Azotirovanie.ru

Инженерные системы и решения
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто заплатит за; замену электросчетчиков на; умные; и; как их; устанавливать жителям Алтая по; новым правилам

Кто заплатит за замену электросчетчиков на «умные» и как их устанавливать жителям Алтая по новым правилам

Владельцы квартир и частных домов больше не должны тратиться на установку новых электросчетчиков и не обязаны следить за сроком их поверки. Такие правила введены еще с 1 июля 2020 года. Причем , как не раз писал altapress.ru , новые приборы учета должны стать «умными» — они будут сами , без нашего участия , передавать показания. Впрочем , не все так просто. О нюансах новых правил мы попросили рассказать специалистов «Алтайэнергосбыта».

Старый счетчик.

Если счетчик вышел из строя или истек срок поверки , электросчетчик заменят сами энергетики.

В индивидуальных жилых домах менять счетчики будет сетевая организация ( «Алтайэнерго», СК «Алтайкрайэнерго», «Барнаульская сетевая компания» и др.).

В многоквартирных — гарантирующий поставщик: «Алтайэнергосбыт», «Алтайкрайэнерго», «Барнаульская горэлектросеть» или «Заринская горэлектросеть». Но в этом случае есть нюансы — их можно уточнить в энергосбытовой компании.

Нет , не должен. Если истек срок поверки , электросчетчик вышел из строя или оказался неисправным , расходы на его замену несут энергетики — гарантирующие поставщики и сетевые организации. То есть для потребителя это бесплатно.

Электрический счетчик.

Если электросчетчик вышел из строя после 1 июля 2020 года , гарантирующий поставщик электроэнергии ( в многоквартирном доме) или сетевая организация ( в индивидуальном) обязан купить и заменить счетчик.

О неисправности надо незамедлительно сообщить гарантирующему поставщику , сетевой организации или исполнителю коммунальных услуг — управляющей компании , ТСЖ , ЖСК.

Все зависит от того , когда понадобилась замена. Если электросчетчик вышел из строя ( или вообще отсутствовал) или срок его эксплуатации истек до 1 апреля 2020 года , заменить его и ввести в эксплуатацию энергетики обязаны до 31 декабря 2023 года.

Если после 1 апреля 2020 года , то на замену энергетикам дается не более шести месяцев с момента обращения абонента — или с момента установления факта утраты , выхода из строя , истечения срока эксплуатации , межповерочного интервала.

В случае истечения межповерочного интервала гарантирующий поставщик вправе сделать поверку — причем за свой счет. Проведение поверки допускается до 1 января 2022 года.

Электрический счетчик.

Если вы живете в частном секторе , обращайтесь в сетевую организацию. Если в многоквартирном доме — к гарантирующему поставщику. Кроме того , можно подать заявление в ТСЖ или УК , а те в течение суток обязаны направить его гарантирующему поставщику.

Замена прибора учета осуществляется в присутствии собственника помещения или исполнителя коммунальных услуг ( УК , ТСЖ и т.д.).

Если они не явились , замена может быть проведена сетевой организацией или гарантирующим поставщиком и без них — так сказать , в одностороннем порядке.

После установки собственнику помещения , управляющей компании или жилтовариществу направят акт допуска прибора учета в эксплуатацию.

Счетчик

Несвоевременное информирование об утрате счетчика или его неисправности приравнивается к безучетному потреблению. Инспектор сетевой организации или гарантирующего поставщика , выявив нарушение , составит акт безучетного потребления.

На основании этого акта потребителю доначислят плату — и это весьма существенная сумма.

Ее рассчитают исходя из мощности не санкционированно подключенного оборудования и его круглосуточной работы или исходя из десятикратного норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению — в зависимости от типа нарушения.

К безучетному потреблению относится нарушение потребителем договорных обязательств , которые приводят к искажению данных счетчика. Например:

  • вмешательство в работу счетчика;
  • нарушение целостности счетчика , механические повреждения , наличие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин , не плотное прилегание стекла индикатора;
  • повреждение ( самостоятельное снятие) пломб , в том числе антимагнитных и других знаков визуального контроля;
  • наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки электросчетчика и факта воздействия магнитных полей на его элементы в соответствии с предельными значениями;
  • несанкционированное подключение проводки до электросчетчика.

Электрик.

Как и раньше , отвечает за это собственник квартиры или нежилого помещения в многоквартирном доме — если счетчик установлен в квартире или помещении. Вообще же , правило такое: в чьих границах балансовой принадлежности расположен прибор учета , тот и несет ответственность за его сохранность.

Он по-прежнему обязан обеспечить сохранность и целостность электросчетчика — пломбы , знаки визуального контроля , оборудования , входящего в состав интеллектуальной системы учета электроэнергии , установленного внутри квартиры , помещения или дома ( участка , на котором расположен жилой дом).

Важно помнить: собственник несет ответственность перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией за убытки , причиненные неисполнением этой обязанности.

До 1 января 2023 года гарантирующие поставщики или сетевые организации могут устанавливать интеллектуальный или обычный счетчик — по своему смотрению.

Но в новостройках современные приборы учета установят сразу — если , конечно , застройщик получил разрешение на строительство после 1 января 2021 года.

С 1 января 2023 года выбора уже не будет: устанавливать будут только «умные» электросчетчики.

Замена обычных приборов учета на интеллектуальные идет поэтапно , по мере выхода их из строя , поломки или истечения межповерочного интервала. Потребителю не придется платить ни за сам новый «умный» счетчика , ни за его установку при замене старого.

Женщина снимает показания счетчика.

После установки «умного» электросчетчика показания передавать не нужно. Контроллер в счетчике сам собирает информацию о потреблении электроэнергии и передает ее.

Однако до момента включения «умного» электросчетчика в единую интеллектуальную систему , которая формируется в рамках нового законодательства , передавать показания электроэнергии в управляющую или ресурсоснабжающую компанию должен сам абонент.

Контролировать расход электроэнергии потребитель может при помощи дистанционного пульта ( монитора), который выдается после установки интеллектуального прибора учета.

  • Места

Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах: кто должен устанавливать, оплачивать

В целях учета полного расхода коммунальных услуг во всем доме для выявления факта недостачи на сегодняшний день устанавливаются общедомовые учетные средства. Однако кто оплачивает расходы на установку и обслуживание такого оборудования: сами жильцы или все-таки коммунальная организация? Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы установки общедомовых счетчиков.

Читайте так же:
Флажок сброса счетчика картриджа brother tn 2275

Общедомовые приборы учета

Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.

Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.

Холодной воды

Общедомовые счетчики

Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться.

Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.

При таком положении вести общий учет расхода воды во всем многоквартирном доме будет проблематично. Самое главное подобрать подходящий прибор учета воды.

Горячей воды

С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема. Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.

Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.

С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.

Общедомовые приборы учёта тепловой энергии

Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.

Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.

Электроэнергии

Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.

Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.

Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?

Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Порядок установки подобного оборудования имеет общую регламентацию. Так, в целом процесс состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решение по поводу установки приборов для общего на весь дом учета, на собрании всех жильцов МКД.
  2. Приобретение соответствующего счетчика.
  3. Обращение в уполномоченную коммунальную организацию для согласования установки счетчика.
  4. Непосредственная установка счетчика в присутствии представителей коммунальной организации или же их специалистами.

Счетчик может быть установлен любым специалистом. Однако до тех пор, пока коммунальная организация не удостовериться в качественности и правильности работы оборудования, что подтверждается наличием сертификата соответствия и не опломбирует его, его показания не будут признаваться.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Итак, кто должен устанавливать ОДПУ? Федеральный Закон достаточно четко обязывает перечень лиц, кто должен установить общедомовой прибор учета тепла. Так, в соответствии с ранее указанным Законом ОДПУ обязаны устанавливать:

  • собственники зданий;
  • государственные органы.

Собственники обязаны установить рассматриваемое оборудование в своих зданиях, когда как государственные органы отвечают за установку такого прибора учета в зданиях, предоставленных им государством для осуществления их деятельности и находящиеся в их хозяйственном ведении.

Всем собственникам в России был дан срок до 1 января 2011 года для того, чтобы они оснастили свои здания общими учетными устройствами.

Однако к присоединившимся регионам России – Республике Крым и Севастополю был дан срок до 1 января 2019 года.
На 2021-й год все сроки уже вышли.

Также стоит отметить, что установка подобного счетчика осуществляется в обязательном порядке сразу после ввода в эксплуатацию здания, в не зависимости от того, производился ли капитальный ремонт или здание является вновь возведенным. Ответственным за установку такого оборудования является организация, осуществляющая капитальный ремонт или строительство.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета

Итак, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета? В соответствии с законодательством расходы по установке общего учетного оборудования в многоквартирных домах и не жилых зданиях должны нести сами собственники этих зданий либо государственные органы, в ведении которых находятся соответствующие здания.

Однако закон дает региональным властям полномочия на свое усмотрение финансировать подобные мероприятия за счет региональных бюджетов. Таким же полномочием наделены местные администрации всех населенных пунктов России.

В случае если собственники отказываются платить за установку

В случаях, когда собственники жилых помещений в многоквартирных домах отказываются платить за установку соответствующего оборудования, она будет осуществлена за счет жилищной организации. В случаях, когда роль жилищной организации исполняет товарищество данных собственников, установка осуществляется за счет средств местного бюджета.

Однако в дальнейшем стоимость установки и эксплуатации данного оборудования будет включено в счета коммунальщиков и собственникам квартир все равно придется заплатить. По этой причине установку лучше сразу осуществить за счет жилищной организации, которая непосредственно ответственна за обеспечение эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт многоквартирных домов является плановым мероприятием, направленным на устранение возникающих в ходе эксплуатации здания проблем. Так что средства, собираемые на текущий ремонт, не могут быть потрачены на установку счетчика, так как его отсутствие не является некой внезапно возникшей проблемой, всерьез мешающей эксплуатации жилого помещения.

В некоторых случаях, данные средства все же можно направить на подобные расходы. Но для этого необходимо получить решение собрания собственников жилья многоквартирного дома и согласовать действия с жилищной организацией.

Порядок установки общедомового прибора учета

Установка ОДПУ осуществляется в следующем порядке:

  1. Собственники приобретают соответствующее учетное оборудование, которая имеет сертификат соответствия установленным в Таможенном Союзе регламентам.
  2. Приглашаются представители и специалисты соответствующей коммунальной организации, которые устанавливают и пломбируют учетное оборудование собственными средствами.
Читайте так же:
Счетчики для вязальной машины северянка

Стоит отметить, что соответствующие коммунальные организация сами предоставляют прибор учета, который уже прошел сертификацию. Установка их оборудования поможет быстрее осуществить процедуру и избежать многих разногласий по поводу качества работы того или иного прибора учета.

Когда происходит ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

Общедомовые счетчики вводятся в эксплуатацию после того, как происходит опломбирование. То есть с этого момента оборудование начинает вести учет расходуемой на общедомовые нужды коммунальной услуги.

Однако для официального ввода в эксплуатацию необходимо составить соответствующий акт. Он подписывается ответственным сотрудником жилищной организации и представителем коммунальщиков.

Разумеется, собственники могут установить учетный прибор и без уведомления коммунальной организации.

Однако в таком случае данное оборудование не будет включено в систему диспетчеризации и обслуживание по нему производиться не будет. То есть жильцам самим придется оплачивать текущее обслуживание счетчика.

ОДПУ-выгоды для МКД

Основной плюс от установки общедомовых счетчиков заключается в том, что жильцы смогут сэкономить деньги на расходах на общедомовые нужды. Так, они могут оплачивать лишь тот расход энергии, который происходит внутри дома.

Как правило, можно посчитать около десятка причин того, что расходы на общедомовые нужды вырастают в разы. Так что установка общедомовых приборов учета позволит убрать большинство из них. К примеру:

  • будет учитываться лишь утечка, имеющая место внутри здания;
  • коммунальщики уже не смогут распределять образовавшуюся у них недостачу на жильцов;
  • управляющие компании не смогут завышать стоимость услуг по общедомовым нуждам по своему усмотрению без конкретных фактов и т.д.

То есть установка ОДПУ позволит жильцам платит лишь за действительно израсходованную энергию. Без этого распределение будет идти по нормативу, что, как выяснилось, образует гораздо большую стоимость, нежели действительные расходы на общедомовые нужды в многоквартирных домах.

Может ли РСО установить ОДПУ в МКД без разрешения собственников и требовать деньги?

РСО без согласия жителей установила ОДПУ и требует денег. Что делать несогласным с установкой или размером расходов? Существует ли предел затрат?

По вопросам:

Имеет ли право ресурсоснабжающая компания без решения собственников МКД установить ОДПУ и выставить расходы собственникам помещений? Если да, то на каких условиях? Как быть собственникам которые не согласны? Есть ли норматив или расчет предельной стоимости такой установки?

Сообщаю:

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  1. Жилищный кодекс РФ;
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  4. Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416;
  5. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;
  6. Письмо Минстроя России от 28.07.2017 № 26902-ДБ/04;
  7. Письмо Минстроя России от 09.04.2014 N 5792-МС/04;
  8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015);
  9. Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2015 по делу № 308-КГ14-6110;
  10. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 N 15АП-15643/2017 по делу N А32-40930/2016;
  11. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А33-29677/2015;
  12. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 N 11АП-17279/2015 по делу N А55-3346/2015;
  13. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 N 07АП-9533/2016 по делу N А67-4799/2016.

Исходя из предоставленной информации, считаю необходимым сообщить следующее:

Инженерные сети МКД

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом многоквартирного дома и находится в общей долевой собственности собственников помещений в доме. К такому оборудованию относятся инженерные коммуникации дома и общедомовые приборы учета.

Частью 5 статьи 13 федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления указанного закона (27.11.2009) обеспечить оснащение домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии.

Согласно ч. 1 ст. 13 указанная обязанность отсутствует у собственников ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт.

В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Поэтому отказаться от трат на оснащение дома ОДПУ несогласный собственник не может.

В соответствии с частью 8 статьи 13 фз «Об энергосбережении» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Поскольку деятельность по установке, ремонту и обслуживанию приборов учета не является лицензируемым видом деятельности, ей может заниматься любой хозяйствующий субъект. К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в определении от 15.04.2015 по делу № 308-КГ14-6110.

Закон № 261-ФЗ в ч. 12 ст. 13 определил последствия неисполнения собственниками обязанности по установке общедомовых приборов учета (далее также ОДПУ): если установка и ввод в эксплуатацию не были произведены до 01.01.2012, то организации, чьи сети непосредственно присоединены к сетям МКД и которые выступают в качестве поставщика соответствующего коммунального ресурса, обязаны оснастить многоквартирный дом общедомовыми приборами учета.

Собственники, а также управляющая домом организация, ТСЖ обязаны допустить поставщиков коммунальных ресурсов к местам установки приборам учета. В случае недопуска ресурсоснабжающей организации в технические помещения дома РСО может обратиться в суд с требованием об обязании ответчика (ответчиков) не чинить препятствия в оснащении дома ОДПУ. В домах, где имеется единый субъект, управляющий домом (например, управляющая организация или ТСЖ), надлежащим ответчиком по иску будет такая организация.

Читайте так же:
Снять счетчики с эксплуатации

Более того, существует положительная для РСО практика о допуске в дом для установки счетчика даже если общее собрание собственников приняло решение не устанавливать общедомовые приборы учета (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 N 15АП-15643/2017 по делу N А32-40930/2016)

Работы по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета являются платными. В соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261 расходы на оснащение дома приборами учета относятся РСО на собственников. По умолчанию собственникам предоставляется рассрочка на срок 5 лет, если собственники не приняли на общем собрании решения о единовременной оплате или уменьшении периода рассрочки. Право на увеличение периода рассрочки законом не предусмотрено. Рассрочка платная: с собственников дополнительно может взиматься процент в размере не больше ставки рефинансирования (в настоящее время она приравнена к ключевой ставке).

Обеспечить поступление платежей в ресурсоснабжающую организацию обязано лицо, управляющее многоквартирным домом: УК, ТСЖ, ЖСК. По мнению Минстроя, изложенного в письме от 28.07.2017 № 26902-ДБ/04, управляющая компания может собирать или взыскивать денежные средства с собственников на основании агентского договора, заключенного с ресурсоснабжающей организацией.

Если управляющая компания отказывается участвовать в собирании или взыскании денежных средств в пользу РСО, то РСО вправе обратиться в суд и взыскать с УК свои расходы на установку ОДПУ. Верховный Суд РФ в п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) указал, что так как собственники помещений заключают с УК договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом, то и надлежащим ответчиком по этому иску будет управляющая организация.

Исходя из системного толкования ст. 162 ЖК РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, пп. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.

При этом УК является представителем собственников, и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Поэтому если собственники не принимали решения об уменьшении периода рассрочки, то РСО не вправе взыскать с УК денежные средства без учета положенной собственникам пятилетней рассрочки.

Единая методика установления размера трат на установку ОДПУ ресурсоснабжающими организациями отсутствует, предельный размер таких трат не установлен.

По мнению Минстроя России, изложенном в письме от 09.04.2014 N 5792-МС/04, расходы на установку ОДПУ состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета. При предоставлении собственникам рассрочки в расходы также могут быть включены траты на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку приборов учета, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки.

Расходы распределяются между собственниками пропорционально их доле в праве на общую собственность.

Прибыль РСОСогласно п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) при несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, споры относительно стоимости установки ОДПУ могут быть разрешены судом. Досудебный порядок урегулирования спора обязателен. Наиболее эффективным способом определить действительную стоимость выполненных работ будет строительно-техническая экспертиза.

С претензиями по стоимости может обратиться как любой собственник, считающий, что его права нарушены, так и управляющая организация или ТСЖ, основываясь на изложенной выше позиции Верховного Суда РФ.

Если дело дошло до иска РСО к УК о взыскании расходов на установку ОДПУ, необходимо заявлять встречный иск (с обязательным досудебным порядком). В противном случае все доводы о дороговизне разобьются о документы, представленные ресурсоснабжающей организацией: договоры с подрядчиками, справки КС-3, актами КС-2, локальные сметные расчеты, счета-фактуры и т.п. (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А33-29677/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 N 11АП-17279/2015 по делу N А55-3346/2015) и установленной Правительством РФ необходимостью отдельно оспаривать размер расходов.

Впрочем, если РСО не озаботится доказыванием факта несения расходов, то суд может и отказать в удовлетворении ее требований (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 N 07АП-9533/2016 по делу N А67-4799/2016).

Резюме

Собственники помещений в многоквартирных домах, добровольно не установившие общедомовые приборы учета, обязаны обеспечить допуск ресурсоснабжающей организации, непосредственно поставляющей коммунальный ресурс в дом, для установки ОДПУ и оплатить расходы по такой установке. Отказаться от этой обязанности нельзя.

Расчет расходов на установку ОДПУ ресурсоснабжающая организация осуществляет самостоятельно и предъявляет его к оплате собственникам или управляющей организации. Какие-либо предельные размеры расходов на установку ОДПУ отсутствуют.

Собственник помещения или УК, ТСЖ, не согласные с размером выставленных расходов, имеют право оспорить этот размер сначала непосредственно в РСО, а затем – в суде. Для этого потребуется провести строительно-техническую экспертизу, которая проверит правильность выставленной сметы.

Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах: кто должен устанавливать, оплачивать

В целях учета полного расхода коммунальных услуг во всем доме для выявления факта недостачи на сегодняшний день устанавливаются общедомовые учетные средства. Однако кто оплачивает расходы на установку и обслуживание такого оборудования: сами жильцы или все-таки коммунальная организация? Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы установки общедомовых счетчиков.

Читайте так же:
Как увеличить мощность счетчика

Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.

Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.

Общедомовые счетчики

Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться.

Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.

При таком положении вести общий учет расхода воды во всем многоквартирном доме будет проблематично. Самое главное подобрать подходящий прибор учета воды.

С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема. Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.

Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.

С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.

Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.

Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.

Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.

Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.

Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?

Порядок установки подобного оборудования имеет общую регламентацию. Так, в целом процесс состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решение по поводу установки приборов для общего на весь дом учета, на собрании всех жильцов МКД.
  2. Приобретение соответствующего счетчика.
  3. Обращение в уполномоченную коммунальную организацию для согласования установки счетчика.
  4. Непосредственная установка счетчика в присутствии представителей коммунальной организации или же их специалистами.

Счетчик может быть установлен любым специалистом. Однако до тех пор, пока коммунальная организация не удостовериться в качественности и правильности работы оборудования, что подтверждается наличием сертификата соответствия и не опломбирует его, его показания не будут признаваться.

Итак, кто должен устанавливать ОДПУ? Федеральный Закон достаточно четко обязывает перечень лиц, кто должен установить общедомовой прибор учета тепла. Так, в соответствии с ранее указанным Законом ОДПУ обязаны устанавливать:

  • собственники зданий;
  • государственные органы.

Собственники обязаны установить рассматриваемое оборудование в своих зданиях, когда как государственные органы отвечают за установку такого прибора учета в зданиях, предоставленных им государством для осуществления их деятельности и находящиеся в их хозяйственном ведении.

Всем собственникам в России был дан срок до 1 января 2011 года для того, чтобы они оснастили свои здания общими учетными устройствами.

Однако к присоединившимся регионам России – Республике Крым и Севастополю был дан срок до 1 января 2019 года.

Также стоит отметить, что установка подобного счетчика осуществляется в обязательном порядке сразу после ввода в эксплуатацию здания, в не зависимости от того, производился ли капитальный ремонт или здание является вновь возведенным. Ответственным за установку такого оборудования является организация, осуществляющая капитальный ремонт или строительство.

Итак, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета? В соответствии с законодательством расходы по установке общего учетного оборудования в многоквартирных домах и не жилых зданиях должны нести сами собственники этих зданий либо государственные органы, в ведении которых находятся соответствующие здания.

Однако закон дает региональным властям полномочия на свое усмотрение финансировать подобные мероприятия за счет региональных бюджетов. Таким же полномочием наделены местные администрации всех населенных пунктов России.

В случаях, когда собственники жилых помещений в многоквартирных домах отказываются платить за установку соответствующего оборудования, она будет осуществлена за счет жилищной организации. В случаях, когда роль жилищной организации исполняет товарищество данных собственников, установка осуществляется за счет средств местного бюджета.

Однако в дальнейшем стоимость установки и эксплуатации данного оборудования будет включено в счета коммунальщиков и собственникам квартир все равно придется заплатить. По этой причине установку лучше сразу осуществить за счет жилищной организации, которая непосредственно ответственна за обеспечение эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.

Текущий ремонт многоквартирных домов является плановым мероприятием, направленным на устранение возникающих в ходе эксплуатации здания проблем. Так что средства, собираемые на текущий ремонт, не могут быть потрачены на установку счетчика, так как его отсутствие не является некой внезапно возникшей проблемой, всерьез мешающей эксплуатации жилого помещения.

В некоторых случаях, данные средства все же можно направить на подобные расходы. Но для этого необходимо получить решение собрания собственников жилья многоквартирного дома и согласовать действия с жилищной организацией.

Установка ОДПУ осуществляется в следующем порядке:

  1. Собственники приобретают соответствующее учетное оборудование, которая имеет сертификат соответствия установленным в Таможенном Союзе регламентам.
  2. Приглашаются представители и специалисты соответствующей коммунальной организации, которые устанавливают и пломбируют учетное оборудование собственными средствами.
Читайте так же:
Регуляторы расхода с счетчиком

Стоит отметить, что соответствующие коммунальные организация сами предоставляют прибор учета, который уже прошел сертификацию. Установка их оборудования поможет быстрее осуществить процедуру и избежать многих разногласий по поводу качества работы того или иного прибора учета.

Общедомовые счетчики вводятся в эксплуатацию после того, как происходит опломбирование. То есть с этого момента оборудование начинает вести учет расходуемой на общедомовые нужды коммунальной услуги.

Однако для официального ввода в эксплуатацию необходимо составить соответствующий акт. Он подписывается ответственным сотрудником жилищной организации и представителем коммунальщиков.

Разумеется, собственники могут установить учетный прибор и без уведомления коммунальной организации.

Основной плюс от установки общедомовых счетчиков заключается в том, что жильцы смогут сэкономить деньги на расходах на общедомовые нужды. Так, они могут оплачивать лишь тот расход энергии, который происходит внутри дома.

Как правило, можно посчитать около десятка причин того, что расходы на общедомовые нужды вырастают в разы. Так что установка общедомовых приборов учета позволит убрать большинство из них. К примеру:

  • будет учитываться лишь утечка, имеющая место внутри здания;
  • коммунальщики уже не смогут распределять образовавшуюся у них недостачу на жильцов;
  • управляющие компании не смогут завышать стоимость услуг по общедомовым нуждам по своему усмотрению без конкретных фактов и т.д.

То есть установка ОДПУ позволит жильцам платит лишь за действительно израсходованную энергию. Без этого распределение будет идти по нормативу, что, как выяснилось, образует гораздо большую стоимость, нежели действительные расходы на общедомовые нужды в многоквартирных домах.

Общедомовой счётчик поставили без нашего ведома. Почему мы должны за него платить?

Общедомовой счётчик поставили без нашего ведома. Почему мы должны за него платить?

«Тепловые сети» уведомили нас, что в нашем доме установлен счётчик за 218 тысяч рублей. Теперь мы должны ежемесячно платить за подвод воды к батареям 41 рубль 12 копеек с 1 квадратного метра. Что это ещё за строка «подвод воды к батареям»? И почему счётчик установили без согласия жильцов и общего собрания?»

С таким острым вопросом в редакцию пришли псковичи, жильцы дома № 15 по улице Звёздной. За комментариями корреспондент обратился непосредственно в «Псковские тепловые сети» и получил следующие разъяснения…
В соответствии с ч.5 ст.15 ФЗ № 261 «Об энергосбережении» с целью учёта потребляемых многоквартирным жилым домом энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года собственники обязаны были обеспечить дом приборами учёта. Соответствующие информационные письма «Псковские тепловые сети» направляли в управляющую организацию ООО УО «Восьмой район».
— Управляющая организация в свою очередь обязана была проинформировать собственников об установленных законом сроках оснащения многоквартирных домов приборами учёта и запросить технические условия на установку, — поясняет Александр Коростелёв, директор МП «Псковские тепловые сети». — После этого жильцы должны были провести общее собрание, принять решение о необходимости выполнения указанных работ, обговорить условия оплаты расходов на установку приборов учёта. Протокол собрания с общим решением должен был быть доведён до сведения управляющей организации. На основании этого решения домоуправление вправе было заключить договор на установку общедомовых приборов учёта с подрядчиком.
Со слов Александра Викторовича, до 1 июля 2013 года в адрес «ПТС» ни от УО «Восьмой район», ни от собственников дома № 15 по улице Звёздной обращений с предложениями о заключении договоров на установку общедомовых приборов учёта не поступало.
— По прошествии установленных законом сроков установки общедомовых приборов учёта силами собственников, вступает в действие часть 12 статьи 13 закона об энергосбережении, согласно которой предусматривается принудительный порядок установки общедомовых приборов учёта ресурсоснабжающими организациями, — пояснил далее собеседник. — При этом такая установка производится данными организациями в силу прямого предписания закона и каких-либо разрешений со стороны собственников, а также обязательного заключения договора на выполнение данных работ не требуется. Установка производится за счёт средств ресурсоснабжающей организации с последующим возмещением понесённых ею расходов собственниками помещений дома.
Таким образом, в доме № 15 по улице Звёздной был установлен узел учёта тепловой энергии на отопление и введён в эксплуатацию в марте 2019 года. Общая стоимость расходов на установку составила 218 286 рублей 51 копейка и включила в себя стоимость приборов учёта, расходы на разработку проектной документации на оборудование узла учёта, расходы на его монтаж и пуско-наладочные работы.
Общая площадь помещений в жилом доме, по информации управляющей организации ООО УО «Восьмой район», составляет 5 308,40 м². Соответственно, стоимость установки общедомового узла учёта на 1 м² составляет 41,12 руб. Сумма к оплате = стоимость на 1м2×Sобщ квартиры.
До установки приборов учёта плата за отопление начисляется равномерно в течение года исходя из нормативов потребления и утверждённых тарифов. В многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учёта тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется, исходя из показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учёта в эксплуатацию и распределяется пропорционально площади помещения. При этом плата начисляется и выставляется только в течение отопительного сезона. Размеры начисленной за один расчётный период платы различным потребителям зависят от общей площади занимаемых ими помещений.
Жильцам дома по вышеуказанному адресу МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» выставляет квитанции только за установку общедомового прибора учёта тепловой энергии на отопление. Строки «Подвод воды к батареям» в квитанциях предприятия и управляющей организации ООО УО «Восьмой район» нет. Соответственно, дать пояснения по этому вопросу не представляется возможным.
Платёж за установку оборудования можно внести с рассрочкой равными долями в течение, например, пяти лет, либо сразу. В случае предоставления рассрочки платёж подлежит увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
От редакции: цифры-цифрами, но вероятно, в данный ситуации жильцам дома следует услышать альтернативную точку зрения и обратиться к псковским правозащитникам и экспертам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector