Azotirovanie.ru

Инженерные системы и решения
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Снова о начислениях по ОПУ: чтобы не платить за соседа

Снова о начислениях по ОПУ: чтобы не платить за соседа

За чей счет производится установка общедомовых приборов учета?

Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязанность по содержанию всего общедомового имущества в таком доме.

Соответственно и установка нового оборудования, в том числе общедомовых приборов учета, которая является обязательной согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), ложится на плечи собственников помещений.

Приборы учета на все виды коммунальных ресурсов: холодное, горячее водоснабжение, отопление, электроснабжение и газоснабжение необходимо было установить ещё до 01.07.2012 года.

Но как показывает практика, не все собственники помещений оказались готовы нести такие расходы, ведь установка прибора учета на один из видов коммунального ресурса может обойтись около 100 000 рублей на сегодняшний день.

Кроме того, прежде чем установить общедомовой прибор учета нужно провести обследование состояния инженерных систем в доме на предмет потерь, и при необходимости произвести ремонт или дополнительную изоляцию труб водоснабжения и отопления для того чтобы избежать лишней утечки.

Решение об установке общедомовых приборов учета принимается на общем собрании собственников помещений. Здесь же утверждается смета со стоимостью, объемами работ и порядке оплаты, а также выбирается организация, которая готова такие работы произвести.

Когда приборы учета будут установлены, их необходимо ввести в эксплуатацию или сказать по-другому, поставить на коммерческий учет.

Для этого приглашается представитель ресурсоснабжающей организации. Он производит визуальный осмотр установленных приборов учета, проверяет их работоспособность и составляет акт, в котором записываются показания, с которых и будет в дальнейшем производиться расчет по такому прибору учета.

Многие жильцы уже столкнулись с проблемой нехватки денежных средств на установку общедомовых приборов учета, ведь далеко не каждый готов выложить сразу порядка 10 000 рублей для исполнения нового закона, поэтому часто используются для привлечения денежные средства, собираемые на капитальный ремонт и содержание и текущий ремонт жилья, если таковые имеются в распоряжении.

Следует отметить, что насколько бы затратными не оказались мероприятия по оборудованию жилого дома общедомовыми приборами учета, откладывать надолго это не стоит.

Согласно Федеральному закону общедомовые приборы учета могут быть установлены ресурсоснабжающими организациями в принудительном порядке, соответственно и оплата за такие работы в совокупностью с процентами за рассрочку платежа может оказаться гораздо больше, чем при принятии такого решения собственниками самостоятельно.

Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах: кто должен устанавливать, оплачивать

В целях учета полного расхода коммунальных услуг во всем доме для выявления факта недостачи на сегодняшний день устанавливаются общедомовые учетные средства. Однако кто оплачивает расходы на установку и обслуживание такого оборудования: сами жильцы или все-таки коммунальная организация? Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы установки общедомовых счетчиков.

Общедомовые приборы учета

Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.

Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.

Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться.

Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.

При таком положении вести общий учет расхода воды во всем многоквартирном доме будет проблематично. Самое главное подобрать подходящий прибор учета воды.

С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема. Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.

Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.

С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.

Общедомовые приборы учёта тепловой энергии

Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.

Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.

Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.

Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.

Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?

Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Порядок установки подобного оборудования имеет общую регламентацию. Так, в целом процесс состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решение по поводу установки приборов для общего на весь дом учета, на собрании всех жильцов МКД.
  2. Приобретение соответствующего счетчика.
  3. Обращение в уполномоченную коммунальную организацию для согласования установки счетчика.
  4. Непосредственная установка счетчика в присутствии представителей коммунальной организации или же их специалистами.

Счетчик может быть установлен любым специалистом. Однако до тех пор, пока коммунальная организация не удостовериться в качественности и правильности работы оборудования, что подтверждается наличием сертификата соответствия и не опломбирует его, его показания не будут признаваться.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Итак, кто должен устанавливать ОДПУ? Федеральный Закон достаточно четко обязывает перечень лиц, кто должен установить общедомовой прибор учета тепла. Так, в соответствии с ранее указанным Законом ОДПУ обязаны устанавливать:

  • собственники зданий;
  • государственные органы.
Читайте так же:
Команда перехода по счетчику

Собственники обязаны установить рассматриваемое оборудование в своих зданиях, когда как государственные органы отвечают за установку такого прибора учета в зданиях, предоставленных им государством для осуществления их деятельности и находящиеся в их хозяйственном ведении.

Всем собственникам в России был дан срок до 1 января 2011 года для того, чтобы они оснастили свои здания общими учетными устройствами.

Однако к присоединившимся регионам России – Республике Крым и Севастополю был дан срок до 1 января 2021 года.

Также стоит отметить, что установка подобного счетчика осуществляется в обязательном порядке сразу после ввода в эксплуатацию здания, в не зависимости от того, производился ли капитальный ремонт или здание является вновь возведенным. Ответственным за установку такого оборудования является организация, осуществляющая капитальный ремонт или строительство.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета

Итак, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета? В соответствии с законодательством расходы по установке общего учетного оборудования в многоквартирных домах и не жилых зданиях должны нести сами собственники этих зданий либо государственные органы, в ведении которых находятся соответствующие здания.

Однако закон дает региональным властям полномочия на свое усмотрение финансировать подобные мероприятия за счет региональных бюджетов. Таким же полномочием наделены местные администрации всех населенных пунктов России.

В случае если собственники отказываются платить за установку

В случаях, когда собственники жилых помещений в многоквартирных домах отказываются платить за установку соответствующего оборудования, она будет осуществлена за счет жилищной организации. В случаях, когда роль жилищной организации исполняет товарищество данных собственников, установка осуществляется за счет средств местного бюджета.

Однако в дальнейшем стоимость установки и эксплуатации данного оборудования будет включено в счета коммунальщиков и собственникам квартир все равно придется заплатить. По этой причине установку лучше сразу осуществить за счет жилищной организации, которая непосредственно ответственна за обеспечение эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт многоквартирных домов является плановым мероприятием, направленным на устранение возникающих в ходе эксплуатации здания проблем. Так что средства, собираемые на текущий ремонт, не могут быть потрачены на установку счетчика, так как его отсутствие не является некой внезапно возникшей проблемой, всерьез мешающей эксплуатации жилого помещения.

В некоторых случаях, данные средства все же можно направить на подобные расходы. Но для этого необходимо получить решение собрания собственников жилья многоквартирного дома и согласовать действия с жилищной организацией.

Порядок установки общедомового прибора учета
Установка ОДПУ осуществляется в следующем порядке:

  1. Собственники приобретают соответствующее учетное оборудование, которая имеет сертификат соответствия установленным в Таможенном Союзе регламентам.
  2. Приглашаются представители и специалисты соответствующей коммунальной организации, которые устанавливают и пломбируют учетное оборудование собственными средствами.

Стоит отметить, что соответствующие коммунальные организация сами предоставляют прибор учета, который уже прошел сертификацию. Установка их оборудования поможет быстрее осуществить процедуру и избежать многих разногласий по поводу качества работы того или иного прибора учета.

Когда происходит ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

Общедомовые счетчики вводятся в эксплуатацию после того, как происходит опломбирование. То есть с этого момента оборудование начинает вести учет расходуемой на общедомовые нужды коммунальной услуги.

Однако для официального ввода в эксплуатацию необходимо составить соответствующий акт. Он подписывается ответственным сотрудником жилищной организации и представителем коммунальщиков.

Разумеется, собственники могут установить учетный прибор и без уведомления коммунальной организации.

Однако в таком случае данное оборудование не будет включено в систему диспетчеризации и обслуживание по нему производиться не будет. То есть жильцам самим придется оплачивать текущее обслуживание счетчика.

ОДПУ-выгоды для МКД
Основной плюс от установки общедомовых счетчиков заключается в том, что жильцы смогут сэкономить деньги на расходах на общедомовые нужды. Так, они могут оплачивать лишь тот расход энергии, который происходит внутри дома.

Как правило, можно посчитать около десятка причин того, что расходы на общедомовые нужды вырастают в разы. Так что установка общедомовых приборов учета позволит убрать большинство из них. К примеру:

  • будет учитываться лишь утечка, имеющая место внутри здания;
  • коммунальщики уже не смогут распределять образовавшуюся у них недостачу на жильцов;
  • управляющие компании не смогут завышать стоимость услуг по общедомовым нуждам по своему усмотрению без конкретных фактов и т.д.

То есть установка ОДПУ позволит жильцам платит лишь за действительно израсходованную энергию. Без этого распределение будет идти по нормативу, что, как выяснилось, образует гораздо большую стоимость, нежели действительные расходы на общедомовые нужды в многоквартирных домах.

Ответ недели: доступ в подвал к приборам учета ресурсов для собственников дома

ЖКХ, счетчик

Помогите найти информацию, согласно которой Управляющие компании обязаны либо не обязаны обеспечивать доступ в подвал к приборам учета ресурсов собственников дома?

Сообщаю Вам следующее:

Действующее законодательство не содержит норм, прямо предусматривающих право доступа к общедомовым (коллективным) приборам учета для собственников помещений в МКД. Между тем в соответствии со статьей 36 ЖК РФ все оборудование, обслуживающее жилой многоквартирный дом, установленное в нем, является общей собственностью жильцов, а не управляющей компании. Согласно же статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, что предполагает неограниченный доступ для собственников к принадлежащему им на праве общей собственности имуществу.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца…и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета,

. Кроме того, согласно пункту «р» пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Вопрос о доступе к коллективным (общедомовым) приборам учета, к другому общему имуществу (не только к подвалу, где, как правило, находятся приборы учета, но и, например, к чердаку дома, чтобы проверить состояние кровли, качество проведения ее ремонта, а также выявлять факты не согласованных с собственниками случаев установки антенн, другого оборудования компаний связи либо компаний — поставщиков услуг Интернета) остается одним из самых злободневных. Отказы собственникам в предоставлении им доступа к этому имуществу стали распространенной практикой <1>.

Читайте так же:
Счетчик просмотров поста плагин

<1> См.: Форумы. Правила предоставления коммунальных услуг. Новое ЖКХ — Перовоград. Виртуальный город решений реальных проблем многоквартирных домов. URL: http://http://www.perovograd.ru/forum/viewthread.php?forum_id=273&thread_id=1291/ (дата обращения: 17 июня 2012 года).

Несомненно, в силу заинтересованности всех собственников в доме в получении объективных показаний приборов учета, особой «болезненности» темы для граждан, нередко небезосновательно сомневающихся в объективности выставляемых им счетов на оплату якобы на основании показаний приборов учета, этот вопрос целесообразнее включать в повестку общего собрания жильцов (ежегодного или внеочередного, не исключено также, что именно этот вопрос может послужить причиной проведения такого собрания), хотя формально он может быть решен и на уровне совета многоквартирного жилого дома (согласно подпунктам 3 — 5 части 5 статьи 161.1 ЖК РФ совет имеет для этого полномочия). Общее собрание также может принять решение о необходимости включения в договоры собственников с управляющей компанией, ТСЖ, жилищным кооперативом положений о праве собственников (выбранных собранием, например специальной контрольной комиссии, либо всех собственников без исключения, если собрание посчитает это необходимым) регулярно осуществлять проверки приборов учета как для снятия показаний, так и для контроля за их сохранностью, чтобы отслеживать, какие операции проводят управляющая компания, ТСЖ с этими приборами, ведь в российских условиях возможны и самовольная замена ими модели приборов (например полученных по субсидии, выделенной местной властью) на другую, более дешевую модель, замена деталей и т.д. К сожалению, без постоянного бдительного контроля со стороны собственников добиться соблюдения управляющей компанией, ТСЖ их прав сложно.

Отсутствие прямой, конкретизированной нормы о праве доступа к общедомовым приборам учета в существующем законодательстве осложняет и судебную практику.

В большинстве случаев суды отказывают гражданам-собственникам в удовлетворении требований о предоставлении доступа к приборам учета. Таким образом, судебная практика опровергает заблуждение о том, что общих норм законодательства о правах собственников (и предполагающегося в связи с этим права пользования, доступа к принадлежащему собственникам имуществу) якобы достаточно для решения проблемы. Действительно, в соответствии со статьей 36 ЖК РФ все оборудование, обслуживающее жилой многоквартирный дом, установленное в нем, является общей собственностью жильцов, а не управляющей компании. Согласно же статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, что предполагает неограниченный доступ для собственников к принадлежащему им на праве общей собственности имуществу. Однако существование этих норм федеральных законов, похоже, не является для судов ориентиром при принятии ими решений. Возможно, сложившуюся ситуацию могут разрешить вышестоящие судебные инстанции, но факт вынесения таких решений свидетельствует о том, что целесообразнее было бы решить проблему путем принятия нормы, прямо предусматривающей право доступа к общедомовым (коллективным) приборам учета для собственников, чтобы им не было необходимости доказывать в суде свое право, рискуя получить отказ даже в суде (о том, что заинтересованные лица получали такие отказы от управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, прежде чем обращались в суды, упоминать нет необходимости).

Доступ собственников к общедомовым (коллективным) приборам учета, оборудованию, обслуживающему многоквартирный дом, необходим для осуществления контроля как за работой оборудования, так и за целевым использованием помещений, в которых находится такое оборудование.

Представляется, что внесение изменений в законодательство в части установления правовых гарантий предоставления прямого доступа к приборам учета собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах необходимо в самое ближайшее время.

Приходится констатировать, что российский законодатель так и не счел возможным внести соответствующие изменения в федеральное законодательство в части предоставления собственникам возможности доступа к общедомовым приборам учета и контроля за их показаниями.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

Кроме того, согласно пункту «р» пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Одновременно сообщаем, что возможность присутствия собственников помещений в момент снятия показаний общедомового прибора учета действующим законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем, по мнению Минстроя России, в случае обращения собственников по вопросу присутствия при снятии показаний общедомового прибора учета к исполнителю коммунальных услуг, должно быть сделано все возможное для урегулирования данного вопроса.

Согласно пункту 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора управления вправе:

а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах и периодичности оказанных услуг и выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;

б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе проведения соответствующей экспертизы);

в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

В КАКИХ ДОМАХ НЕ СТАВЯТСЯ ОБЩЕДОМОВЫЕ СЧЕТЧИКИ?

Согласно Закону об энергосбережении до 1 июля 2012 года жильцы многоквартирных домов должны были установить общедомовые счетчики на воду, электричество и тепло, а счетчики на воду и электричество — в каждой квартире. Тем же , кто не успел или не захотел — установят коммунальщики, естественно, не бесплатно.
Оплачивать счет можно в рассрочку в течение пяти лет с учетом процентов в размере ставки рефинансирования ЦБ, если вы не захотите оплатить установку в более короткие сроки.

Читайте так же:
Sharp ar 5620n сброс счетчика

Однако, не во всех домах необходим да и вообще возможен монтаж общедомовых счетчиков. (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2012 N 23933).
Приказ №627. от 29.12.2011 определяет, что установка приборов учета коммунальных ресурсов невозможна, если для этого требуется:

— Создание новых внутридомовых систем
Не ставятся общедомовые счетчики, если нет возможности обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, а также создать условия для их правильной эксплуатации.
Причиной для этого могут быть:

  • аварийное состояния внутридомовых систем,
  • несоблюдение температурного режима,
  • несоблюдение допустимой влажности,
  • несоблюдение допустимых электромагнитных помех,
  • невозможность обеспечить доступ к ним для снятия показании и обслуживания.

Зафиксировать то, что дом действительно не подходит для установки приборов учета, необходимо в специальном акте. Его образец приведен в «Приказе Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 .
Составлением таких актов должна заниматься управляющая организация или ТСЖ.
Документ может стать серьезной опорой для жителей аварийных и ветхих домов, а также домов с изношенными коммуникациями, которые противятся установке общедомовых приборов учета.
Собственники предвидят резкий рост ОДН (ведь по аварийным сетям ресурсы будут просто «утекать») а также не видят смысла ставить дорогостоящее оборудование в ветхое и неэнергоэффективное здание.
Жители хотят, чтобы перед тем, как ставить счетчики, коммуникации были приведены в порядок бывшим собственником (местными администрациями) в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»ст. 16 закона «О Приватизации»
Приказ Минрегиона, вступил в законную силу 1 сентября 2012 года, и он поможет таким собственникам получить отсрочку от обязательной для всех установки приборов учета, а также, при необходимости, через суд доказать незаконное начисление ОДН, если такой прибор учета все-таки был установлен.

Накажут ли тех, кто не установил счетчики в срок?

Никаких штрафов законодательством не предусмотрено, те, у кого счетчиков нет, будут платить по нормативам.

Навязать нам какой-либо товар вопреки нашей воле нельзя. И делать реконструкцию нашего имущества без нашего согласия никто права не имеет. Поэтому, вероятно, установка счетчика и, что более важно, оплата расходов должны быть согласованы с собственниками помещений.
А вот как будет выглядеть механизм согласования с нами цены и типа прибора учета, пока непонятно. Можно только предположить, что «Водоканалы» и энергетики должны будут сначала обратиться к жильцам с коммерческим предложением и только после того, как собственники утвердят его на общем собрании, поставить приборы учета, а потом уж выставить за них счет.
Читайте также:

Собрание собственников по установке общедомовых счетчиков

Общедомовые счетчики должны были появиться во всех многоквартирных домах в 2012 году, но этого не случилось и до сих пор. Обязанности законодатель установил, а вот о санкциях не подумал. Штрафы были значительно меньше, чем установка дорогих аппаратов. Одно время ситуация всех устраивала, но затем ресурсоснабжающие организации получили преимущества. По сути, неисполнение их обязанностей дало им возможность заработать дополнительные — и немалые — деньги на управляющих компаниях. Как это могло получиться, объясняет юрист МКА "Арбат" Сергей Сергеев.

«Начали управлять многоквартирным домом? Устанавливайте общедомовые приборы учета!» — под таким лозунгом в 2017 году управляющие компании (УК) масштабно привлекают к разного рода ответственности за отсутствие этих приборов. Закон обязал собственников помещений оборудовать ими дома до 1 июля 2012 года (ч. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…»). Обязанность для собственников ввели, а наказания не придумали.

Скажете, при чем тут управляющая компания?

Она должна поставить счетчик, если в региональный перечень обязательных мероприятий по энергосбережению включено оснащение многоквартирных домов приборами учета. Это подтверждается и системным толкованием норм различных положений и правил.

Главный вопрос – когда возникает обязанность поставить счетчик: со дня, когда УК приступила к работе, или только после того, как соответствующее решение приняли на общем собрании собственников?

"Подвешенное" состояние

Административные штрафы за отсутствие коллективного прибора учета – до 30 000 руб. по ч. 4 ст. 9.16 и до 30 000 руб. по ч. 5 — даже совокупно меньше, чем стоимость его установки. Стоит ли говорить, что при таких условиях счетчиками оснастили не все дома. Законодатель, казалось бы, предусмотрел альтернативу: после «дедлайна» обязанность установить прибор передавалась ресурсоснабжающим организациям (РСО), которые должны были ее исполнить до 1 июля 2013 года. Только наказания опять, по сути, не было предусмотрено. Исходя из буквального толкования закона, РСО было достаточно направить собственникам формальное предложение об установке счетчика, чтобы избежать привлечения к ответственности по ч. 6 ст. 9.16 КоАП. А ответственность по ч. 12 ст. 9.16 КоАП наступала только тогда, когда РСО проигнорировала поступившую заявку установить счетчик.

До недавнего времени такое положение вещей в целом всех устраивало. Если позволяли финансы, счетчики устанавливали. Если нет — ресурсники и управляющие организации вяло отбивались от административных штрафов.

Парадоксы от законодателей и судей

Недавно законодатель изменил порядок применения повышающих коэффициентов. Право применять их получили ресурсоснабжающие организации. Например, если в доме нет общедомового прибора учета холодной, горячей воды и электрической энергии (хотя его можно и нужно было установить), надо умножить 1,5 стоимость коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества .

То есть РСО, которые нельзя наказать за неустановку счетчика, могут пользоваться его отсутствием, чтобы заработать на управляющей организации!

Эта возможность появилась 1 января 2017 года. К середине 2017 года в этих компаниях осознали произошедшие изменения и стали применять повышающие коэффициенты. Управляющие компании оказались зажаты в тиски. Установить сразу все счетчики во всех домах – дело очень непростое и крайне затратное. Средняя стоимость установки прибора учета горячей и холодной воды — от 100 до 400 тыс. руб., а то и выше. Хорошо, если у управляющей организации пару домов в управлении, а если таких домов двести? Здесь общественная дискуссия возобновилась.

Управляющие организации указывали: поскольку счетчик является общим имуществом, решение о его установке должны принять собственники помещений на общем собрании. А если, при определенных условиях, счетчик оплачивается за счет средств капремонта – работы надо включить в региональный перечень (пока этого нигде сделано не было)

Читайте так же:
Начало выпуска счетчиков меркурий

РСО и Госжилинспекция, наоборот, настаивают, что управляющая организация обязана самостоятельно установить счетчик, как только приступила к управлению многоквартирным домом. Эта позиция основана на судебной практике в отношении норм о выполнении мероприятий по энергосбережению и административных правонарушений в сфере деятельности по управлению многоквартирными домами. Например, ВС подтвердил, что РСО может взыскивать с УК плату за установку счетчика — это при том, что по закону деньги на это отчисляют собственники помещений. "УК получает от них платежи и рассчитывается с РСО", — объяснил Верховный суд в определении от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912. Однако выставить счета собственникам за установку прибора принудительно может только РСО: если так поступает УК без решения собрания, суд может обязать ее вернуть собранные деньги. При этом ответственность за неустановку счетчика УК несет по полной программе.

Одно из последних решений Верховного суда — это его отказ в июне 2016 года признать недействующими подп. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (№ АКПИ16-375). Верховный суд отнес установку приборов учета в многоэтажке к обязательным работам, которые выполняются независимо от согласия собственников. Откуда взялся такой вывод – неизвестно. Апелляционная коллегия ВС попыталась это объяснить и сослалась на примерную форму перечня мероприятий для многоквартирного дома, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, утв. приказом Минрегионразвития от 02.09.2010 г. № 394, в котором в числе основных мероприятий содержится в том числе установка общедомовых приборов учета.

А если такого перечня нет, либо в нем не содержится обязанность установить ОДПУ, получается, УО может жить спокойно? А если перечень не менялся и морально устарел, хотя Правительство обязало пересматривать его не реже раза в три года (постановление от 23 августа 2010 № 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий)?

Новый тренд?

Раньше, до 2017 года, действовал закон, по которому исполнитель мог направлять все, что получено по повышающему коэффициенту, только на мероприятия по энергосбережению [то есть, потенциально, и на установку счетчиков]. Это действительно могло бы стимулировать такие работы. Но с 2017 года исполнитель сам волен решать, на что потратит дополнительные средства. Более того, тогда же введено правило, по которому исполнитель обеспечивает установку и ввод счетчика в течение 3 месяцев после того, как собственники решили включить плату за установку прибора в плату за содержание жилого помещения (пп. «с» п. 31 Правила предоставления коммунальных услуг утв. ПП РФ от 06.05.2011 № 354 внесен). Это правило не действует для случаев, когда коммунальные услуги предоставляют РСО.

А согласно подпункту «ж» пункта 22 Правил № 124, стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия общедомового прибора учета определяется исходя из нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 1,5, исключительно при наличии обязанности установить такой прибор.

Что это, новый тренд? Изменение правового регулирования? Во всяком случае, юристы МКА «Арбат» стараются преподнести все это именно так. И здесь самой большой трудностью видится именно преодоление инерции мышления.

Накоплен огромный массив старой практики. Чтобы пойти вразрез, нужно волевое решение.

Ну и хорошая аргументация. Благо, здесь мы вольны делать все, что законно. На данный момент ясно только то, что точка в этом вопросе еще не поставлена.

Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах за чей счет 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах за чей счет 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В отношении здания многофункционального комплекса, присоединенного к электрическим сетям, установку приборов учета должна осуществлять сетевая организация к объектам электросетевого хозяйства которой присоединено здание (п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что из представленных судебных постановлений следует, что п. 44 и 45 Правил непосредственно не применялись судами при рассмотрении дела, поскольку соответствующие правовые нормы регулируют отношения, связанные с исчислением размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением отопления.

Обратиться в управляющую компанию

До указанного периода собственники жилья могут сами выбрать условия установки счетчиков и компанию-подрядчика, которая произведет работы по установке. Кроме того, перед истечением срока установки следует ожидать возрастания активности ответственных за установку компаний и резкого увеличения спроса на счетчики, что приведет к их значительному удорожанию.

Информация для собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Бр. Никитиных, д.6.
Многоквартирный дом (далее – МКД) оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии (далее – ОДПУ).

Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.

В то же время, указал КС, данный порядок учитывает и возможность существования в доме одного или нескольких помещений, в которых установлен индивидуальный источник тепловой энергии.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Никакое общее собрание проводить не требуется, потому что вам не нужно ничего согласовывать. Все должен был сделать сам застройщик еще до того, как вы въехали в дом.

О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах

Потребителю необходимо иметь в виду, что если он по своей прихоти решил поменять счетчик электроэнергии не ввиду выхода из его строя, утраты, истечения его срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, то ему придется оплачивать данные услуги напрямую сетевой организации (гарантирующему поставщику).

При этом граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы ресурсоснабжающих организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Управляющая компания включила в повестку дня общего собрания жильцов нашего дома вопрос об установке общедомового счетчика тепловой энергии. Счетчик будет установлен за счет накопленных средств жильцов с последующей ежемесячной оплатой недостающей части. Правомерны ли действия управляющей компании? Слышал, что установка общедомовых счетчиков должна осуществляться для жильцов дома бесплатно.

Читайте так же:
Счетчик цэ6807бк срок поверки

Какой закон обязывает жителей установить коллективные (общедомовые) приборы учета (далее – ОДПУ) электрической и/или тепловой энергии в многоквартирных домах?

Как добиться установки счетчиков

Я получил квартиру в новостройке 2017 года, а теплосчетчиков в квартирах не было, только общий теплосчетчик на дом.

Законодательно предусмотрено, во-первых, начисление пени на неоплаченную сумму, а также, в случае отказа Собственника от оплаты расходов в добровольном порядке, он будет обязан оплатить понесенные организациями, установившими ОДПУ, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Новые приборы учета электроэнергии отслеживают количество расходуемого жильцами ресурса и дистанционно передают данные в компанию. Если потребитель регулярно задерживает оплату счетов, умные счетчики будут ограничивать подачу электроэнергии.

Нет. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2 Ст.13.

Каким способом будет передаваться информация со счетчиков, определяет поставщик данной услуги. Отправить показатели с новых приборов можно через домашнюю сеть WI-FI, мобильный телефон или сим-карту, установленную в счетчике.

Должна ли УК компенсировать РСО расходы на установку ОПУ в МКД, которым она управляет? Может ли РСО предъявить исковые требования к собственникам помещений, в том числе нежилых, в МКД? Каков срок исковой давности взыскания РСО расходов на установку ОПУ?

Кто должен оплачивать установку счётчиков в жилых домах

Учитывая вышеназванные положения, потребителям нужно знать, что какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону.

В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.

Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.

Как жильцам установить общедомовой счетчик тепла: алгоритм действий

Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа. Один из экспертов отметил, что при всей очевидной справедливости поставленная Конституционным Судом задача представляется непростой с точки зрения ее технической и нормативной проработки, а также реализации на практике.

Собственник квартиры не прописан в ней и не проживает. Правомерно ли доначисление за коммунальные услуги на основании акта техника УК?

Принудительная установка не подразумевает проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах. При этом собственники помещений обязаны оплатить расходы компании- поставщика тепловых ресурсов на установку ОДПУ, при отказе от оплаты расходы будут взыскиваться в судебном порядке.

Еще публикации этой рубрики

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Суд отметил, что переход на индивидуальные приборы учета, как правило, является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативным требованиям температурный режим и тем самым – надлежащую реализацию указанными лицами конституционного права на жилище.

Следовательно, у гарантирующих поставщиков отсутствует обязанность установки приборов учета электроэнергии в отношении апартаментов.

Портал работает в тестовом режиме!

Получил счет на оплату расходов по установке ОДПУ, но квартиру планирую продать. Кто обязан оплатить расходы после купли-продажи?

Размер обязательства УК по возмещению расходов на установку ОПУ не должен превышать совокупный размер обязательств собственников помещений в МКД.

Единственное исключение — это если дом отапливается индивидуальной автономной котельной и не подключен к сетям централизованного теплоснабжения. Тогда приборы учета застройщику устанавливать необязательно.

Оплата расходов собственниками-гражданами производится равными долями в течение пяти лет с даты установки счетчиков, если только они не выразили желание оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации.
Гарантирующие поставщики обязаны осуществлять установку и эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении многоквартирных домов, а также в отношении всех жилых и нежилых помещений в этих домах, за исключением помещений, которые подключены к электрическим сетям сетевых организаций напрямую, без использования внутридомовых сетей электроснабжения.

С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).

Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.

Можно ли отказаться от установки общедомового прибора учета тепла

Закон о долевом участии в строительстве говорит, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект, «качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям».

При установке ОПУ силами РСО законом не предусмотрено обязательное согласование поставщика прибора учета и его стоимости с нарушившими свою обязанность собственниками помещений в МКД (Постановление АС СЗО от 19.06.2020 № Ф07-2887/2020 по делу № А56-54793/2019).
Самым очевидным и подтвержденным сегодня на практике эффектом от внедрения интеллектуальных систем учета является сокращение потерь электрической энергии (коммерческих потерь) и связанный с этим рост полезного отпуска электроэнергии (порядка 20% от объема снижения потерь). Потенциал снижения потерь в текущих ценах их покупки составляет порядка 70-80 млрд рублей в год.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector