1. Тепловое движение. температура
§ 1. Тепловое движение. температура
В окружающем нас мире происходят различные физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел. Мы знаем, что при нагревании холодная вода вначале становится тёплой, а затем горячей.
Такими словами, как «холодный», «тёплый» и «горячий», мы указываем на различную степень нагретости тел, или, как говорят в физике, на различную температуру тел. Температура горячей воды выше температуры холодной. Температура воздуха летом выше, чем зимой.
Примеры тепловых явлений:
а — таяние льда; б — замерзание воды
Температуру тел измеряют с помощью термометра и выражают в градусах Цельсия (°С).
Вам уже известно, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Это означает, что скорость движения молекул и температура связаны между собой. При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается, при понижении — уменьшается.
Следовательно, температура тела зависит от скорости движения молекул.
Тёплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная. Разница между ними заключается лишь в скорости движения молекул.
Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры, называются тепловыми. К таким явлениям относятся, например, нагревание и охлаждение воздуха, таяние льда, плавление металлов и др.
Плавление металла
Молекулы или атомы, из которых состоят тела, находятся в непрерывном беспорядочном движении. Их количество в окружающих нас телах очень велико. Так, в объёме, равном 1 см 3 воды, содержится около 3,34 • 10 22 молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории. Это связано с тем, что, например, частицы газа, движущиеся с большими скоростями в разных направлениях, сталкиваются друг с другом и со стенками сосуда. В результате этого они изменяют свою скорость и снова продолжают движение. На рисунке 1 изображены траектории движения микроскопических частиц краски, растворённой в воде.
Рис. 1. Траектория движения микрочастиц краски, растворённой в воде
Поскольку со скоростью движения молекул тела связана его температура, беспорядочное движение частиц называют тепловым движением.
В жидкостях молекулы могут колебаться, вращаться и перемещаться относительно друг друга. В твёрдых телах молекулы и атомы колеблются около некоторых средних положений.
В тепловом движении участвуют все молекулы тела, поэтому с изменением характера теплового движения изменяется и состояние тела, его свойства. Так, при повышении температуры лёд начинает таять, превращаясь в жидкость. Если понижать температуру, например, ртути, то она из жидкости превращается в твёрдое тело.
Модель кристаллической решётки льда
Температура тела находится в тесной связи со средней кинетической энергией молекул. Чем выше температура тела, тем больше средняя кинетическая энергия его молекул. При понижении температуры тела средняя кинетическая энергия его молекул уменьшается.
Тепловое движение тока определение
Азбука физики
Научные игрушки
Простые опыты
Этюды об ученых
Решение задач
Презентации
Книги по физике
Умные книжки
Есть вопросик?
Его величество.
Музеи науки.
Достижения.
Викторина по физике
Физика в кадре
Учителю
Читатели пишут
Физика 8 класс. ТЕПЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ
Все молекулы любого вещества непрерывно и беспорядочно (хаотически) движутся.
Движение молекул в разных телах происходит по-разному.
Молекулы газов беспорядочно движутся с большими скоростями (сотни м/с) по всему объему газа. Сталкиваясь, они отскакивают друг от друга, изменяя величину и направление скоростей.
Молекулы жидкости колеблются около равновесных положений ( т.к. расположены почти вплотную друг к другу) и сравнительно редко перескакивают из одного равновесного положения в другое. Движение молекул в жидкостях является менее свободным, чем в газах, но более свободным, чем в твердых телах.
В твердых телах частицы колеблются около положения равновесия.
С ростом температуры скорость частиц увеличивается,
поэтому хаотическое движение частиц принято называть тепловым.
— доказательство теплового движения молекул.
Броуновское движение было открыто английским ботаником Робертом Броуном (1773-1858гг.)
Если распылить на поверхности жидкости мельчайшие крупинки какого-либо вещества,
то они будут непрерывно двигаться.
Эти броуновские частицы движутся под влиянием ударов молекул жидкости. Т.к. тепловое движение молекул — это непрерывное и беспорядочное движение, то и скорость движения броуновских частиц будет беспорядочно меняться по величине и направлению.
Броуновское движение вечное и никогда не прекращается.
ЗАГЛЯНИ НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ !
ДОМАШНЯЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. Возьмите три стакана. В первый налейте кипяток, во второй теплую и в третий холодную воду.
В каждый стакан бросить щепотку гранулированного чая. Что вы заметили?.
2 . Возьмите пустую пластиковую бутылку, предварительно охладив ее, опустите горлышко в стакан с водой и обхватите бутылку ладонями, но не нажимайте. Наблюдайте в течение нескольких минут.
3. На горлышко той же, но вновь охлажденной бутылки положите смоченную в воде перевернутую пробку и таккже обхватите ее теплыми ладонями. Наблюдайте в течение нескольких минут.
4. Налейте в неглубокую тарелку воды на высоту 1 — 1,5 см, поставьте в нее перевернутый вверх дном и предварительно нагретый горячей водой стакан. Наблюдайте в течение нескольких минут.
Жду отчет с объяснениями увиденного. Кто первый?
— величина, которая характеризует тепловое состояние тела или иначе мера «нагретости» тела.
Чем выше температура тела, тем большую в среднем энергию имеют его атомы и молекулы.
Тепловое движение частиц
Мы уже знаем, что все вещества состоят из мельчайших частиц — атомов, молекул. Как ведут себя частицы вещества? Для получения ответа проведем опыт. В стаканы с теплой и холодной водой бросим по 2-3 кристаллика марганцовки (перманганата калия). Уже через несколько минут мы увидим, как вода постепенно окрашивается в розовый цвет. Причем в теплой воде окрашивание идет быстрее. О чем говорят результаты опыта?
- Розовый цвет воды указывает на то, что марганцовка растворяется в воде.
- Окрашивание идет по всем направлениям, значит, молекулы марганцовки и воды сталкиваются между собой и движутся беспорядочно (хаотически).
- Окрашивание воды в стакане с теплой водой идет быстрее. Это означает, что в теплой воде хаотическое движение молекул и столкновения более интенсивны, чем в холодной.
- Перемешивание веществ, проникновение их друг в друга указывает на то, что между молекулами есть расстояния.
Явление взаимного проникновения веществ друг в друга называют диффузией.
Беспорядочное движение частиц вещества, зависящее от степени его нагретости, называют тепловым. Хаотически движутся молекулы в газах. Движение молекул в жидкостях и твердых телах отличается от движения в газах, но тоже хаотично. Доказательством тому — диффузия.
Сидя в своей комнате, мы очень быстро по запаху пищи определяем, что готовит мама на кухне. Распространение запахов — это пример диффузии. В газах она идет быстрее, чем в жидкостях. Например, если бросить в стакан с водой кусочек сахара, то через некоторое время сахар растворится, и вся вода станет сладкой. Но на это потребуется время. Очень медленно идет диффузия в твердых телах. Нужны годы, чтобы частицы одного твердого тела проникли в другое.
Следует отметить огромную роль диффузии в природе и технике. В неживой природе — это непрерывное перемешивание газов в земной атмосфере, не позволяющее более тяжелым газам собираться в низинах. Это минерализация воды, т. е. растворение в ней различных неорганических (минеральных) веществ. Чистая, без этих веществ (дистиллированная), вода совершенно безвкусна и мало полезна для постоянного употребления в пищу. Важна диффузия при переносе питательных веществ и кислорода в растениях и других организмах. Путем диффузии осуществляется газообмен в легких и тканях животных. Кислород, содержащийся в воздухе, поступает в кровь, которая доставляет его к клеткам. Углекислый газ из клеток выделяется в кровь, а затем в окружающую среду. В технике диффузия используется для получения металлов с заданными свойствами. В первую очередь это стали и сплавы алюминия, широко применяемые в авиации. На диффузии основаны процессы пайки, сварки, склеивания материалов, метод обогащения урана — топлива для атомных электростанций и др.
Диффузия — только одно из явлений, подтверждающих хаотическое движение частиц вещества. Но есть и другие доказательства, с которыми вы познакомитесь позже.
Рассматривая под микроскопом пыльцу растений, английский ботаник Роберт Броун обнаружил беспорядочное и непрерывное движение ее частиц. Не зная, как объяснить увиденное, ученый решил, что частицы пыльцы живые. Броун провел опыт, взяв вместо пыльцы мелко истолченную глину. Все повторилось, как и в случае с пыльцой. Частички покрупнее двигались медленно, реже меняя направление движения. Мелкие частички двигались быстро, беспорядочно меняя направление из стороны в сторону. Кроме того, исследуя явление, Броун обнаружил, что в горячей воде частички движутся быстрее, чем в холодной.
Броун так и не смог объяснить причину физического явления, которое позже получило название броуновского движения. Но несмотря на это ботаник Броун прочно вошел в историю физики.
Позднее причина броуновского движения была точно установлена. Молекулы жидкости, двигаясь хаотично, ударяют со всех сторон по частичкам твердого тела. Различное число ударов с разных сторон заставляет частицы непрерывно и беспорядочно двигаться.
Броуновское движение экспериментально подтверждает реальность существования молекул и их движение.
Конспект урока " Тепловое движение. Температура"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Формирование понятий теплового движения молекул, температуры; знакомство учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особым видом движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_teplovoe_dvizhenie._temperatura.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курташкинская средняя общеобразовательная школа»
Атюрьевского муниципального района
Конспект урока по физике
Тепловое движение. Температура
Алёшкина Марина Николаевна,
МБОУ «Курташкинская СОШ»
2018-2019 учебный год
Тема «Тепловое движение. Температура»
Цели урока: формирование понятий теплового движения молекул, температуры; знакомство учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особым видом движения.
Образовательные: сформировать понятия температуры и теплового движения как беспорядочного движения молекул; сравнить его с механическим движением отдельной молекулы.
Развивающие : развивать интерес к физике, мотивировать необходимость изучения тепловых явлений, раскрывать на интересных и важных примерах их широкое проявление в природе, показывать применение знаний о тепловых явлениях в быту и технике.
Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Оборудование: химическая пробирка, закрытая пробкой с индикатором давления, стакан с теплой водой, стакан с горячей водой, стакан с холодной водой, деревянные и металлические предметы, термометры.
Демонстрации: изменение давления при опускании пробирки в теплую воду, определение на ощупь температуры воды в сосудах, температуры различных предметов.
1. Организационный момент.
Ознакомление со структурой учебника, основными его темами, разделами. Основные требования к ведению тетрадей по физике, тетрадей для лабораторных и контрольных работ. Принадлежности необходимы на уроках физики.
Метод «Релаксация» Здравствуйте. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Существует притча. Мудрец говорит своему ученику
– Вот этот глиняный горшок я могу наполнить доверху три раза подряд, ни разу не опустошая. Ученик не поверил. Тогда мудрец набросал в горшок камней.
– Наполнился? – спросил он.
– Наполнился, – ответил ученик.
После этого поверх камней мудрец насыпал песок.
– А теперь смотри, наполнится и в третий раз! – сказал мудрец и залил содержимое горшка водой.
Вы, наверное, не раз задумывались над вопросом, из чего состоит то или иное тело? Это самый древний и самый трудный вопрос естествознания.
1.Давайте с вами вспомним: как называются частицы, из которых состоят вещества?
2. Какие явления показывают, что вещества состоят из частиц, разделенных промежутками?
3. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
4. Имеются ли различия между молекулами льда, воды, водяного пара?
5. Какими основными понятиями и терминами мы пользовались в 7 классе?
Физическое тело — это каждый окружающий нас предмет,
физические явления — это изменения, происходящие с физическими телами,
физическая величина — это характеристика измеряемых свойств тел или явлений,
физический закон — это независимо от наблюдателя существующая в природе связь между физическими величинами.
Единица измерения. Физическую величину можно сравнить с однородной величиной, принятой за единицу этой величины.
Физические приборы — это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.
6. Какие физические явления мы изучали в прошлом году? ( механические ).
3. Изучение нового материала.
В этом году мы будем изучать тепловые, электрические, магнитные, световые физические явления.
Тепловые явления не менее распространены в природе и технике, чем механические.
Тема нашего урока: «Тепловое движение. Температура »
К тепловым явлениям относятся: таяние льда, превращение воды в пар, образование тумана, горение, нагревание и т.п. Все эти явления связаны с изменением температуры тел или окружающей среды.
Изучая тепловые явления, вы не только узнаете, как они происходят, как устроены и действуют тепловые двигатели, но и найдете ответы на многие практические вопросы. Например: почему воду нужно греть обязательно снизу; как вода превращается в лед или пар; чем отличаются вода, лед и водяной пар; можно ли в горах сварить мясо и многие другие.
В окружающем мире происходят различные физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел. Словами «холодный», «теплый», «горячий» указывают на различную степень нагретости тела и говорят о различной температуре. Температура летом выше, чем зимой. Температура горячей воды, выше температуры холодной воды. Необходимо помнить, что ощущения «горячо» или «холодно», относительны. Но температура не зависит от того как мы ощущаем степень нагретости тела.
а ) на столе устанавливают три сосуда с водой: один с горячей водой, второй — с холодной и третий — с теплой. Предлагают одному желающему ученику поместить левую руку в сосуд с горячей водой, а правую — в сосуд с холодной. Через некоторое время предлагают ученику обе руки опустить в сосуд с теплой водой. Ученик сообщает, что теперь правая рука чувствует тепло, а левая — холод, хотя обе руки находятся в одной и той же воде;
б ) учитель предлагает учащимся левой рукой дотронуться до деревянного предмета (например, стол, стул), а правой — до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая — холод.
Отсюда делается вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.
Температура зависит от скорости движения молекул. Температура — физическая величина, следовательно, ее можно измерить прибором – термометром. Термометр показывает собственную температуру. Температура термометра равна измеряемой температуре.
Температуру тел измеряют с помощью термометра и выражают в градусах Цельсия ( о С). Первый прибор для объективной оценки температуры был изобретен Галилеем в 1592 г – термоскоп. Совершенствованием термометров занималось много ученых. Каждый из них создавал свою шкалу.
В настоящее время в большинстве стран для научных и практических целей используется Международная практическая температурная шкала. За нуль принимается температура плавления льда при нормальном атмосферном давлении (101,325 Па). Температура кипения дистиллированной воды при нормальном атмосферном давлении приписывается значение 100 градусов. Шкала делится на 100 равных частей – градусов, каждый градус можно поделить на равные доли.
Демонстрация термометров. Формулируются правила, обеспечивающие сохранность термометров и правильность измерений.
Во Франции до революции в России применялась шкала Реомюра, предложенная французским естествоиспытателем Р. Реомюром в 1730г. В Англии и США до сих пор используется шкала Фаренгейта. У. Томсон (лорд Кельвин) в 1848 предложил ввести новую шкалу температур, которая называется абсолютной. Нулевой уровень -273,15 0 С.
При изучении тепловых явлений используют некоторые основные понятия и термины. Мы уже вспомнили о том, что все тела состоят из молекул. Что все молекулы непрерывно и беспорядочно движутся. Рассмотрим движение отдельной молекулы. Его можно считать механическим, т.к. можно изобразить траекторию движения молекулы. Оценить скорость движения и т.п. Но количество молекул в окружающих нас телах очень велико. Так в 1см 3 воды содержится около 3.34 * 10²² молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории. При движении молекулы сталкиваются, изменяют скорость, направление движения. Такое движение уже не подчиняется законам механики.
Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением.
В тепловом движении участвуют все молекулы тела.
Тепловое движение отличается от механического тем, что в нем участвует очень много частиц и каждая движется беспорядочно.
4. Закрепление изученного.
Ответьте на вопросы:
-Как меняется давление газа при изменении его температуры (при постоянном объеме)?
-Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?
-Что мы понимаем под температурой вещества?
-Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха. Какие температурные шкалы вам известны?
-Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?
Вывод: температура указывает на различную степень нагретости тел. Измеряется термометром Единица измерения – градус. Чем выше скорость движения молекул тела, тем выше температура тела.
5. Подведение итогов. Домашнее задание.
- § 1 записи в тетради.
- Сборник задач Лукашика № 915, 916,926
- Экспериментальное задание.
1.Медную монету зажать между двумя гвоздями, вбитыми в дощечку. Потереть монету пальцами или шерстяной тканью. Проверить проходит ли монета между гвоздями.
2. Опустить монету в горячую воду. Снова проверить, проходит ли монета между гвоздями. Сделать выводы.
- Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 8 класс. –М.: ВАКО:, 2010
- Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества.
Заключительный урок по теме «Тепловые явления» в 8 классе по программе для общеобразовательных учреждений: физика 7–9 под редакцией А.В.ПерышкинаТип урока – урок закрепления полученных знаний.
Конспект урока Тепловые явления 8 класс
Урок физики в 8 классе по теме: «Тепловые процессы» Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие позна.
конспект урока по теме «Температура и ее измерение»
На уроке раскрывается понятие о термодинамических параметрах. Рассматривается температура как характеристика состояния теплового равновесия термодинамической системы. .
конспект урока: Тепловые двигатели
План-конспект урока по физике по теме «Тепловое движение. Температура» 8 класс
Тема: Тепловое движение. Температура. Вводный инструктаж по технике безопасности.Цель урока: обеспечить усвоение новых знаний о понятиях «тепловое движение» и «температура»; фо.
Тепловое движение. Температура
Технологическая карта урока физики.
Тепловое движение. Температура. — 8 класс
Термометр — прибор для измерения температуры.t — температура.Температура — это степень нагретости тел.Теплообмен — передача тепла от более нагретого тела к менее нагретому.Передача тепла идет до тех п.
Что это: тепловое движение? С какими понятиями оно связано?
События физического мира неотрывно связаны с изменениями температуры. С ней каждый человек знакомится в раннем детстве, когда понимает, что лед холодный, а кипяток обжигает. В то же время приходит понимание, что процессы изменения температуры не происходят мгновенно. Уже потом в школе ученик изучает, что связано это с тепловым движением. И процессам, связанным с температурой, выделен целый раздел физики.
Что такое температура?
Это научное понятие введено для замены обыденных терминов. В повседневной жизни постоянно фигурируют такие слова, как горячий, холодный или теплый. Все они говорят о степени нагретости тела. Именно так она определяется в физике, только с добавлением, что это скалярная величина. Ведь температура не имеет направления, а только числовое значение.
В международной системе единиц (СИ) температура измеряется в градусах Цельсия (ºС). Но во многих формулах, описывающих тепловые явления, требуется переводить ее в Кельвины (К). Для этого существует простая формула: Т = t + 273. В ней Т — температура в Кельвинах, а t — в Цельсиях. Со шкалой Кельвина связано понятие об абсолютном нуле температур.
Существует еще несколько шкал температур. В Европе и Америке, например, в ходу Фаренгейты (Ф). Поэтому их необходимо уметь записывать в Цельсиях. Для этого из показаний в Ф полагается вычесть 32, потом разделить его на 1,8.
Домашний эксперимент
В его объяснении требуется знать такие понятия, как температура, тепловое движение. Да и выполнить этот опыт просто.
Для него потребуется взять три емкости. Они должны быть достаточно большими, чтобы в них легко могли поместиться кисти рук. Наполнить их водой разной температуры. В первом она должна быть очень холодной. Во втором — подогретая. В третий налить горячую воду, такую, в которой руку будет возможно держать.
Теперь сам опыт. Опустить левую руку в емкость с холодной водой, правую — с самой горячей. Подождать пару минут. Вынуть их и сразу погрузить в сосуд с теплой водой.
Результат окажется неожиданным. Левой руке будет казаться, что вода теплая, у правой возникнет ощущение холодной воды. Это связано с тем, что вначале устанавливается тепловое равновесие с теми жидкостями, в которые руки погружены изначально. А потом это равновесие резко нарушается.
Основные положения молекулярно-кинетической теории
Она описывает все тепловые явления. А утверждения эти достаточно просты. Поэтому в разговоре о тепловом движении эти положения знать необходимо.
Первое: вещества образованы мельчайшими частицами, расположенными на некотором удалении друг от друга. Причем этими частицами могут оказаться как молекулы, так и атомы. А расстояние между ними во много раз больше размеров частиц.
Второе: во всех веществах наблюдается тепловое движение молекул, которое никогда не прекращается. Частицы при этом двигаются беспорядочно (хаотично).
Третье: частицы взаимодействуют между собой. Это действие обусловлено силами притяжения и отталкивания. Их величина зависит от расстояния между частицами.
Подтверждение первого положения МКТ
Доказательством того, что тела состоят из частиц, между которыми есть промежутки, служит их тепловое расширение. Так, при нагревании тела его размер увеличивается. Происходит это из-за удаления частиц друг от друга.
Другим подтверждением сказанному является диффузия. То есть проникновение молекул одного вещества между частицами другого. Причем это перемещение оказывается взаимным. Диффузия проходит тем быстрее, чем дальше друг от друга расположены молекулы. Поэтому в газах взаимное проникновение произойдет гораздо быстрее, чем в жидкостях. А в твердых телах на диффузию требуются года.
Кстати, последний процесс объясняет и тепловое движение. Ведь взаимное проникновение веществ друг в друга происходит без какого-либо вмешательства со стороны. Но его можно ускорить, если нагреть тело.
Подтверждение второго положения МКТ
Яркое доказательство того, что существует тепловое движение — это броуновское движение частиц. Оно рассматривается для взвешенных частиц, то есть для тех, которые существенно больше молекул вещества. Этими частицами могут быть пылинки или крупинки. А помещать их полагается в воду или газ.
Причина беспорядочного движения взвешенной частицы в том, что со всех сторон на нее действуют молекулы. Их действие беспорядочно. Величина воздействий в каждый момент времени разная. Поэтому результирующая сила направлена то в одну, то в другую сторону.
Если говорить о скорости теплового движения молекул, то для нее есть особое название — средняя квадратичная. Ее можно вычислить по формуле:
В ней Т — температура в Кельвинах, m — масса одной молекулы, k — постоянная Больцмана (k=1,38*10 -23 Дж/К).
Подтверждение третьего положения МКТ
Частицы притягиваются и отталкиваются. В объяснении многих процессов, связанных с тепловым движением, это знание оказывается важным.
Ведь силы взаимодействия зависят от агрегатного состояния вещества. Так, у газов их практически нет, так как частицы удалены так сильно, что их действие не проявляется. В жидкостях и твердых телах они ощутимы и обеспечивают сохранение объема вещества. В последних они гарантируют еще и поддержание формы.
Доказательством существования сил притяжения и отталкивания является появление сил упругости при деформации тел. Так, при удлинении усиливаются силы притяжения между молекулами, а при сжатии — отталкивания. Но в обоих случаях они возвращают телу первоначальную форму.
Средняя энергия теплового движения
В этой формуле p — давление, V — объем, N — число молекул, E — средняя кинетическая энергия.
С другой стороны, это уравнение можно записать так:
Если их объединить, то получится следующее равенство:
Из него следует такая формула для средней кинетической энергии молекул:
Отсюда видно, что энергия пропорциональна температуре вещества. То есть при повышении последней частицы двигаются быстрее. В этом и заключается суть теплового движения, которое существует, пока есть температура, отличная от абсолютного нуля.