Azotirovanie.ru

Инженерные системы и решения
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тепловое реле тока ТРТ

Тепловое реле тока ТРТ

УСТРОЙСТВО: состоит из изоляционного корпуса 12 или основания в котором шарнирно на оси 1 установлена U – образная биметаллическая пластина 13, она состоит из двух тонких металлических пластин, которые имеют разный коэффициент линейного удлинения при нагревании. Один конец пластины соединяется с регулировочным рычагом 5, а другой конец через круглую пружину 11 соединен с изоляционной поворотной колодкой 7, на одном конце которой установлен плоский подвижный контакт 10 замыкает два неподвижных контакта 9, от которых идут выводы для крепления проводов. В корпусе установлена кнопка с пружиной для ускоренного восстановления реле. Параллельно биметаллической пластине подсоединен шунт. ТРТ фазорасщепителя имеют встроенный трансформатор тока ко вторичной обмотке которого подключена биметаллическая пластина. Первичная обмотка представляет собой шину, включенную последовательно в двигательную фазу. Биметаллическая пластина вместе с шунтом включаются последовательно в одну из фаз обмотки статора (на схеме обозначаются полукруглой скобкой). Блокировки двух ТРТ статорных обмоток (например 141 и 143, рисунок ниже)включаются последовательно на катушку управления контактором вспомогательной машины (например 127 МВ1).

РАБОТА: при нормальных режимах, когда ток в фазах ротора не превышает расчетного значения, биметаллическая пластина 13 не нагревается. При коротких замыканиях между фазами или между витками фазы статора, ток увеличивается, превышает расчетное значение и биметаллическая пластина 13 нагревается, стремясь выпрямиться. Один конец пластины, связанный с рычагом 5, остается неподвижным, а второй конец пластины поворачивается, сжимает пружину 11, которая в определенный момент резко поворачивает изоляционную колодку, размыкая подвижную блокировку 10 в цепи катушки контактора – контактор выключается. При этом снимается напряжение с обмотки статора и прекращается аварийный режим. После размыкания цепи биметаллическая пластина остывает и поворачивается обратно и через 3÷3,5 мин. Блокировка замыкается, то емть ТРТ самовосстанавливается.

Для ускорения восстановления после срабатывания надо нажать кнопку на корпусе, колодка 7 под действием штока повернется и пружина 11 замкнет блокировку.

ТРТ допускает кратковременное увеличение тока в обмотках статора до 15÷20 сек., за это время пластина нагревается, но блокировка не успевает разомкнуться – это необходимо при запуске вспомогательных машин, так как пусковой ток асинхронных двигателей в 5÷6 раз превышает номинальный. Рычагом 5 регулируют ток и время срабатывания, которые не постоянны и зависят от температуры окружающей среды.

Рекомендуется весной и осенью устанавливать рычаг по шкале в положение «0». Летом устанавливать в положение «+3», а зимой в «-3».

ПРИМЕНЕНИЕ НА ВЛ-80с: используются в цепях всех асинхронных двигателей, расположены на панели №1 рядом с соответствующим контактором, запускающим асинхронный двигатель, за исключением двух ТРТ 153 и 155 маслонасоса, которые расположены на панели №2. Номинальные токи и токи срабатывания ТРТ:

  1. Фазорасщепитель — Iном / Iср = 155 / 930 А.
  2. Мотор – компрессор и мотор – вентиляторы — Iном / Iср = 110 / 660 А.
  3. Масло – насос — Iном / Iср = 9 / 54 А.

ПРИМЕНЕНИЕ НА ЭП1М:

КК7, КК8 – защита маслонасоса на низкой частоте, расположены на Б №12 с обратной стороны;

КК15, КК16 – могут применятся для защиты двигателя МК1, расположены на Б №12;

КК18, КК19 – могут применятся для защиты двигателя МК2,расположены на Б №12;

КК23 – защита электросчетчика отопления поезда, расположено на Б №4;

Схема теплового реле с трансформаторами тока

Однофазное тепловое реле типа ТРТ-136 производства ЧЭАЗ год выпуска 1959.

Однофазное электротепловые реле типа ТРТ

Однофазные токовые электротепловые реле ТРТ предназначены для защиты электродвигателей от перегрузок недопустимой продолжительности. Тепловые реле ТРТ не предназначены для защиты от токов короткого замыкания.

Реле тока электротепловое ТРТ-136 1959 г.в. производства Чебоксарского Электроаппаратного завода (ЧЭАЗ)

Разработчик и производитель: Чебоксарский электроаппаратный завод (ЧЭАЗ). Выпуск реле ТРТ начат в 50-х годах.
Тепловые реле ТРТ производятся по сей день на ЧЭАЗ.
Реле ТРТ выпускались по техническим условиям ТУ 647-1753-51, затем по МРТУ 647-1753-65, затем по ТУ 16-523.594-80.

Аппаратура (техника) в которой применялось реле

Конструкция и принцип действия

Электротепловое реле ТРТ состоит из следующих основных частей: биметаллического элемента; корпуса; механизма выбора уставки; механизма возврата контактов; контактной системы; присоединительных пластин (зажимов); нагревательного элемента; трансформатора тока.
Биметаллический элемент имеет П-образную форму и посажен на ось. На один конец биметаллического элемента опирается цилиндрическая винтовая пружина сжатия, второй конец пружины опирается на изоляционную колодку с подвижным контактным мостиком. Второй конец биметаллического элемента соединен с механизмом выбора уставки, который позволяет регулировать ток срабатывания путем изменения натяга биметаллического элемента.
Изоляционная колодка с контактным мостиком закреплена на оси, над колодкой размещена кнопка возврата контактов реле в исходное состояние. Контакты реле выполнены из серебра.
Все элементы реле ТРТ заключены в пластмассовый корпус и закрыты плоской пластиной, выполненной из гетинакса и прикрученной к корпусу тремя винтами.

Рисунок 1. Общий вид электротеплового реле серии ТРТ

Рисунок 1. Общий вид электротеплового реле серии ТРТ
1 – корпус; 2 – элемент биметаллический; 3 – скоба; 4 – ось; 5 – пружина; 6 – ролик; 7 – наконечник; 8 – поводок; 9 – эксцентрик; 10 – ручка механизма уставки; 11 – сектор уставки; 12 – колодка; 13 – кнопка; 14 – ось; 15 – неподвижный контакт; 16 – мостик; 17 – зажимы неподвижных контактов

Читайте так же:
Ток срабатывания теплового расцепителя автоматического выключателя

Разные типы реле ТРТ различаются между собой конструктивными формами биметаллических элементов и дополнительных нагревателей, а также размерами присоединительных пластин, отсутствием или наличием встроенного трансформатора тока.
Реле ТРТ-150 отличается от остальных тем, что его биметаллический элемент питается от трансформатора тока, конструктивно связанного с ним.
Реле ТРТ-120, ТРТ-130 и ТРТ-140, а также исполнения ТРТ-115 имеют особые нагреватели, служащие для дополнительного подогрева биметаллического элемента, которые включаются последовательно, параллельно или последовательно-параллельно с биметаллическим элементом (в зависимости от исполнения реле). Остальные реле нагревателей не имеют.
Реле ТРТ монтируют на вертикальной плоскости выводами неподвижных контактов вверх или вниз. При установке реле ТРТ-110, ТРТ-120, ТРТ-130 и ТРТ-140 на токопроводящих панелях под основание реле подкладывают изоляционную прокладку.

Рисунок 2. Схемы электрические принципиальные реле серии ТРТ

Рисунок 2. Схемы электрические принципиальные реле серии ТРТ
а – реле типа ТРТ-110; б – реле типов ТРТ-120; ТРТ-130; ТРТ-140; в – реле типа ТРТ-150
1 – биметаллический элемент; 2 – исполнительный аппарат; 3 – нагреватель; 4 – трансформатор тока

Принцип действия реле ТРТ основан на изменении коммутационного положения размыкающего контакта в результате деформации биметаллического элемента при прохождении по реле тока срабатывания. Основным рабочим органом реле ТРТ является биметаллический элемент, обтекаемый током. При недопустимой перегрузке биметаллический элемент нагревается и, изгибаясь, перекидывает изоляционную колодку с подвижным контактным мостиком в отключенное положение, контакты размыкаются. После отключения тока биметаллический элемент охлаждается, возвращается в исходное положение и замыкает контакты. Время самостоятельного возврата реле ТРТ в исходное положение — примерно 4 минуты. Возврат в исходное положение может быть ускорен нажатием на кнопку «Возврат», расположенную на корпусе.

Рисунок 3. Защитные характеристики реле серии ТРТ при температуре окружающей среды +40 °C и включении с холодного состояния

Рисунок 3. Защитные характеристики реле серии ТРТ при температуре окружающей среды +40 °C и включении с холодного состояния
1 – пограничный ток при +40°C; 2 – пограничный ток при +20°C; 3 – номинальный ток до 10 А; 4 –номинальный ток от 10 до 140 А; 5 – номинальный ток свыше 140 А

Для изменения тока несрабатывания реле необходимо оттянуть вправо рычаг регулятора уставки и передвинуть его на требуемое деление шкалы. Перевод регулятора в направлении риски «+3» увеличивает номинальный ток, а в направлении риски «-3» — уменьшает номинальный ток. Цена деления составляет в среднем 5% номинального тока реле.
Электротепловые однофазные реле ТРТ выпускаются в следующих климатических исполнениях и категориях размещения М3, ТМ3.

Краткие технические характеристики

Входные параметры:
Номинальный ток теплового элемента: 1,75 — 550 А в зависимости от типа
Выходные параметры:
Ток коммутируемый контактами: 0,2 — 10 А постоянного тока; 10 А переменного тока
Номинальное напряжение контактов: 24 — 440 В постоянного тока; 500 В переменного тока
Габариты:
110 х 35 х 120 мм для реле типа ТРТ-110, ТРТ-120, ТРТ-130;
110 х 35 х 160 мм для реле типа ТРТ-140 (В х Ш х Д);
182 х 61 х 181 мм для реле типа ТРТ-150 (В х Ш х Д).
Вес:

0,45 — 0,75 кг для реле типа ТРТ-110, ТРТ-120, ТРТ-130, ТРТ-140;
2, 2 кг для реле типа ТРТ-150.

Дополнительная информация (источники информации)

1. Справочник электротехника. Том второй. Выпуск третий. Реле защиты и автоматики. Р. Е. Гельман, Я. Т. Кулешов и А. И. Савостьянов — М.-Л.: Энергия, 1965 >> скачать
2. Пускатель магнитный серии ПМГ-1000, ПМТ-1000. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 6ВТ.364.016ТО, 1982 >> скачать
3. Паспорт. Тепловое реле типа ТРТ, 1957 (DjVu, 81 кБ) >> скачать

Модульные однофазные реле контроля тока с интегрированным токовым трансформатором

реле контроля тока c встроенным трансформатором

Реле тока предназначены для сигнализации превышения тока в контролируемой цепи. Эти устройства также используются для защиты цепей и источников питания от перегрузки и короткого замыкания. Реле тока измеряют его величину в контролируемой цепи и срабатывают при превышении установленного значения.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

Реле тока представляет собой устройство (как правило, электромагнитное или электронное), реагирующее на превышение контролируемой величины во входной цепи. При превышении установленной величины выходные контакты переключаются, и этот сигнал используется для управления цепями сигнализации или устройствами силовой коммутации (отключения нагрузки). При снижении тока ниже установленного значения, реле тока возвращается в исходное состояние, и его выходной сигнал обрабатывается цепями автоматики, управляющей силовыми цепями.

Рассмотрим реле тока с интегрированным токовым трансформатором различных производителей.

Реле с интегрированным токовым трансформатором, позволяет протянуть через переднюю панель изделия провод, в котором происходит замер тока. От провода с контролируемым переменным током осуществляется питание реле.

Читайте так же:
Приведите примеры применения теплового действия тока в быту

Схема подключения у всех реле данного типа одна.


Выгодой в данном случае является универсальное напряжение питания устройства.

Реле РТ-15М предназначено для контроля тока в электрических цепях. Срабатывание реле происходит с регулируемой временной задержкой при величине тока выше установленного значения.

Если измеренное значение тока превысит установленное пороговое значение, исполнительное реле включится после отсчета установленной потенциометром «t» выдержки времени. При снижении тока до значения 0,9 Iуст,реле выключается без задержки. Если во время этого отсчета значение тока вернется в пределы установленных значений, работа будет продолжена без переключения исполнительного реле. Величина тока срабатывания устанавливается потенциометром «порог» в пределах 10. 100% от максимального значения тока.

2,5. 25А, 4. 40А, 10. 100А 50Гц

Особенности: Питание осуществляется от провода с контролируемым переменным током, который пропускается через боковое отверстие в корпусе реле.

Реле приоритета нагрузки РПН-1 (Санкт-Петербург)

Реле приоритета РПН-1 позволяют ограничивать потребление электроэнергии в электрических системах с лимитированной максимальной мощностью. В течение определенного времени измеряется суммарный ток электрической системы и в том случае, если потребление электроэнергии превысит заданное значение, то реле приоритета отключит неприоритетную нагрузку.

Диапазон измерения тока (по исполнениям)

Рассмотрим реле тока с интегрированным токовым трансформатором в которых питание гальванически изолировано от измерительного контура.

Эта конструкция снижает тепловые потери изделия по сравнению с изделиями со встроенным шунтом, а также повышает токовый диапазон и гальванически изолирует замеряемый участок.

Реле контроля PRI-32 предназначено для контроля уровня токав однофазныз AC цепях. Плавная настройка подаваемого тока позволяет использовать реле в аппликациях c необходимостью индикации проходящего тока, используется также как реле выбора. Выходное реле в нормальном состоянии разомкнуто. При превышении настроенного уровня силы тока реле замкнется. Выгодой в данном случае является универсальное напряжение питания.

  • Диапазон измерения тока: 1-20A AC
  • универсальное напряженеи питания: AC 24 — 240 V и DC 24 V
  • питание гальванически изолировано от контура замера
  • превышение тока — ток, проходящим по контрольному проводу не должен кратковременно превышать 100 А
  • выходные контакты 1x переключ. 8 A

Реле PRI-52 служит для контроля силы тока в монофазовых AC цепях. Плавная настройка обеспечивающего тока предназначает реле для многих и разных электроинсталляций. Реле выхода в нормальном состоянии выключено. При превышении заданного уровня тока реле после настроенной задержи замкнет. При возвращении из состояния ошибки в нормальное состояние проявляется гистерезис . Диапазон PRI-52 можно увеличит с помощью внешнего токового трансформатора. Выгодой для PRI-52 является расположение отверстие для проходящего провода под уровнем покрытия в распредщите — проходящий провод таким образом не досягаем для неподходящих манипуляций в рапредщите .

  • можно использовать для регистрации силы тока до 600A с внешнего токового трансформатора
  • плавная настройка обеспечивающего тока — диапазон AC 0.5 . 25A
  • плавная настройка задержки потенциометром — настраиваемая в диапахоне 0.5 . 10с
  • напряжение питания AC 230 V; выходной контакт 1x переключ.8 A (AC1)

Реле контроля тока РТ-40У предназначено для выдачи управляющего сигнала при превышении измеряемого тока выше установленного значения. Реле контроля тока служит для контроля перегрузок станков, электродвигателей или другого электрооборудования, для контроля потребления, максимальной токовой защиты, диагностики удаленного оборудования (замыкание, пониженное или повышенное потребление тока). Диапазон измерений можно расширить с помощью стандартного токового трансформатора.

  • Три диапазона измерения тока (0.1-1А, 0.5-5А и 2.5-25А)
  • Порог срабатывания регулируется от 10 до 100% максимального значения тока диапазона (1А, 5А или 25 А)
  • Большая перегрузочная способность в длительном режиме в соответсвии с диапазоном (1А — до 4А, 5А — до 15А, 25А — до 400А)
  • Задержка срабатывания исполнительного реле регулируется от 0,2 с до 20 с
  • 1 переключающий контакт 16А, 250 В

Реле тока RM17JC (Schneider Electric)

Реле RM17 JC00MW предназначено для контроля повыш енного тока (сверхтока). Если уровень тока превышает порог срабатывания, установленный на лицевой панели реле, контакты прибора замыкаются и размыкаются, когда уровень тока опускается ниже величины, которая рассчитывается как порог срабатывания минус гистерезис. При соединении клеммы Y1 с клеммой A1 (+), действие выхода реле становится обратным. Таким образом, контакты реле размыкаются если уровень тока превыш ает порог срабатывания, установленный с лицевой панели реле, и замыкаются, когда уровень опускается ниже величины гистерезиса.

  • напряжение питания: 24-240 V AC, 24 V DC
  • диапазона измерения тока: 2. 20 А
  • 1 перекидной контакт, 5А

Остальные токовые реле:

Наша компания представила вам обзор реле тока с интегрированным токовым трансформатором отечественного производства и зарубежных производителей. С каждым годом используется все более мощные электроприборы и техника, в связи с чем совершенствуется и электротехническая продукция для защиты электросетей. Чтобы не допустить выхода из строя дорогой электроники и электротехники в сети с недопустимыми параметрами, ее лучше отключить, и сигнал для этого выдает реле тока.

Читайте так же:
Пример использования теплового действия электрического тока в быту

Подключение теплового реле к магнитному пускателю

Тепловое реле: схема подключения, принцип работы, назначение

Тепловые реле – это электрические устройства, основным назначением которых является защита двигателя от избыточной нагрузки и, как следствие, перегрузки системы в целом. На сегодняшний день наиболее распространенными являются следующие типы тепловых реле: ТРН, РТИ, РТТ и РТЛ. Необходимость применения тепловых реле обусловлена тем, что долговечность любого оборудования напрямую зависит от того, как часто оно бывает перегружено. Так, при регулярном превышении номинального напряжения происходит нагрев оборудования, что приводит к старению изоляции и, как следствие снижает эксплуатационный срок установок.

  1. Схема подключения теплового реле
  2. Принцип работы теплового реле
  3. Виды тепловых реле (РТТ, РТЛ, ТРН, РТИ)

Особенности теплового реле

Но, в отличие от автоматического защитного выключателя, ТР не размыкает силовые цепи питания, а разрывает цепь самоподхвата магнитного пускателя. Нормально замкнутый контакт защитного устройства действует аналогично кнопке «Стоп», и подключается последовательно с ней.

Тандем контактора и теплового реле

Поскольку тепловое реле подключается сразу же после магнитного пускателя, то нет нужды дублировать функции контактора при аварийном размыкании цепей. При таком выборе реализации защиты достигается ощутимая экономия материала для контактных силовых групп – значительно проще коммутировать небольшой ток в одной цепи управления, чем разрывать три контакта под большой токовой нагрузкой.

Тепловое реле не разрывает силовые цепи напрямую, а лишь выдает сигнал управления в случае превышения нагрузки – данную особенность следует помнить при подключении устройства.

Как правило, в тепловом реле присутствует два контакта – нормально замкнутый и нормально разомкнутый. При срабатывании устройства данные контакты одновременно меняют свое состояние.

Нормально разомкнутые и нормально замкнутые контакты

Характеристики теплового реле

Выбор ТР следует производить, сопоставляя типичные характеристики данного защитного устройства соответственно имеющейся нагрузке и условиям эксплуатации электродвигателя:

  • Номинальный ток защиты;
  • Предел регулировки уставки тока срабатывания;
  • Напряжение силовой цепи;
  • Количество и тип вспомогательных контактов управления;
  • Мощность коммутации контактов управления;
  • Порог срабатывания (коэффициент отношения к номинальному току)
  • Чувствительность к асимметричности фаз;
  • Класс отключения;

Схема подключения

В большинстве схем при подключениях теплового реле к магнитному пускателю используется нормально замкнутый контакт, который подключается последовательно с кнопкой «Стоп» пульта управления. Обозначением данного контакта является сочетание букв NC (normal connected) или НЗ (нормально замкнутый).

Схема подключения ТР к контактору в магнитном пускателе

Нормально разомкнутый контакт (NO) при данной схеме подключения может использоваться для сигнализации о срабатывании тепловой защиты электродвигателя. В более сложных автоматических схемах управления он может использоваться для инициализации аварийного алгоритма останова конвейерной цепи оборудования.

Для самостоятельного подключения теплового реле для защиты электродвигателя, не имея опыта работы с подобным оборудованием, будет правильно сначала ознакомиться с принципом работы и подключением магнитного пускателя на данном сайте.

В независимости от типа подключения электродвигателя и количества контакторов магнитного пускателя (прямой и реверсивный запуск), внедрение теплового реле в схему является достаточно простым. Оно устанавливается после контакторов перед электродвигателем, а размыкающийся (нормально замкнутый) контакт подключается последовательно с кнопкой «Стоп».

Тепловое реле в схеме реверсивного подключения контакторов

Элементы подключения, управления и настройки ТР

По ГОСТ клеммы контактов управления имеют обозначение 95-96 (нормально замкнутый) и 97-98 (нормально разомкнутый).

На данном рисунке показана схема теплового реле с обозначением выводов и элементов управления. Кнопка «Тестирование служит для проверки работоспособности механизма.

Кнопка «Стоп» служит для ручного выключения устройства защиты.

Функция «Повторный взвод» позволяет заново запустить электродвигатель после срабатывания защиты. Многие ТР поддерживают два варианта – автоматический (возвращение в исходное состояние происходит после остывания биметаллических пластин) и ручной взвод, требующий непосредственного действия оператора для нажатия соответствующей кнопки.

Управление повторным взводом

Уставка тока срабатывания позволяет сделать выбор значения перегрузки, при котором реле отключит катушку контактора, который обесточит электродвигатель.

Регулировка уставки срабатывания относительно метки

При выборе устройства защиты нужно помнить, что по аналогии с автоматическим выключателем у тепловых реле также имеется времятоковая характеристика. То есть, при превышении уставленного тока на некоторое значение, отключение произойдет не сразу, а по истечению некоего времени. Быстрота срабатывания будет зависеть от кратности превышения тока уставки.

Графики времятоковой характеристики

Разные графики соответствуют характеру нагрузки, количеству фаз и температурному режиму.

Как видно из графиков, при двукратном превышении нагрузки может пройти больше минуты времени, прежде, чем защита сработает. Если же выбрать ТР недостаточно мощным, то двигатель может не успеть разогнаться при многократном стартовом превышении уставки тока перегрузки.

Также у некоторых тепловых реле имеется флажок срабатывания защиты.

Читайте так же:
Расчет тепловое действие тока

Защитное закрывающееся стекло служит одновременно для нанесения маркировки и защиты настроек при помощи пломбирования,

Защита настроек и маркировка

Особенности подключения теплового реле

Между магнитным пускателем и электрическим двигателем располагается тепловое реле. Его подключение осуществляется к выходу магнитного пускателя. Через данное приспособление осуществляется прохождение электрического тока. Тепловое реле характеризуется наличием дополнительных контактов. Их необходимо соединить последовательно с катушкой пускателя.

Тепловое реле характеризуется наличием специальных нагревателей, через которые может проходить электрический ток определенной величины. При возникновении опасных ситуаций (возрастание тока выше указанных пределов), благодаря наличию биметаллических контактов, производится разрыв цепи и впоследствии отключения пускателя. Для того чтобы запустить работу механизма, необходимо включить биметаллические контакты с помощью кнопки.

Подключение электромагнитного пускателя и теплового реле производится достаточно просто. Для этого необходимо всего лишь придерживаться схемы.

Как подключить тепловое реле

Между магнитным пускателем и асинхронным электродвигателем подключается последовательно тепловое реле, которое подбирается под рабочий ток каждого конкретного двигателя. Тепловое реле защищает мотор от поломки и работы в аварийном режиме, например пропадании одной из трех фаз.

Тепловое реле подключается к выходу с магнитного пускателя на электродвигатель, ток в нем проходит последовательно через нагреватели термореле, и далее- к электромотору.

На тепловом реле сверху есть дополнительные контакты, которые последовательно соединяются с катушкой пускателя.

Принцип работы. Нагреватели теплореле рассчитаны на определенную максимальную величину, проходящего через них тока. В опасных ситуациях для электродвигателя, когда электрический ток в одной или нескольких фазах вырастает выше безопасных пределов- нагреватели воздействует на биметаллические контакты, которые разрывают цепь управления катушкой, тем самым отключая пускатель. Для повторного включения необходимо будет включить кнопкой биметаллические контакты.

Учитывайте, что сверху на тепловом реле есть регулятор тока срабатывания в небольших пределах. Если его часто выбивает после установки, рекомендую увеличить регулятором значение тока.

  • Подключение электродвигателя 380 на 220 .
  • Как подключить реверсивный магнитный .
  • Работа магнитного пускателя и его .
  • Видео 30 о подключении электродвигателя .

Резюме

Схемы, на которых будет изображаться принцип подключения реле к контактору, могут иметь другие буквенные или цифровые обозначения. Чаще всего их расшифровка приводится внизу, но принцип всегда остается одинаковым. Можно немного попрактиковаться, собрав всю схему с потребителем в виде лампочки или небольшого двигателя. С помощью тестовой клавиши можно будет отработать нестандартную ситуацию. Клавиши запуска и остановки позволят проверить работоспособность всей схемы. При этом стоит обязательно учитывать тип пускателя и то, в каком нормальном состоянии находятся его контакты. Если есть определенные сомнения, тогда лучше посоветоваться с электромонтажником, который имеет опыт в сборке таких схем.

Проверка работоспособности схемы

Для того, чтобы понять, правильно собрана схема или нет, нагрузку к пускателю лучше не подключать, оставив его нижние силовые клеммы свободными. Так вы обезопасите коммутируемое оборудование от лишних проблем. Включаем автоматический выключатель, подающий напряжение на испытуемый объект.

Само собой разумеется, пока идет монтаж, он должен быть отключен. А также любым доступным способом предотвращено случайное его включение посторонними лицами. Если после подачи напряжения пускатель не включился самостоятельно – уже хорошо.

Нажимаем на кнопку «Пуск», пускатель должен включиться. Если нет – проверяем замкнутое положение контактов кнопки «Стоп» и состояние теплового реле.

При диагностике неисправности помогает однополюсный указатель напряжения, которым можно легко проверить прохождение фазы через кнопку «Стоп» до кнопки «Пуск». Если при отпускании кнопки «Пуск» пускатель не фиксируется, а отпадает – неправильно подключены блок-контакты.

Реверсивный пускатель

Реверсивный магнитный пускатель — устройство, с помощью которого можно запускать вращение двигателя в прямом и обратном направлениях. Это достигается за счёт смены чередования фаз на клеммах электродвигателя. Устройство состоит из двух взаимоблокирующихся контакторов. Один из контакторов коммутирует фазы в порядке А-В-С, а другой, например, А-С-В.

Взаимная блокировка нужна, чтобы нельзя было случайно одновременно включить оба контактора и устроить межфазное замыкание.

Схема реверсивного магнитного пускателя выглядит так:

Реверсивный пускатель может изменить чередование фаз на двигателе, коммутируя питающее двигатель напряжение через контактор КМ1 или КМ2. Обратите внимание, что порядок следования фаз на этих контакторов различается.

При нажатии Кнопки «Прямой пуск» двигатель запускается через контактор КМ1. При этом размыкается дополнительный контакт этого пускателя КМ1.2. Он блокирует запуск второго контактора КМ2, поэтому нажатие кнопки «Реверсивный пуск» ни к чему не приведёт. Для того чтобы запустить двигатель в обратном (реверсивном) направлении, нужно сначала остановить его кнопкой «Стоп».

При нажатии кнопки «Реверсивный пуск» срабатывает контактор КМ2, а его дополнительный контакт КМ2.2 блокирует контактор КМ1.

Автоподхват контакторов КМ1 и КМ2 осуществляется с помощью нормально открытых контактов КМ1.1 и КМ2.1 соответственно (см. раздел «Схема самоподхвата магнитного пускателя»).

Читайте так же:
Как подключить проводами тепловое реле

Тепловые реле. Устройство и принцип действия теплового реле

с обратнозависимой выдержкой времени срабатывает от теплового действия тока, проходящего через это реле, и предназначено для защиты цепей и нагрузки от кратковременных токов перегрузки (до 8-кратного номинального тока) в течение не более 10 с.

Основным элементом реле является биметаллическая пластина (рис. 3.12), состоящая из двух механически соединенных металлических пластин с различными температурными коэффициентами линейного расширения: металл с положительным коэффициентом (активный элемент /), например железо, и металл с отрицательным (нулевым) коэффициентом (пассивный элемент 2), в частности никель. Если биметаллическую пластину нагреть, то она прогибается в сторону пассивного элемента под действием силы Ри которая в конечном счете воздействует на вспомогательные контакты 6 (размыкающие, замыкающие или переключающие), коммутируя цепь управления (выходной контур реле).

Поскольку тепловой элемент инерционный, для ускорения срабатывания контактов часто используется упругий механизм мгновенного действия, выполненный в виде предварительно сжатой упругой пластины 3, создающий усилие Р2, воздействующее на конец биметаллической пластины. При малейшем перемещении конца пластины при ее нагреве в сторону контактов система выходит из равновесия и под действием упругой пластины 3 ускоряются перемещение биметаллической пластины и срабатывание контактов.

Принципиальная схема теплового реле

Рис. 3.12. Принципиальная схема теплового реле:

а — устройство теплового реле; б — тепловое реле ABB T7DU:

  • 1 активный элемент биметаллической пластины; 2 — пассивный элемент биметаллической пластины; 3 — упругая пластина; 4 — упор;
  • 5 — блок нагревательного элемента; 6 — блок вспомогательных контактов;

О — ось вращения

Нагрев биметаллической пластины осуществляется током цепи, которую реле защищает (входной контур). На практике используются следующие виды нагрева (рис. 3.13):

  • • непосредственно током защищаемой цени (прямой нагрев) (рис. 3.13,6), применяется при небольших токах, которые способна пропускать пластина;
  • • током, протекающим по нагревательному элементу, расположенному вблизи биметалла (косвенный нагрев) (рис. 3.13, в), применяется при относительно небольших токах, которые способен пропускать нагревательный элемент;
  • комбинированный нагрев (рис. 3.13, г) как совокупность первых двух способов нагрева;
  • • с использованием встроенного трансформатора тока, вторичная обмотка которого включена на нагревательный элемент (рис. 3.13, Э), относится к косвенным методам нагрева и применяется на большие и сверхбольшие токи защищаемой цепи.

Рис. 3.13. Виды нагрева:

а — биметаллическая пластина с нагревателем; б — прямой; в — косвенный; г — комбинированный; д — косвенный с трансформатором тока

Пример исполнения теплового реле дан на рис. 3.12, б серии T7DU (ЛВВ), предназначенного для защиты асинхронных двигателей, на напряжение до 690 В переменного тока и 800 В — постоянного, трехполюсного исполнения, с косвенным нагревом биметаллической пластины.

Тепловые реле, вместе с контакторами (магнитными пускателями), применяются для защиты двигателей, работающих в продолжительном режиме (рабочий период составляет не менее 30 мин). Применение тепловых реле для защиты двигателей, работающих в повторно-кратковременных режимах, нецелесообразно ввиду чувствительности нагревательного элемента к его тепловому состоянию, обусловленному циклическим характером токовой нагрузки, что изменит временные характеристики теплового реле. Использование тепловых реле при работе двигателя в повторно-кратковременном режиме, а также вблизи устройств, излучающих дополнительное тепло, может привести к ложным срабатываниям реле.

Основными техническими параметрами теплового реле являются:

  • номинальное напряжение реле Un;
  • номинальный ток реле /„ — наибольший ток, длительное протекание которого не вызывает срабатывания реле;
  • номинальный ток нагревателя /„„ — наибольший ток, при длительном протекании которого через реле с данным нагревателем оно не срабатывает (согласно ГОСТ 16308);
  • • МЭК 60947 вместо /„ и /„„использует только понятие номинальный ток уставки реле 1Г наибольший длительный ток, который при определенной настройке реле не вызывает его срабатывания. Настройка на номинальный ток двигателя осуществляется с помощью переключателя уставок реле в пределах выбранного диапазона уставок (диапазона регулирования тока несрабатывания но ГОСТ 16308) и класса расцепления;
  • времятоковая характеристика (или диапазон характеристик) реле — зависимость времени срабатывания реле ts от кратности тока уставки
  • класс расцепления,
  • наличие сменных нагревателей (со сменными нагревателями, без них);
  • число полюсов;
  • тип вспомогательных контактов (замыкающие, размыкающие, переключающие);
  • коэффициент трансформации (для реле с трансформатором тока);
  • способ возврата (ручной, самовозвраг). Время возврата тепловых реле в рабочее состояние (в реле без самовозврата или без кнопки возврата) не превышает 2—3 мин. При наличии самовозврата и кнопки возврата оно сокращается до 30—60 с;
  • наличие температурного компенсатора, применяется для компенсации влияния температуры среды, окружающей реле, на ее характеристики.

Время-токовая характеристика реле указывается, как минимум, до 8-кратного тока двигателя при полной симметричной трехполюсной и двухполюсной нагрузке из холодного состояния и определяется классом расцепления реле.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector