочки последовательно включённых счётных триггеров. Заметим, кстати, что согласно ГОСТу входы элементов изображаются слева, а выходы справа. Соблюдение этого правила ведёт к тому, что в числе, содержащемся в счётчике, младшие разряды расположены левее старших.
Двоичные счётчики с параллельным переносом и соседним кодированием [ править | править код ]
Выше рассмотрены схемы двоичных последовательных счётчиков, то есть таких счётчиков, в которых при изменении состояния определённого триггера возбуждается последующий триггер, причём триггеры меняют свои состояния не одновременно, а последовательно. Если в данной ситуации должны изменить свои состояния n триггеров, то для завершения этого процесса потребуется n интервалов времени, соответствующих времени изменения состояния каждого из триггеров. Такой последовательный характер работы является причиной двух недостатков последовательного счётчика: меньшая скорость счёта по сравнению с параллельными счётчиками и возможность появления ложных сигналов на выходе схемы. В параллельных счётчиках синхронизирующие сигналы поступают на все триггеры одновременно.
Последовательный характер переходов триггеров счётчика является источником ложных сигналов на его выходах. Например, в четырёхразрядном счётчике, ведущем счёт в обычном четырёхразрядном двоичном коде с «весами» разрядов 8-4-2-1, при переходе от состояния 7 10 = 0111 2
=0111_<2>> к состоянию 8 10 = 1000 2 =1000_<2>> на выходе появится следующая последовательность состояний: Это означает, что при переходе из состояния 7 в состояние 8 на входах счётчика на короткое время появятся коды, соответствующие состояниям 6; 4; 0. Смена этих промежуточных состояний может вызвать ложную работу других логических схем, например, если к такому счётчику подключён дешифратор, то на его выходах 0, 4, 6 могут кратковременно возникнуть активные состояния, которые могут ложно изменить состояния подключённых к ним по входам других триггеров — это нежелательное явление называют логическими «гонками» или «гонками сигналов». Исключить гонки можно, применяя счётчики с соседним или противогоночным кодированием состояний, например, считающие в рефлексивном коде Грея.
С целью уменьшения времени протекания переходных процессов можно реализовать счётчик в варианте с подачей входных счётных импульсов одновременно на все триггеры. В этом случае получим счётчик с параллельным переносом.
По схемам счётчиков с параллельным переносом строятся счётчики, задержка переключения одного триггера у которых соизмерима с периодом считаемых импульсов.
Пример. Если задержка переключения одного триггера 30 нс, то при построении счётчика по схеме с последовательным переносом более чем четырёхразрядного, работающего в обычном двоичном коде, при периоде счётных импульсов 120 нс и ниже начнутся сбои счёта, перенос не успевает распространиться по цепочке триггеров до прихода очередного счётного импульса.
В счётчиках с параллельным переносом на информационные входы триггеров подаются сигналы, являющиеся логической функцией состояния счётчика и определяющие конкретные триггеры, которые должны изменить своё состояние при данном входном импульсе. Принцип стробирования сводится к следующему: триггер меняет своё состояние при пропускании очередного импульса синхронизации, если все предыдущие триггеры находились в состоянии логической единицы.
Параллельные счётчики имеют более высокое быстродействие по сравнению с последовательными, поскольку логическая функция от текущего состояния счётчика и счётного импульса поступают на переключающие входы всех триггеров одновременно.
Максимальным быстродействием обладают синхронные счётчики с параллельным переносом, структуру которых найдем эвристически, рассмотрев процессы прибавления единицы к двоичным числам и вычитания её из них.
Счётчики с последовательно-параллельным переносом [ править | править код ]
В связи с ограничениями на построение счётчиков с параллельным переносом большой разрядности широкое распространение получили счётчики с групповой структурой, или счётчики с последовательно-параллельным переносом. Разряды таких счётчиков разбиваются на группы, внутри которых организуется принцип параллельного переноса. Сами же группы соединяются последовательно с использованием конъюнкторов, формирующих перенос в следующую группу при единичном состоянии всех триггеров предыдущих. При единичном состоянии всех триггеров группы приход очередного входного сигнала создаст перенос из этой группы. Эта ситуация подготавливает межгрупповой конъюнктор к прямому пропусканию входного сигнала на следующую группу.
В наихудшем для быстродействия случае, когда перенос проходит через все группы и поступает на вход последней,
где ĺ — число групп, tГР — время установления кода в группе.
В развитых сериях ИС обычно имеется по 5…10 вариантов двоичных счётчиков, выполненных в виде четырёхразрядных групп (секций). Каскадирование секций может выполняться путём их последовательного включения по цепям переноса, организации параллельно-последовательных переносов или для более сложных счётчиков с двумя дополнительными управляющими входами разрешения счета и разрешения переноса путём организации параллельных переносов и в группах, и между ними.
Особенностью двоичных счётчиков синхронного типа является наличие ситуаций с одновременным переключением всех его разрядов (например, для суммирующего счётчика при переходе от кодовой комбинации 11…1 к комбинации 00…0 при переполнении счётчика и выработке сигнала переноса). Одновременное переключение многих триггеров создаёт значительный токовый импульс в цепях питания ЦУ и может привести к сбою в их работе. Поэтому в руководящих материалах по использованию некоторых БИС/СБИС программируемой логики, в частности, имеется ограничение на разрядность двоичных счётчиков заданной величиной k (например, 16). При необходимости применения счётчика большей разрядности рекомендуется переходить к коду Грея, для которого переходы от одной кодовой комбинации к другой сопровождаются переключением всего одного разряда. Правда, для получения результата счета в двоичном коде придётся использовать дополнительно преобразователь кода, но это является платой за избавление от токовых импульсов большой интенсивности в цепях питания.
Асинхронная загрузка CSS и JavaScript
Асинхронная загрузка внешних CSS- и JS-ресурсов способствует увеличению скорости загрузки сайта и отображения веб-страниц в браузере, обеспечивая загрузку и выполнение файлов в фоновом режиме без блокировки рендеринга
Содержание
Прежде, чем приступать к реализации асинхронной загрузки CSS- и JS-файлов, рекомендуем ознакомиться со значением структуры кода веб-страниц по отношению к скорости загрузки сайта.
Что такое асинхронная загрузка?
Процесс отображения страницы сайта в браузере сопровождается задержками (Render Blocking) всякий раз, когда браузер обнаруживает внешние CSS- и JS-ресурсы в тегах link и script соответственно. Это приводит к тому, что некоторое время пользователь находится в ожидании отображения веб-страницы на экране до момента, пока не загрузятся и не выполнятся файлы, препятствующие её отображению.
Например, блок head веб-страницы имеет следующее содержание:
Результаты анализа данной страницы в сервисе PageSpeed Insights обязательно будут содержать рекомендацию «Удалите код JavaScript и CSS , блокирующий отображение верхней части страницы»:
Это значит, что отображение страницы в браузере не начнётся, пока все внешние CSS- и JS-файлы, указанные в теге head , не будут загружены и применены.
Во избежание задержки отображения страницы применяется асинхронная загрузка файлов CSS и JavaScript, обеспечивающая безостановочный процесс отображения страницы в браузере.
Асинхронная загрузка JavaScript
Обеспечить асинхронную загрузку JS-файлов можно с помощью атрибутов defer или async тега script . В обоих случаях загрузка JS-файлов не задерживает отображение страницы, отличие заключается в моменте выполнения скрипта.
Тег SCRIPT без атрибутов (синхронная загрузка JS)
Если тег script применяется без атрибутов defer или async , то загрузка скрипта задерживает процесс отображения (рендеринг) страницы до того момента, пока он не будет загружен и выполнен.
Задержка рендеринга страницы в браузере обеспечивает выполнение скриптов в порядке их указания в HTML-коде.
Тег SCRIPT с атрибутом ASYNC (асинхронная загрузка JS)
Атрибут async обеспечивает асинхронную загрузку внешнего JS-файла: файл будет загружен и выполнен в фоновом режиме без задержки отображения страницы.
При применении тегов script с атрибутом async следует помнить, что порядок выполнения скриптов (если JS-файлов несколько) не сохраняется: они будут выполняться по окончании их загрузки вне зависимости от их порядка в HTML-коде. Это может привести к ошибкам и несрабатыванию скриптов.
Решением является объединение кода всех JS-файлов в один, или применение атрибута defer, если проблема касается только внешних файлов.
Тег SCRIPT с атрибутом DEFER (отложенная загрузка JS)
Атрибут defer обеспечивает отложенную загрузку внешнего JS-файла: файл будет загружен без задержки отображения страницы и выполнен по окончанию рендеринга.
Также применение атрибута defer , в отличие от async , сохраняет последовательность выполнения внешних скриптов:
Следует учитывать, что атрибут defer (как и async ) не откладывает выполнение встроенных в страницу скриптов: они будут проанализированы браузером и в случае, если файл JS-библиотеки, которую они используют, не будет загружен и исполнен, то и скрипты будут проигнорированы:
Для сайтов на CMS
Отличным решением обеспечения асинхронной загрузки скриптов для сайтов на Joomla, WordPress, Magento и Drupal является плагин JCH Optimize, позволяющий не только добавить атрибуты async и defer в теги script , но и объединять все внешние JS-файлы в один, а также размещать их перед закрывающим тегом body .
Асинхронная загрузка CSS
Загрузка и обработка браузером внешних файлов стилей также сопровождается блокировкой рендеринга страницы, избежать которую можно посредством их асинхронной загрузки. Сложность в том, что реализовать асинхронную загрузку CSS с помощью атрибутов тега, как это делается для JS-файлов, нельзя. Решить поставленную задачу можно различными способами с помощью JavaScript.
Посредством JS
Обеспечить асинхронную загрузку внешних CSS-файлов можно с помощью JavaScript без применения сторонних библиотек.
Для этого можно использовать следующую JS-функцию:
После объявления функции в коде нужно её вызвать соответствующее количеству CSS-файлов число раз:
Для применения данного способа разместите функцию и её вызов(ы) в теге script перед закрывающим тегом body :
С помощью jQuery
Если на странице применяется JS-библиотека jQuery, то для асинхронной загрузки CSS-файла можно применить следующий код:
Данный скрипт определяет, что по окончании рендеринга страницы в блок head необходимо вставить указанный тег link , определяющий CSS-файл, что обеспечит его асинхронную загрузку.
Если требуется асинхронно загрузить несколько файлов стилей, нужно перечислить их в JS-функции:
Важно понимать, что для выполнения указанного скрипта необходимо обеспечить предварительную загрузку jQuery. Тег script , содержащий ссылку на файл с jQuery, должен предшествовать указанному скрипту, иначе он не сработает, и стили не будут применены к странице:
При этом, если JS-файл с jQuery будет загружаться асинхронно (с применением атрибута async или defer ), то скрипт асинхронной загрузки CSS также не сработает, т. к. парсер браузера уже минует данный скрипт, не имея данных для его выполнения (jQuery в этот момент будет только на стадии загрузки):
Чтобы асинхронно загрузить JavaScript (jQuery) и CSS, можно применить следующий приём:
С помощью скрипта headJS
Существует ряд скриптов, созданных для реализации асинхронной загрузки как CSS-файлов, так и JS-файлов. Одним из таких скриптов является headJS.
Для его применения нужно скачать JS-файл и подключить его к странице:
Все перечисленные файлы будут асинхронно загружены и выполнены в указанном порядке.
Данный код нужно разместить в тег script . В коде страницы данный метод может выглядеть следующим образом:
Чтобы загружать асинхронно в том числе скрипт headJS, можно применить следующий способ:
Т. к. все перечисленные способы реализации асинхронной загрузки CSS-файлов реализуются посредством JavaScript, для подстраховки в код желательно вставить ссылки на эти файлы в теге noscript на случай, если браузер не выполняет JS-код:
Отложенная загрузка стилей
Каждый из предложенных способов откладывает загрузку стилей, в результате сперва происходит отрисовка страницы без их применения, после чего стили резко применяются, преображая страницу.
Во избежание этого нежелательного визуального эффекта необходимо извлечь из файлов стилей некоторое число CSS-свойств для HTML-элементов, формирующих видимую верхнюю часть страницы, и разместить их в теге style в блоке head .
Для сайтов на CMS
Обеспечить асинхронную загрузку CSS для сайтов на Joomla, WordPress, Magento и Drupal можно с помощью платной версии плагина JCH Optimize.
Использование асинхронного режима таймера 2. "Точные часы"
Все таймеры контроллера тактируются от основного тактового генератора, исходя из битов конфигурации контроллера это может быть внутренний RC генератор, внешний кварцевый резонатор или сигнал внешнего генератора. Также регистром TCNTn может управлять сигнал идущий со счетного входа Tn. В микроконтроллере Atmega8 есть один таймер, который имеет свой собственный генератор — это Таймер/счетчик 2, т.е. таймер может работать асинхронно от всей остальной периферии. Чтобы задействовать генератор Т2 необходимо подключить к выводам TOSC2 и TOSC1 кварцевый резонатор на рекомендуемую частоту 32768 Гц. Корпус этого кварца необходимо заземлить. Обычно асинхронный режим применяют для постройки часов реального времени, т.к. Т2 будет отдельно работать от основного ядра контроллера это значительно снижает энергопотребление процессора. Обслуживанием асинхронного режима работы Т2 занимается регистр ASSR, ниже показано назначение его битов:
AS2: Разрешение асинхронного тактирования Т2
Если AS2 = 0, то Т2 тактируется сигналом синхронизации ввода-вывода — clkI/O. Если AS2 = 1, то Т2 тактируется низкочастотным кварцевым генератором, связанного с задающим кварцем через выводы TOSC1 и TOSC2. При изменении значения AS2 содержимое регистров TCNT2, OCR2 и TCCR2 может быть нарушено.TCN2UB: Флаг занятости Т2 при обновлении
Если Т2 работает асинхронно и выполнена запись в TCNT2, то данный флаг устанавливается. После того, как содержимое TCNT2 обновляется из временного регистра, данный флаг сбрасывается аппаратно. Следовательно, когда TCN2UB=0, в TCNT2 может быть выполнена запись нового значения.OCR2UB: Флаг занятости регистра порога сравнения при обновлении
Если Т2 работает асинхронно и выполнена запись в регистр OCR2, то данный флаг устанавливается. По завершении обновления OCR2 из временного регистра данный флаг сбрасывается аппаратно. Если OCR2UB=0, то это означает готовность регистра OCR2 к записи нового значения.TCR2UB: Флаг занятости регистра управления Т2 при обновлении
Если Т2 работает асинхронно и выполнена запись в регистр TCCR2, то данный флаг устанавливается. По завершении обновления TCCR2 из временного регистра данный флаг сбрасывается аппаратно. Если TCR2UB=0, то это означает готовность регистра TCCR2 к записи нового значения.Из описания на контроллер Atmega8 можно узнать некоторые особенности по работе с данным режимом.
Если выполнить запись в любой из трех регистров Т2, когда соответствующий флаг занятости установлен, то обновляемое значение может быть нарушено и может стать причиной несанкционированного возникновения прерывания.
При переключении между асинхронным и синхронным тактовыми источниками Т2 содержимое регистров TCNT2, OCR2 и TCCR2 может быть нарушено. Во избежание этого необходимо придерживаться следующей безопасной последовательности переключения:
1.Отключить прерывания Т2 путем сброса бит OCIE2 и TOIE2.
2.Выбрать необходимый тактовый источник с помощью бита AS2
3.Выполнить запись новых значений в TCNT2, OCR2 и TCCR2.
4.При переходе в асинхронный режим тактирования дождаться сброса флагов TCN2UB, OCR2UB и TCR2UB.
5.Сбросить флаги прерывания Т2
6.При необходимости разрешить прерыванияГенератор оптимизирован под использование часового кварцевого резонатора на частоту 32768 Гц. Подключение внешнего тактового сигнала к выводу TOSC1 может сказаться на некорректности работы таймера. Тактовая частота ЦПУ должна быть минимум в четыре раза выше частоты данного генератора.Запись в любой из регистров TCNT2, OCR2 или TCCR2 происходит за два положительных фронта TOSC1, т.к. данные предварительно помещаются во временный регистр, а затем передаются по назначению. Необходимо предусмотреть, чтобы до окончания передачи содержимого временного регистра к назначенному регистру не выполнилась еще одна запись в этот регистр. Каждый из трех упомянутых регистров имеют свои индивидуальные временные регистры. Это означает, что, например, запись в TCNT2 не влияет на процесс записи в регистр OCR2. Чтобы определить в какой регистр была выполнена запись, реализован регистр асинхронного состояния ASSR.
Если экономичный режим или расширенный дежурный режим вводится после записи в TCNT2, OCR2 или TCCR2, то необходимо дождаться завершения обновления записанного регистра, в случае если Т2 используется для пробуждения из этих режимов. Иначе микроконтроллер перейдет в режим сна прежде чем вступят в силу желаемые изменения. Это особенно важно, если прерывание по результату сравнения Т2 используется для пробуждения микроконтроллера, т.к. функция отработки условия совпадения блокируется после записи в OCR2 или TCNT2. Если цикл записи не заканчивается и микроконтроллер переводится в режим сна прежде чем OCR2UB станет равным нулю, то микроконтроллер больше не будет прерываться при выполнении условия сравнения и, следовательно, не сможет пробудиться.
Если Т2 используется для пробуждения микроконтроллера из экономичного режима или расширенного дежурного режима, то, если требуется перевести данный микроконтроллер снова в один из этих режимов, необходимо учесть несколько особенностей. Для сброса логики прерываний требуется один такт TOSC1. Если интервал времени между пробуждением микроконтроллера и повторным вводом режима сна меньше чем один период TOSC1, то прерывание в дальнейшем не возникнет и микроконтроллер не сможет пробудиться. Если нет уверенности в прохождении достаточного времени перед повторным вводом в экономичный режим или расширенный дежурный режим, то необходимо придерживаться следующей последовательности действий, которая гарантирует прохождение одного периода TOSC1:
1.Запись значения в TCCR2, TCNT2 или OCR2.
2.Ожидание сброса соответствующего флага занятости при обновлении в регистре ASSR.
3.Ввод экономичного или расширенного дежурного режима.Если выбрана асинхронная работа, то генератор на 32768 Гц Т2 находится постоянно включенным, за исключением режима выключения и дежурного режима микроконтроллера. После сброса при подаче питания или пробуждения из режима выключения и дежурного режима программист должен учитывать, что для возобновления нормальной стабильной работы данного генератора требуется минимум 1 секунда. Таким образом, рекомендуется включить задержку минимум на 1 сек. перед использованием Т2 после подачи питания или выхода из режима выключения или дежурного режима. Содержимое всех регистров Т2 необходимо рассматривать как потерянное после подачи питания или пробуждения из указанных выше режимов из-за нестабильности тактового сигнала при запуске независимо от того, какой асинхронный источник используется (генератор или внешний сигнал на выводе TOSC1).
Выход микроконтроллера из экономичного и расширенного дежурного режимов при асинхронном тактирования Т2 происходит в следующей последовательности. Если выполняется условие прерывания, то инициируется процесс пробуждения следующим тактом синхронизации таймера, т.е. таймер минимум на 1 изменит свое состояние, прежде чем процессор получит доступ к его состоянию. После пробуждения микроконтроллер задерживается на 4 такта синхронизации ЦПУ, а затем переходит на вектор обработки прерывания, а по завершении процедуры его обработки возвращается к выполнению инструкции, следующей за SLEEP.
Чтение регистра TCNT2 сразу после пробуждения из экономичного режима (Power-save) может дать некорректный результат. Поскольку TCNT2 тактируется от асинхронного источника TOSC, то чтение TCNT2 должно быть выполнено через регистр, синхронизированный с внутренней синхронизацией ввода-вывода. Синхронизация выполняется каждый нарастающий фронт на TOSC1. При пробуждении из экономичного режима активизируется снова синхронизация ввода-вывода (clkI/O) и при чтении TCNT2 фактически будет считываться предыдущее значение (которое записано перед вводом в режим сна) до следующего нарастающего фронта на TOSC1. Фаза тактового сигнала TOSC после выхода из экономичного режима непредсказуема, т.к. зависит от момента пробуждения микроконтроллера. С учетом этого, при чтении содержимого TCNT2, рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:
1.По усмотрению записать произвольное значение или в регистр OCR2 или в TCCR2.
2.Дождаться сброса флага занятости при обновлении, соответствующего выбранному в п.1 регистру.
3.Выполнить чтение TCNT2.Во время асинхронной работы синхронизация флагов прерываний асинхронного таймера требует три такта синхронизации ЦПУ плюс один такт синхронизации таймера. Таким образом, как минимум таймер должен изменить свое состояние на 1 прежде чем процессор сможет считать его содержимое, вызывающее установку флагов прерываний. Выход генератора прямоугольных импульсов OC2 привязан к синхронизации таймера и не синхронизирован с тактированием ЦПУ.
В пример практической реализации данного режима таймера доработаем часы, программа для которых была написана на одном из прерыдущих занятий. Индикатор будет шестиразрядным, т.к. добавится отображение секунд. Для этого я доработал библиотеку для работы с шестиразрядным индикатором. Микроконтроллер работает от внутреннего генератора частотой 8МГц. Биты TCN2UB, OCR2UB, TCR2UB не используем т.к. нет необходимости. Кнопками SB1 и SB2 прибавляются значения часов и минут соответственно. При нажатии на SB1, SB2 одновременно меняется яркость индикатора.
Как было написано выше для активации асинхронного режима таймера выставляем бит AS2 в единицу, и подключаем кварц на 32768Гц. В обработчике прерывания по переполнению Т2, оно вызывается раз в секунду, инкрементируем значения секунд, потом минут и часов соответственно и выводим эти значения на индикатор. Ниже код программы с подробными комментариями: