Пропущен срок поверки газового счетчика: сколько придется переплатить? Разъяснения на примере судебного решения
Пропущен срок поверки газового счетчика: сколько придется переплатить? Разъяснения на примере судебного решения
На основании ПР 50.2.006-94 «Порядок проведения поверки средств измерений» (утв. приказом Госстандарта РФ от 18 июля 1994 г. N125 с изменениями от 26 ноября 2001 г., зарегистрированными Минюстом России 21.07.94 г. №640)[1] ко всем измерительным приборам предъявляются требования начального и периодического контроля и обязанность своевременно представлять средства измерений на поверку, в том числе, обеспечить их доставку возлагается на лиц – владельцев средств измерений (п.3.1., 3.16. Порядка).
Причем проверять соблюдение сроков каждого последующего испытания должен пользователь, так как в платежной квитанции прописывается срок очередной поверки. Он же часто и срок службы счётчика, зачастую дешевле полностью поменять счетчик. В случае ее пропуска счетчик утрачивает свое целевое назначение. А учет потребляемого газа ведется в соответствии с установленными нормами (Правила № 549[2]), т.е. по тарифу.
В подобной ситуации клиент рискует накопить большой долг с риском отключения газа, поскольку расценки за потребляемое топливо по тарифу значительно выше.
Вопросы, возникающие при истечении срока поверки газового счётчика
При нарушении любого из условий указанных, в п. 25 «Правил…»: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии. На основании п. 28 «Правил…»: — в случае повреждения целостности любой из пломб, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу; — в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев. Согласно п. 31 «Правил…» в случае, если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях счетчика, объем потребленного газа за прошедший расчетный период, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа. В соответствии с п. 62 «Правил…» в случае если абонент, объем поставки газа которому определяется по показаниям прибора учета газа, не допускает представителей поставщика газа для проведения проверки, это фиксируется в акте проверки и является основанием для перерасчета объема газа, поставленного этому абоненту, в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения предыдущей проверки до дня, следующего за днем проведения проверки по заявке абонента.
Есть ли шансы оспорить долг?
Исправность счетчика и целостность пломб дают определенные надежды уменьшить предъявленные к оплате суммы посредством обращения в судебные структуры, поскольку другим образом опровергнуть внушительный иск будет сложно.
И хотя судебная практика показывает, что в большинстве случаев газоснабжающие организации выигрывают споры, бывают и обратные результаты. Внимательное изучение требуемых документов, грамотное и обоснованное исковое заявление, помощь опытных юристов увеличат вероятность успеха.
Создание условий для своевременной поверки контрольного прибора — это разумный и оправданный шаг. Он поможет уберечь потребителя от неприятных последствий в виде бессмысленных финансовых и душевных огорчений. Позволит направить материальные средства в рациональное русло во благо личного и семейного процветания, что так необходимо в наше хитроумное время.
Штраф за газовый счетчик
1) Могут ли работники газовой службы взыскать штраф за просроченный газовый счетчик, если в доме ни кто не живет и не прописан.
1.1. Могут. Штраф взыскивается с собственника дома.
2) Получил в наследство дом. Примерно через пол года, пришел контролер проверить газовый счетчик. После проверки, контролер узнав что владелец дома изменился, срезала пломбу с счетчика, потому что договор с газовой компанией не был переоформлен. Оплата за газ производилась вовремя в полной мере. После пришел штраф 15000. Переоформлением смог заняться только через месяц, после проверки счетчика. На сколько правомерны действия контролера и газовой службы?
2.1. Поскольку оплата вносилась вовремя и в полном объеме, не вижу оснований для наложения штрафа. Обжалуйте штраф в судебном порядке.
3) У меня просроченный счетчик старый прошел проверку в лаборатории годен до 2028 года написал заявление на перерасчет гор газ прислал отказать. Что мне делать.
3.1. Штраф за просроченную поверку газового счётчика не взимается. Но некоторые граждане продолжают платить по счётчику, несмотря на то что срок поверки истёк. Вот в этом случае будет перерасчёт в большую сторону, ибо показания счётчика не прошедшего проверку (или не предоставленного на поверку) не учитываются. Гражданин должен оплачивать услугу предоставления газа по обще-утверждённому тарифу, а не по счётчику. Многие ошибочно эту сумму называют штрафом. Газовая компания, за 30-ь дней до поверки счётчика должна прислать письменное уведомление. Гражданин должен быть в курсе что оплачивать по счётчику он не должен. Гражданин обязан согласовать сроки и предоставить возможность газовой компании снять счётчик на поверку.
4) В частном домовладении установлен газовый счетчик. В течении лета (июнь-август) оплата производилась не по счетчику, а фиксированной, с превышением. Цель — создать некоторый задел на зиму. Сейчас «Межрегионгаз» предъявил к оплате долг. Фактические, по счетчику, я переплачивал и сейчас показания на нем (счетчике) меньше чем в квитанции на оплату. Вопрос — за что штраф? Откуда взялась сумма штрафа, превышающая летний расход газа?
4.1. Павел Геннадьевич, вам необходимо обратиться за разъяснением в "e; Межрегионгаз"e; .
5) Сменили газовый счетчик без предварительного вызова контролера газоснабжающей организации для фиксации снятия пломбы у старого счетчика. Нам за это выставили штраф. Почему?
5.1. В рамках 549 постановления правительства все опломбировки и замены приборов учета производятся по заявке абонента представителями газовой компании. П.21 пп. ж) обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации;
Была просрочена поверка газового счетчика. Проверили, счетчик исправен. Должны сделать перерасчет?
Была просрочена поверка газового счетчика. Проверили, счетчик исправен. Должны сделать перерасчет?
Ответы и комментарии
Здравствуйте! К сожалению, автоматически получить перерасчет не получится.
Дело в том, что согласно российскому законодательству, расчет за газ по счетчику возможен, если счетчик считается прошедшим процедуру поверки. Если в установленный паспортом счетчика срок поверка не пройдена, абонент переводится на оплату газа по нормативам. Снова перейти на расчет за газ по счетчику можно, когда прибор учета проходит следующую поверку.
При этом в период между окончанием срока предыдущей поверки и проведением новой, показания счетчика не могут быть принять для расчеты платы за газ. И то, что в последующем счетчик был признан исправным, к делу отношения не имеет. По крайней мере, так считают газовики и суды их в в большинстве случаев поддерживают.
Там позиция истца (гражданина ) строится на том, что у него отсутсовала информация о сроках проведения поверки, а газоснабжающая организация такой информации ему не предоставило.
Резюме, в общем, такое. Теоретически добиться своего можно. Но доказывать свое право платить по счетику, раз уж он в итоге признан исправным, предится в судебном порядке. И результат далеко не гарантирован.
Повторюсь, в подавляющем большинстве подобных случаев, которые довелось изучить, суды вставали на сторону газоснабжающей организации. Увы…
добавить комментарий · Был ли этот ответ полезен вам? Да / Нет
Топят углем
Трудность и боль семьи ещё и в том, что за три дня до прихода контролёра умер хозяин дома – отец Артура. И не успела семья опомниться от одного горя, как в дом нагрянула новая беда.
– Мы со счётчиком не игрались и такого сюрприза не ждали, – добавляет Артур. – Я вообще не думал, что такое может случиться. Особенно тогда. Едва три дня с папиной смерти прошло. Уже потом, спустя полгода, когда я вступил в наследство, стали всем заниматься. Пока дом переоформили, долги на себя списали, экспертизу счётчика провели… В общем, газ нам отрезали. Теперь отапливаем дом углем.
Не сказать, что в доме особенно тепло, но в свитере ходить можно. На кухне у Дагалдиянов рядом с белым газовым котлом стоит чёрный – пониже и попузатей. Под ним – ящик с поленьями.
– Жить можно, – ловит мой взгляд Артур Хачатурович. – А ещё на что-то нужно. И детей на ноги поднимать. С тех пор как нам газ отрезали, теплица загнулась. Там с ноября лежит щавель. Он не растёт и не гниёт – лежит на земле, как мумифицированный. Татьяна – домохозяйка. Основным источником дохода помимо пенсий старшего поколения в семье была теплица. До неё Дагалдияны держали личное подсобное хозяйство – молочных коров, но вот уже несколько лет как завязали с животноводством. А теперь и теплица перестала приносить деньги.
Теперь дом отапливает угольный котёл
– Я теперь таксую, – говорит Артур. – Хорошо хоть машина есть, выручает. Не всё потеряно.
«Счётчик соответствует требованиям» 15 декабря 2021 года был составлен акт межведомственной комиссии о результатах технического освидетельствования счётчика газа. Никаких нареканий к счётчику не было, кроме отверстия в нижней части счётного механизма диаметром до 3 миллиметров.
По рекомендации «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» Дагалдияны отправили счётчик на метрологическую экспертизу, которая выявила полную пригодность прибора.
«Согласно заключению экспертов союза “Торгово-промышленная палата Ростовской области” представленный на экспертизу счётчик газа соответствует установленным в описании типа метрологическим требованиям, пригоден к применению в качестве средства измерения», – следует из текста экспертизы.
Дагалдияны судились дважды: сначала в суд на «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» подал Артур Хачатурович – и проиграл; затем истцом против газоснабжающей компании выступила его жена Татьяна.
В распоряжении «Крестьянина» имеется полный пакет документов по делу Дагалдиянов, в том числе решение Кировского районного суда от 20 сентября 2021 года. В тексте документа указаны показания свидетелей по делу. Так, контролёр «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» сообщила суду, что при проведении осмотра счётчика она увидела отверстие и составила акт о несанкционированном вмешательстве в прибор учёта. Контролёр заявила, что как сотрудник «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» она имела полное право проводить внеплановую проверку без предупреждения абонента.
Отметим, что это не совсем так: во-первых, согласно правилам поставки газа 549 пункту 58 контролёр обязан предъявить паспорт по требованию абонента: «Лица, участвующие в проведении проверки, обязаны предъявить абоненту (его представителю) служебные удостоверения, а по требованию абонента (его представителя) – также основной документ, удостоверяющий их личность». Во-вторых, на самом деле статья 22 вменяет в обязанность поставщику газа «уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ». Вдобавок к этому – статья 56: «Проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени её проведения».
Согласно проведённой экспертизе, целостность свинцовой пломбы изготовителя счётчика, целостность индикаторных пломб-наклеек поставщика газа и свинцовой пломбы организации, проводившей поверку, действительно не были нарушены. При этом на корпусе счётчика имеется дырка – предположительно, проплавленная зажигалкой или горячей спичкой.
«Согласно пункту 2 ст. 9 ФЗ “Об обеспечении единства измерения” конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определённым частям средств измерений в целях предотвращения несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений. Нарушение обязательных требований к условиям эксплуатации средств измерений, приводящее к искажению показателей точности измерений, исключает возможность применения таких средств для использования по назначению, в том числе для целей учёта объёма потребления коммунального ресурса. Поскольку прибор учёта газа, установленный в вашем домовладении, не соответствовал требованиям законодательства, объём потреблённого газа определён исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента 10», – говорится в ответе начальника Мясниковского участка по реализации газа потребителям К.В. Потяна.
Иными словами, все претензии к Дагалдиянам основываются на том, что в счётчике была дырка, а значит, теоретически они могли вмешаться в работу прибора.
– Мы говорили с экспертом. Он сказал, в таком случае треск был бы на всю округу. Если бы мы что-нибудь вставили внутрь, это услышали бы все. Большее внимание, пожалуй, мог привлечь только плакат «Тут воруют газ». Но никакого треска у нас не было, а счётчик висит на улице, – заявляет Артур Дагалдиян.
Временный мораторий на взыскание штрафов и пеней за неоплату коммунальных услуг. Читаем Постановление Правительства РФ № 424 от 02.04.2020 г.
Нетрудно догадаться, что круглосуточное пребывание россиян в четырех стенах своего дома во избежание вспышки коронавирусной инфекции неизбежно повлечет увеличение их расходов на услуги ЖКХ. Особняком вопрос оплаты услуг ЖКХ становится для тех граждан, которые по тем или иным причинам утратили свой заработок в связи с данными обстоятельствами.
В связи с этим на основании ст. 18 Федерального закона от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Правительством РФ был разработан и утвержден очередной «форс-мажорный» подзаконный акт — Постановление № 424 от 02.04.2020 г. «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которое вступило в силу со дня его официального опубликования — с 06.04.2020 г.
Давайте более подробно разберемся в этом Постановлении.
Формально, данный документ вносит некоторые коррективы в Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а если конкретно, то приостанавливает действие некоторых его положений на определенный срок. Основным смыслом «приостанавливающего» Постановления выступают следующие тезисы.
Во-первых, недопустимо взыскивать штрафные санкции (пени, штрафы) за несвоевременную и (или) неполную оплату коммунальных услуг и капитальный ремонт их потребителями в период с 06.04.2020 г. по 01.01.2021 г. (мораторий на взыскание неустойки);
Во-вторых, введен запрет на ограничение или приостановление исполнителем коммунальных услуг в их предоставлении по мотиву их неоплаты либо неполной оплаты потребителем в течение того же периода времени .
Таким образом, на первый взгляд, указанное Постановление, по сути, разрешает всем гражданам беспрепятственно не оплачивать коммунальные услуги до следующего года без каких-либо санкций.
Хотя есть и альтернативная точка зрения.
Если буквально толковать положения данного подзаконного акта, то можно заметить, что приостанавливается взыскание штрафных санкций, но не их начисление. По крайней мере, по тексту Постановления о приостановлении начисления неустойки не говорится.
Поэтому заслуживает внимания позиция, заключающаяся в том, что начисление штрафных санкций в указанный период и указание их в счетах на оплату не противоречит положениям данного Постановления.
Также из буквального толкования пункта 1 этого подзаконного акта следует, что ограничение либо приостановление предоставления коммунальных услуг невозможно даже и в том случае, если по состоянию на 06.04.2020 г. (дата его вступления в силу) в отношении потребителя этих услуг уже возникли основания для такого ограничения или приостановления по мотиву неоплаты . Данный вывод следует из-за отсутствия в этом пункте и Постановлении в целом каких-либо оговорок, дополнений или исключений.
Приостановлено действие правила пп. «д» п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг, то есть предоставлена отсрочка для поверки приборов учета до 01.01.2021 г. На этот период времени исключена презумпция неисправности приборов учета вследствие несвоевременного проведения таких поверок.
Кроме того, Постановление № 424 также оградило управляющие организации от аналогичных негативных последствий в виде взыскания с них штрафных санкций, вызванного несвоевременным исполнением ими обязанности по оплате коммунальных ресурсов перед ресурсоснабжающими компаниями на тот же срок – до 01.01.2021 г.
Не стоит, однако, забывать, что данный документ вносит соответствующие изменения только в части, связанной с коммунальными услугами в многоквартирных и иных жилых домах, а не для всех (что следует уже из его названия). Это логично, учитывая то, для каких целей оно принималось.
Проанализировав данное Постановление Кабмина, следует отметить, что в связи с приостановлением взыскания штрафных санкций за несвоевременную и (или) неполную уплату ЖКХ, а также отсутствием угрозы ограничения либо приостановления коммунальных услуг по данному основанию, существует риск того, что граждане начнут злоупотреблять предоставленными им возможностями и попросту перестанут оплачивать приходящие им счета.
На этот случай необходимо учитывать два момента.
Во-первых, существует некая неоднозначность в том, будут ли все-таки начисляться штрафные санкции в период с 06.04.2020 г. по 01.01.2021 г.?
И во-вторых, даже при отрицательном ответе на первый вопрос, задолженность по основному долгу за использование коммунальных услуг никто не отменял, и как только ограничения, введенные данным Постановлением, утратят силу, так или иначе последует начисление штрафных санкций на всю непогашенную к тому времени задолженность. Так что, если у вас имеется возможность продолжать оплачивать коммунальные услуги в штатном режиме, то лучше меньше и сейчас, чем намного больше и потом.
К слову, инициатива полного освобождения граждан от оплаты коммунальных услуг на аналогичный период времени также обсуждалась, но безуспешно.
ЮК «Центральный округ» оказывает всю необходимую юридическую помощь бизнесу по вопросам, возникающим из-за эпидемии COVID-19. В частности, мы готовы:
— представить ваши интересы перед налоговой и прочими надзорными органами;
— сопроводить переговоры с контрагентом (банком, арендодателем, прочим кредитором и т.п.);
— оказать содействие в получении сертификата ТПП РФ об обстоятельствах форс-мажора.
Мадрок
споры в связи с разграничением балансовой принадлежности
споры в связи с разграничением балансовой принадлежности
Большая группа ситуаций и вопросов, вызывающих сложности в практике их применения, связана с организацией учета электроэнергии. Мы поясним причины возникновения сложных ситуаций, споров по расчетам за поставленный ресурс, оплаты потерь в сетях, а также подходы к их разрешению.
В электроэнергетике основным документом, регулирующим порядок организации учета на розничных рынках в РФ, являются ОПФРР (Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442). На оптовом рынке электроэнергии также действует система коммерческого учета (п.8 ст. 32 ФЗ «Об электроэнергетике»), но основана она совсем на иных принципах. Итак, согласно абзацу 1 пункта 144 ОПФРР приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей, сетевых организаций, которые имеют между собой общую границу балансовой принадлежности. В случае невозможности установки прибора на границе – в месте, максимально приближенном к ней, но с соблюдением требований раздела X «Правила организации учета» ОПФРР. Понятно, что далеко не всегда установка приборов учета возможна на границе, причем в точке поставки энергии, и если прибор расположен в ином месте, то возникает проблема расчетов. Причины успешных либо ошибочных позиций относительно расчета и оплаты потерь две: первая — в понимании модели розничного рынка, вторая — в понятии «граница балансовой принадлежности».
Поставка электроэнергии осуществляется путем оказания услуги по передаче электроэнергии сетевой организацией от производителя (поставщика) до потребителя по своим сетям. Смысл модели в том, что поставщик должен получить плату за весь объем выработанной и отпущенной в сеть электроэнергии, а потребитель должен получить тот объем, который указан в договоре. В этом случае достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, который является одним из основных принципов ФЗ «Об электроэнергетике» (ст. 26). Тогда для поставки договорного объема электроэнергии потребителю сетевая организация обязана закупить у производителя (поставщика) объем энергии, увеличенный на величину потерь в своих сетях, – тем самым сетевая организация мотивируется к надлежащему содержанию сетевого хозяйства. Часть этих потерь, возникающих по объективным причинам, согласно нормативам, учитывается в тарифе (цене на услугу) сетевой организации, который установлен государственным регулятором, – и их потребитель оплачивает. Ключевые вопросы: порядок определения потерь в электрических сетях и их оплаты, определения лиц, обязанных оплачивать, — статьей 26 ФЗ «Об электроэнергетике» отнесены к полномочиям Правительства РФ, которое утвердило Правила недискриминационного доступа к электросетям от 27.12.2004 N861 (п.п.50-55). Как правило, до потребителя электроэнергия передается по нескольким смежным сетям. Согласно п.2 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», п.8 Правил недискриминационного доступа №861, сетевая организация обязана осуществить передачу электроэнергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц в силу публичности договора с ней. Лица, обязанные оплачивать потери в сетях, не учтенные в тарифе на электроэнергию, определены п. 4 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», п.4 ОПФРР. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачивается электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
Таким образом, ОПФРР лишь продублировали Правила недискриминационного доступа к сетям №861 — обязанность оплачивать фактические потери в сетях, возложена сетевую организацию, в объектах электросетевого хозяйства которой потери возникли (п.п. 4, 185, 186, 189, 190 ОПФРР). Существующие пробелы в нормативном регулировании восполнены судебной практикой – к настоящему времени она однозначно сложилась в поддержку модели розничных рынков: потребитель не обязан оплачивать потери, которые возникают в сети до точки поставки, — все фактические потери, включая хищения, отпуск в бесхозные сети, ложатся на сетевую организацию. Более того, высшими судебными инстанциями неоднократно указывалось, что для установления размера заявленных убытков в предмет доказывания входят следующие обстоятельства: определение количества электроэнергии, поступившей в сеть, и определение количества, вышедшего из сети в смежные сети и потребителям; затем необходимо определить разницу между двумя этими величинами, после чего следует рассчитать стоимость потерянной электроэнергии. Однако первоначально необходимо установить, где находятся границы сетей и принадлежность объектов электросетевого хозяйства в этих границах, через которые осуществляется переток электроэнергии.
Из изложенного становится понятно, что перенос приборов учета от границы балансовой принадлежности вовсе не является причиной спорной ситуации по корректировке расчетов за потребленный объем электроэнергии. Причиной является определение обязанной стороны по оплате потерь и их объема для необходимости сохранения баланса интересов сторон. Таким образом, требование ОПФРР по установке прибора учета на границе балансовой принадлежности обусловлено теоретической моделью баланса интересов субъектов розничных рынков, что позволяет сетевым организациям получать точные данные об объемах, отпущенных в сеть, и проводить проверки приборов учета без получения соответствующих допусков в помещение других владельцев. Однако практика такова: точные данные и доступ к объектам – далеко не главное и не всегда соответствуют коммерческим интересам сторон.
Возможность перенести учет с границы балансовой принадлежности в иные точки учета влечет ряд сложных инженерных и юридических задач. Для предотвращения проблемы или разрешения уже существующей, мы рекомендуем следующее.
- на границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства субъектов розничного рынка;
- при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов — в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки
- по соглашению между субъектами розничного рынка — в границах объектов электроэнергетики одного из них.
В этих случаях объем электроэнергии подлежит корректировке на величину потерь электроэнергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета.
Изначально граница балансовой принадлежности возникает в результате технологического присоединения к электрическим сетям путем исполнения договора техприсоединения в соответствии Правилами техприсоединения, утвержденных тем же Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861. К существенным условиям договора техприсоединения относится порядок разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Таким образом, несогласование условий о балансовой принадлежности влечет признание договора незаключенным с вытекающими последствиями. Разграничение может устанавливаться в местах фактического присоединения объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и потребителя, на границе земельного участка, в трансформаторной подстанции и т.д. При этом понятие «земельный участок», используемый в Правилах техприсоединения и договоре техприсоединения, вовсе не соответствует понятию «земельного участка» Градостроительного кодекса. Тогда важнейшим условием соблюдения собственных интересов является выбор места учета – безусловно, с инженерной проработкой вопроса. Судебная практика применения п. 144 ОПФРР неоднозначна, в частности необходимости соблюдения указанной п. 144 ОПФРР последовательности выбора вариантов места установки приборов учета. Однако, по нашему мнению, при отсутствии технической возможности установки на границе, соглашение о месте установки правомерно, даже если есть техническая возможность установить прибор учета ближе к границе, но на менее выгодных для потребителя условиях, например, большей стоимости проекта в части учета электроэнергии. Такая позиция соответствует модели рынка: важно определить разность между количеством энергии, поступившей на данный энергообъект, и отпущенной далее в сеть, т.е. существенным является исключительно требование полного учета электроэнергии. Частично такая позиция подтверждается и Разъяснением ФАС России от 06.05.2014 «По вопросу места установления прибора учета»: требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий.
В п. 2 Правил недискриминационного доступа (№861) даны определения понятий границ балансовой принадлежности, акта разграничения балансовой принадлежности электросетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, точки поставки, точки присоединения к электрической сети и другие. Но, к сожалению, приведенные определения мало что разъясняют, однако именно акт разграничения служит доказательством места установки приборов учета, одним из доказательств факта перетока электроэнергии по данной сети и влечет обязанность оплаты потерь в ней.
Особенности коммерческого учета электроэнергии для застройщиков и управляющих компаний в сфере ЖКХ.
В общем порядке застройщик является заявителем по договору техприсоединения к сети сетевой организации, и соответственно, в пределах своего земельного участка, осуществляет мероприятия по техприсоединению – строительство линий от вводных распредустройств (ВРУ) многоквартирного дома (МКД) до границы. Согласно акту техприсоединения, на балансе застройщика находятся линии электропередач в границах его земельного участка. После продажи помещений МКД, управляющая организация при заключении договоров ресурсоснабжения (в т.ч. электроснабжения) обязана оплачивать потери энергии во внешней сети МКД до границы с сетевой организацией. В силу п.8 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, внешней границей сети энергоснабжения является стена МКД, чем ограничивается общее имущество дома, если иное не установлено законодательством РФ. Иным может являться решение общего собрания собственников помещений МКД, прямо проголосовавших за включение внешних сетей в состав общего имущества. Такое решение собственников будет соответствовать договору техприсоединения, однако собственники помещений, разумеется, такого решения не примут. Застройщиком в качестве доказательств отнесения внешней сети к МКД представляются техусловия на инженерные сети, акты приема-передачи исполнительной документации на внешнюю сеть и т.д. Результаты неоднозначны: как признание судом обязанности оплаты потерь на спорном участке на основании акта разграничения балансовой принадлежности, так и отказ суда признать принадлежность внешней сети управляющей организации и обязанности оплаты в ней потерь. Во избежание подобных сложностей, представляется, что согласование условия границ балансовой принадлежности, которое является одним из условий договора техприсоединения, лучше в порядке сопровождения заключения договора поручать специалистам еще стадии преддоговорной работы.
Разумеется, в столь кратком обзоре не затронуты многие вопросы, связанные с разграничением сетей, влиянием энергопринимающих устройств потребителей на потери в сетях, какие потери подлежат оплате и методологии их расчетов, — только детальный анализ спорных ситуаций, который способен осуществить юрист по спорам с МОЭСК (и иными организациями), может показать законность или незаконность предъявленных требований.
Когда проверка газовых плит и оборудования осуществляется платно, а когда бесплатно и можно ли отказаться от нее
Проверка газового оборудования крайне важная процедура, от которой могут зависеть здоровье и безопасность жильцов. Давайте разберемся, кто должен осуществлять контроль и из чьего кармана это оплачивается.
Нужно ли платить за проверку газового оборудования
За очередную проверку газового оборудования как в многоквартирном, так и в частном доме придется платить. Цена будет указана в платежных документах, представляемых после осмотра (Постановление Правительства № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»).
Однако, бывает, что процедура контроля за газовым оборудованием прописана в договоре с УК, тогда оплата услуги уже включена в тариф. Внеплановые проверки осуществляются на бесплатной основе.
В интересах владельца жилплощади обеспечивать допуск проверяющих служб, потому что ответственность за состояние газового оборудования в квартире лежит на его плечах. Стоимость таких работ будет зависеть от количества установленных приборов.
Как часто нужно проходить процедуру
Прочее оборудование проходит проверку:
- газопроводы над и под землей методом обхода — не реже 1 раза в год;
- газопроводы над и под землей при помощи приборов — не реже 1 раза в 3 года.
Кто имеет право проверять
Если гражданин проживает в многоквартирном доме, чаще всего договор с организацией по обслуживанию газового оборудования заключает УК. Выяснить, какая компания занимается вашим домом, можно, обратившись к представителям УК.
Если вы проживаете в собственном доме, то должны лично заключить договор на техническое обслуживание. Для этого необходимо обращаться только в специализированную компанию, сотрудники которой имеют соответствующую аттестацию и лицензию.
Организация должна быть оснащена:
- средствами контроля и измерений, контрольно-измерительным оборудованием, прошедшим метрологический контроль, сертифицированными материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, обеспечивающими возможность выполнения соответствующих работ. Все приборы должны быть откалиброваны в установленном порядке.
- иметь программы технического обслуживания и проверки технического состояния используемого оборудования и средств испытаний, а также график поверки средств измерений, которые утверждаются техническим руководителем соответствующей организации.
Чтобы не столкнуться с непрофессионалами или мошенниками, необходимо заранее заключить договор или уточнить у управляющей компании, с какой службой уже заключен договор.
Можно ли отказаться
Гражданин может быть привлечен к административной ответственности, если не позволил сотруднику газовой службы выполнить необходимые работы (ст. № 9.23 КоАП РФ «Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»).
Тут важно знать, что правонарушение имеет место, если жилец был предупрежден о визите специалистов.
Ответственность
Технически гражданин может отказаться от услуг, расторгнув договор на обслуживание. Но в этом случае поставщик газа будет обязан приостановить его подачу.
Также предусмотрена административная ответственность для граждан и юридических лиц, у которых не заключен данный договор. Для физических лиц — от 1 000 руб. до 2 000 руб., для юридических — от 40 000 руб. до 100 000 руб.
Те же меры действуют и в случае, если вы отказались пускать в квартиру газовщиков, тем самым нарушив порядок плановой проверки.
Вопросы читателей
Что выдается по итогу проверки?
После проведения работ специалист газовой компании составляет акт о результатах проверки, в котором указываются дата, место проведения, данные жильца, оценка состояния оборудования, описание выявленных дефектов, рекомендации по эксплуатации.
Если обнаружены неисправности, которые не получится устранить на месте специалист составит акт, запрещающий использовать такое оборудование, и ограничит поставку газа до полного устранения всех проблем.